Файл: Игрушка, как один из инструментов в работе психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующей технологией продвижения детских развивающих игрушек можно считать технологию «Edutainment», которая объединяет в себе развлечение и обучение.

По мнению А.В. Попова, технология «Edutainment» предполагает формирование первичного интереса к предмету через игровой элемент24. То есть при взаимодействии ребенка с игровым предметом он приобретает знания, умения и опыт. Особенность технологии «Edutainment» состоит в использовании современных форм развлечения в традиционную модель обучения. В сфере образования данная технология уже нашла свое применение. Современные занятия, уроки, семинары все чаще содержат в себе показ фильмов, музыки, веб-сайтов, настольных и других игр.

К технологии «Eduitainment» родители прибегают, когда традиционные методы обучения не работают. Данная технология позволяет человеку быстро запоминать информацию, поэтому за ней будущее.

Технология «Eduitainment» приобретает особую актуальность в связи с тем, что существуют разные способы получения информации и в этом помогает игровое и развлекательное обучение.

С настоящее время используется еще одна технология для подбора игрушек – это интерактивная технология.

Интерактивное общение, является одним из самых популярных средств подбора игрушек. По статистическим данным общий объем интерактивной рекламы за 2015 год составил 163 млрд. рублей и по прогнозу вырастет ещё на 38%25.

Примерами интерактивной технологии могут служить:

- виртуальные экскурсии;

- дополненная реальность;

- интерактивные стенды.

Яркий пример интерактивной технологии в продвижении детских игрушек может служить разработка известной компании «Hasbro», которая впервые начала использовать интерактивные дисплеи. На витринах магазинов на уровне роста ребенка были установлены дисплеи, на которых можно ознакомиться с предлагаемой в магазине продукции, просмотреть видео ролики и сыграть в flash-игры. В современном мире очень часто родители выбирают хорошо разрекламированные игрушки.

Приоритетной технологией в подборе является технология развивающего обучения.

Свое развитие теория развивающего обучения обрела в исследованиях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. В их работах обучение и развитие –взаимосвязанный процесс26. В рамках данной теории разработано большое количество технологий обучения. Основным принципом технологии развивающего обучения является создание зоны ближайшего развития
27. Определение этой зоны является приоритетной задачей воспитателя и педагога. Выготский Л.С. выделял 2 ступени развития ребенка:

- актуальное развитие (знания, которыми обладает ребенок, его самостоятельная деятельность);

- ближайшее развитие (деятельность ребенка, которую он не может выполнить без помощи взрослых)28.

Если педагоги и родители овладеют технологией развивающего обучения, то они смогут:

- из ассортимента товара выбрать ту развивающую игрушку, которая обладает наибольшим педагогическим потенциалом для конкретного ребенка;

- при возникновении проблемной ситуации в сфере деятельности найти принцип решения такого типа проблем.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что процесс подбора игрушки является достаточно сложным и способствует знакомству со свойствами, характеристиками игрушек; информирует о преимуществах приобретения. В настоящее время выделены следующие технологии: интерактивная технология, личностноориентированная, технология Edutainment, технология развивающего обучения. Как отмечают М.С. Задворная и Ю.Ю. Петрова «сегодня необходимо обратить внимание педагогов ДОО на привлечение родителей воспитанников к подбору и созданию дидактических игр, игрушек и пособий для детей; расширение тематики методической поддержки педагогов и родителей по вопросам подбора игр и игрушек»29.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Обратимся к термину «развивающая игрушка» который долгое время не использовался, хотя игрушки, имеющие развивающий потенциал присутствовали во все времена. Только в ХХ веке данное понятие впервые стал использовать один из основоположников педагогики раннего развития Борис Никитин [14].

В современных условиях актуальна проблема определения развивающей игрушки. В письме Минобрнауки России от 17 мая 1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» установлены требования к игрушке, представляющей собой развивающую или педагогическую ценность:

- полифункциональность;

- возможность групповой игры;

- дидактические свойства;

- высокий эстетический уровень, который позволит ребенку приобщиться к миру искусства30.

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина. Ученые Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета определили «три основных критерия оценки развивающей игрушки:

- соответствие игрушки задачам возраста;

- требования к игрушке с точки зрения деятельности: привлекательность, ориентировка, наличие ориентиров, необходимых ребенку для контроля правильности выполнения действия, возможность самостоятельного действия ребенка с игрушкой;

- открытость игрушки для выполнения разных развивающих действий»31.

Очень интересен подход шведского ученого Свенссона, считающего, что невозможно оценить развивающий потенциал игрушки, так как он определяется многими условиями. Игрушка может быть как хорошей, так и плохой в определенных условиях или для определенного ребенка.

Проведенный обзор сосредоточен на нескольких наиболее популярных темах в области психологии игрушек: их привлекательности для ребенка, влияния на формирование и развитие детей, на особенности взаимодействия с родителями.


Обзор показал неоднозначность результатов исследований, посвященных ранним детским предпочтениям при выборе игрушек: в некоторых работах получены данные о том, что мальчики обладают большей избирательностью в игрушках, чем девочки, причем уже с первых месяцев жизни, в то время как другие исследования дают противоположные результаты. Однако чем старше дети, тем определеннее их выбор: к дошкольному возрасту у них формируется осознанное разделение игрушек на «феминные» и «маскулинные» и отнесение игрушек к своему или чужому полу, что объясняется гендерной социализацией.

Анализ работ, направленных на изучение взаимодействия детей и родителей в игре с различными игрушками, показывает, что, например, игра с интерактивными игрушками плохо сказывается на совместном внимании, уменьшая число инициативных обращений как ребенка, так и взрослого друг к другу и ответных реакций, смещая общение с содержательной стороны взаимодействия на отдельные сенсорные эффекты игрушки.

