Файл: Игрушка, как один из инструментов в работе психолога.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМОСТИ ИГРУШКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Возможности использования различных видов игр в педагогическом процессе школы
1.2 Предпочтение детей при выборе игрушек
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШКИ В ПСИХОЛОГИИ
2.1 Влияние игрушек на взаимодействие родителей и детей
2.2 Влияние игрушки на развитие детей
| ||||
| ||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||
По дисциплине « » На тему: «Игрушка, как один из инструментов в работе психолога» | ||||
Группа ______ | ||||
Студент | | И.О. Фамилия | ||
| | | ||
Преподаватель | | И.О. Фамилия |
МОСКВА 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ВВЕДЕНИЕ
Игрушка представляет собой предметное средство игры – главной деятельности маленьких детей, поэтому ее изучение является актуальной задачей ряда психологических и педагогических дисциплин: возрастной психологии, психологии и педагогики дошкольного детства, психологии игры и др. В последнее время интерес к изучению игрушек растет, однако в России по-прежнему очень мало таких работ – большая их часть проводится за рубежом. Исследователей интересует широкий круг вопросов, связанных с игрушками: что такое игрушка; где пролегают границы между игрушкой и другими предметами, между различными видами игрушек; влияние игрушки на развитие детей и т.д. (Ж. Пиаже, Т.Х. Рассмусен, Л.-Э. Берг, Ф. Бойтендайк, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, М.В. Осорина, Е.О. Смирнова, Б. Тодд, Дж.М. Александер, И.Д. Черни, Д. Берген, Дж. ТравикСмит и др.).
В России в настоящее время происходит модификация системы дошкольного образования. В связи с чем разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевающий «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»1.
При организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) на первое место выступает ориентация на развитие совокупности личностных качеств, а развитие ребенка осуществляется в игре, поэтому особое значение играет развивающая предметная среда.
В 90-е годы XX столетия отечественные ученые Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова занимались изучением развивающей предметной среды. Они рассматривали ее как направление гуманизации и повышения результативности педагогического процесса в ДОО, формулируя при этом ряд требований к ее организации:
- «свободный, по интересам детей выбор игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности и реализации своих замыслов;
- возможность играть как небольшими подгруппами, так и индивидуально, не находится в постоянно утомляющей детей многочисленной группе, пространство групповой комнаты строить нишеобразно, отделяя части комнат низкими стеллажами, ширмами и др.»2.
Проблема отсутствия интереса у современных детей к развивающим играм и игрушкам на данный момент является предметом исследования психологов и педагогов. Согласно статистическим данным, 70% родителей отмечают у детей дошкольного возраста угасание интереса к развивающим играм и игрушка3. Некоторые предпосылки решения проблемы чрезмерной увлеченности детьми современными игровыми гаджетами отражены, как в работах отечественных авторов (Н. И. Алтухова, К.Ю. Галкина, Е.Л. Болескиной, А.В. Воскунойскова, А.Ф. Шайдулиной и др.) так и зарубежных (К. С. Янг, М. Гриффитс др.).
Ученые В.В. Абраменко и Е.О. Смирнова в своих работах исследуют развивающие функции игрушки, считая их основным инструментом формирования знаний, умений и навыков ребенка.
Также ряд ученых затрагивают актуальность развивающих игрушек в становлении ребенка, как личности (Н.Л. Кряжева; Н.П. Линькова, Г.А. Костина; М.И. Лисина; Е.А. Коссаковкая; Е.О. Смирнова; М.В. Соколова и др.).
Таким образом, совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация в обществе требует системного обучения педагогов и родителей технологиям подбора детских развивающих игрушек для детей дошкольного возраста.
Феномен «детская развивающая игрушка» является достаточно новым с научной точки зрения, научных исследований на эту тему не так много. Проанализируем сущность следующих понятий: «детская игрушка», «функции детских игрушек», «развитие ребенка», «роль детских игрушек в развитии ребенка».
Самое распространенное определение понятия «игрушка — это предмет, предназначение которого создание игровой деятельности детей и взрослых»4.
С философской точки зрения понятие «игрушка» рассматривалось немецким философом Х.Г. Гадамером. Он, рассуждая на тему детской игрушки и пришел к мнению, что игрушка — это средство бытия произведения искусства5.
Объектом исследования в данной работе является влияние игрушки на психическое развитие ребенка.
Предметом - особенности современной игрушки как средства психического развития ребенка.
Цель исследования - исходя из особенностей влияния игрушки на процесс психического развития ребенка, выявить критерии для выбора современной игрушки.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить историю развития игрушки как средства социализации ребенка;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить особенности влияния игрушек (традиционных и современных) на психику ребенка;
- ознакомиться психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка;
- проанализировать современные подходы к использованию игрушки для формирования личности ребёнка.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМОСТИ ИГРУШКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Возможности использования различных видов игр в педагогическом процессе школы
Основу классификации игр, которая принята в отечественной педагогике, заложил русский педагог П. Ф. Лесгафт. Руководствуясь идеей о единстве физического и психического развития ребёнка, Лесгафт создал систему подвижных игр. Раскрыл воспитательное значение правил игры, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных игр. П. Ф. Лесгафт разделял игры на имитационные и игры с правилами.
Классификацией игр занимались практически все ведущие педагоги и психологи. При этом часто внимание акцентировалось на какой-то одной характеристике игр, которой придавалось большее значение, чем другим. Так, Н. К. Крупская в своих работах выделяла игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие) и организованные (с готовыми правилами). А. В. Запорожец и А. П. Усова, классифицируя игры, выделили творческие игры (драматизации, строительные), подвижные игры и дидактические игры.6
Современные ученые А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:
1) по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
2) по характеру педагогического процесса: обучающие, тренингов, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; релаксационные игры-паузы;
3) по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации и театрализации;
4) по предметной области: математические, исторические, экологические, физические:, музыкальные, театрализованные, литературные, трудовые, технические, производственные, военно- прикладные, туристические, народные, спортивные, обществоведческие, управленческие, экономические, управленческие;
5) без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения.
Из существующего многообразия экономических игр мы выбрали следующие игры, игры-конкурсы и театрализованные, ролевые экономические игры
, которые проводились в соответствии с рабочей программой в рамках изучения экономической сферы общества в дисциплине обществознание.
Существуют разные классификации игр, мы выделили следующие виды:
• Ролевые игры;
• Театрализованные игры;
• Игры конкурсы;
• Онлайн – игры;7
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. С первых месяцев своей жизни он стремится общаться с окружающими, постепенно овладевая языком - мощным средством общения и усвоения социального опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступным ему радостям и горестям, он таким своеобразным образом приобщается к окружающей его жизни.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
В практике обучения и воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения, в том числе и учет индивидуального подхода в обучении. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно. 8
Игра является неотъемлемой частью социальной жизни людей, одним из основных видов человеческой деятельности. Это не только способ развлечения или отдыха, но также может быть учебным процессом, используемым в обучении и привитии труда.
Изначально игра как метод обучения возникла с древних времен и имеет глубокие исторические корни. Игра является методом социализации ребенка и с первых моментов своего появления выступает в качестве первой школы для воспроизведения различных практических ситуаций с целью их осмысления. Она помогает привить ребенку необходимые человеческие черты характера, навыки, качества, а также развить в нем необходимые способности.