В то же время в совместных играх с образными игрушками фиксируется высокий уровень воображения и общения; показано, что этот вид игрушек способствует проявлению эмпатии у детей. Это чрезвычайно важный результат для возрастной психологии и педагогики, поскольку он показывает уникальное значение образной игрушки для развития детей.

Таким образом, исследования, направленные на изучение развивающего потенциала игрушек, однозначно подтверждают, что игрушки влияют на активность и, следовательно, на развитие речи, воображения, мышления, социальной и коммуникативной компетентности детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Письмо Минобрнауки России от 17 мая 1995 г. №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901852366

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

  3. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 112 с.

  4. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. – 2001. – № 7. – С. 101-132.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

  6. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопр. психол. 1984. № 6. С. 38–42.

  7. Гафарова Д. В. Направления развития маркетинговой политики торговой организации, работающей на региональном рынке товаров для детей в сегменте «игры и игрушки» / Д.В. Гафарова // Торгово-экономический журнал. - 2017. - №3 - С. 75-84

  8. Гончарова С.Б. Зарождение личностного подхода в русской классической педагогике и культуре 18-19 веков / С.Б. Гончарова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№ 2.-С.27-29.

  9. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманист. издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

  10. Задворная М.С. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО /М.С. Задворная, Ю.Ю. Петрова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 10 - 1. - С. 48-52.

  11. Кареш Г. Исследование развивающих игр и эффекта игрушек во время обучения детей дошкольного возраста / Г. Кареш, Е. Тезель // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 6-12.

  12. Кривошеева М. Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления / М.Ю. Кривошеева. - Воронеж, 2005. -115 c.

  13. Кудряшев А.Ф. Развитие, эволюция, коэволюция: соотношение понятий / А.Ф. Кудряшев // Вестник Башкирск. ун-та. - 2012. №1 (I)- С. 57-62.

  14. Маленков, Ю. А. Современный менеджмент [Текст]: [учебник] / Маленков Юрий Алексеевич. - М.: Экономика, 2010. - 438 сМихеева, С. А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов / С. А. Михеева. - М. : Вита-Пресс, 2012. – 328 с.

  15. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия / В.С. Мухина // Народное образование, 1997 - № 5. - С. 28–33

  16. Объем рынка маркетинговых коммуникаций России в 2015 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.akarussia.ru/press_centre/news/id4045

  17. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок / Е.Н. Попов //Российский экономический журнал, Москва М.П. – СПб: Питер - 1992. - № 6. - 66 с.

  18. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Ролевое замещение дошкольников в игре с образными игрушками // Психол. наука и образов. 2021. Т. 26 (1). С. 41–50.

  19. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с

  20. Смирнова Е.О. Право на игру / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Современное дошкольное образование, №1, 2011, С. 28-31

  21. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания // Психол. наука и образов. 2008. № 3. С. 62–71.

  22. Стати М.П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы / М.П. Стати // Маркетинг, 2008, №1. – С. 24-30.

  23. Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. –– М.: Педагогическое общество России, 2002.

  24. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / под ред. Г.А. Урунтаевой – М., 1997. – 288 с.

  25. Ушинский, К.Д. Педагогика. Избранные работы / К.Д. Ушинский. - М.: Издательство Юрайт, 2017–284 с

  26. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Флерина - М.: Просвещение, 1973. - 44 с.

  27. Alexander G., Wilcox T., Woods R. Sex differences in infants’ visual interest in toys // Arch. Sex. Behav. 2009. V. 38 (3). P. 427–433

  28. Boe J., Woods R. Parents’ influence on infants’ gender-typed toy preferences // Sex Roles. 2018. V. 79 (5–6). P. 358–373.




1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

2 Задворная М.С. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО /М.С. Задворная, Ю.Ю. Петрова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 10 - 1. - С. 48-52.

3 Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. – 2001. – № 7. – С. 101-132.

4 Кареш Г. Исследование развивающих игр и эффекта игрушек во время обучения детей дошкольного возраста / Г. Кареш, Е. Тезель // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 6-12.

5 Гафарова Д. В. Направления развития маркетинговой политики торговой организации, работающей на региональном рынке товаров для детей в сегменте «игры и игрушки» / Д.В. Гафарова // Торгово-экономический журнал. - 2017. - №3 - С. 75-84

6 Гончарова С.Б. Зарождение личностного подхода в русской классиче-ской педагогике и культуре 18-19 веков / С.Б. Гончарова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№ 2.-С.27-29.

7 Гончарова С.Б. Зарождение личностного подхода в русской классиче-ской педагогике и культуре 18-19 веков / С.Б. Гончарова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№ 2.-С.27-29.

8 Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. –– М.: Педагогическое общество России, 2002.

9 Маленков, Ю. А. Современный менеджмент [Текст]: [учебник] / Маленков Юрий Алексеевич. - М.: Экономика, 2010. - 438 сМихеева, С. А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов / С. А. Михеева. - М. : Вита-Пресс, 2012. – 328 с.

10 Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманист. издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

11 Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания // Психол. наука и образов. 2008. № 3. С. 62–71.

12 Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопр. психол. 1984. № 6. С. 38–42.

13 Alexander G., Wilcox T., Woods R. Sex differences in infants’ visual interest in toys // Arch. Sex. Behav. 2009. V. 38 (3). P. 427–433

14 Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопр. психол. 1984. № 6. С. 38–42.

15 Boe J., Woods R. Parents’ influence on infants’ gender-typed toy preferences // Sex Roles. 2018. V. 79 (5–6). P. 358–373.