Файл: Методы финансового контроля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из главных направлений деятельности Федерального казначейства является управление государственным долгом. Органы казначейства ведут кредиторскую и дебиторскую функции по государственному долгу, осуществляют эмиссию государственных ценных бумаг и контролируют исполнение договоров по заемным операциям.

Кроме того, Федеральное казначейство осуществляет функции по управлению бюджетными средствами и учету государственного имущества. Органы казначейства выполняют контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств, участвуют в разработке бюджетной политики и мониторят ее исполнение.

Наконец, Федеральное казначейство занимается вопросами обеспечения финансовой стабильности государства и контроля за финансовыми операциями в бюджетной сфере. Органы казначейства проводят анализ и мониторинг финансовых рынков, разрабатывают меры по предотвращению финансовых рисков и злоупотреблений в сфере бюджетных отношений.

Таким образом, Федеральное казначейство является ключевым органом государственного финансового управления, отвечающим за эффективное использование бюджетных ресурсов и обеспечение финансовой стабильности государства. Структура подчиненности Федерального казначейства, его функции и направления деятельности определяются «Положением о Федеральном казначействе», которое регулирует его работу и управление государственными финансами. (далее – ЦАФК), представлена на рисунке 2.1.



Рисунок 2.1 - Структура органов Федерального казначейства

Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»: штатная численность ФКУ «ЦОКР» –10 512 штатных единиц, в том числе; головное учреждение – 1 515 шт. ед.; филиалы – 8 997 шт. ед.;

Состав ФКУ «ЦОКР»: головное учреждение, в составе которого Филиал ФКУ «ЦОКР» по обеспечению услугами в области информационных технологий и 44 отдела; 10 филиалов, включая 74 территориальных отдела. В состав Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в г. Ростове-на-Дону включены новые территориальные отделы № 7 в г. Донецке, № 8 в г. Луганске, № 9 в г. Херсоне, № 10 в г. Мелитополе.

Федеральное казначейство - организация, входящая в систему Министерства финансов РФ. Его целью является обеспечение финансовой устойчивости государства. В рамках своей деятельности организация осуществляет управление государственными финансами и обеспечивает учет, хранение и распределение государственных средств. Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными и региональными органами власти, Центральным банком РФ и органами местного самоуправления. Через территориальные отделы Федеральное казначейство осуществляет управление по субъектам РФ. Статья 242.14 Федерального закона «Об исполнении бюджета РФ» устанавливает порядок осуществления финансовых операций и контроля за исполнением бюджета. Казначейское обслуживание бюджета РФ является важной составляющей финансовой системы страны. Его основная задача - обеспечение эффективного управления денежными средствами, поступающими в бюджет, а также их направление на реализацию государственных программ и проектов. Консолидированные бюджеты РФ включают федеральный, региональный и местный уровни, каждый из которых обслуживается соответствующей группой казначейства.


Основные направления деятельности отображены в Постановлении Правительства РФ «О Федеральном казначействе». Они систематизированы на рисунке 2.2.



Рисунок 2.2 - Функции Федерального казначейства РФ

Федеральное казначейство России является важнейшим органом управления финансовыми ресурсами государства. Его основные задачи включают обеспечение эффективного управления бюджетными средствами, предотвращение нарушений в финансовой сфере и создание единого информационного пространства для всех государственных органов России.

Рассматривая модели исполнения бюджета непосредственно через деятельность казначейских органов, мы можем подразделить их по следующим основным ключевым признакам, представленным на Рис. 2.3.


Рисунок 2.3 - Базовые признаки моделей исполнения бюджета посредством функционирования казначейских органов

Указ Президента РФ от 02.02.2016 г. № 41 внес существенные изменения в роль Федерального казначейства в контрактной системе. Отныне, кроме своих основных функций, казначейство получило новые полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ранее принадлежавшие Росфиннадзору.

Такое изменение в роли Федерального казначейства существенно повысило его важность и ответственность в государственном финансовом контроле. Ведь теперь казначейство не только осуществляет организацию кассовых операций, расчеты по исполнению государственных программ и иных государственных заказов, но и контролирует финансовую деятельность различных организаций в рамках контрактной системы.

Получив такую возможность, Федеральное казначейство может требовать от контрагентов-исполнителей учета всех расходов и выполнения работ, предусмотренных контрактом. Кроме того, для своевременного выявления нарушений в деятельности контрагентов и исполнения контрактов, казначейство может проводить регулярные финансовые проверки.

Таким образом, Федеральное казначейство получило новую важную функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, что позволит ему более полно реализовывать свою роль в контрактной системе и обеспечить эффектную работу государственных органов и организаций.

Согласно Положению о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральным казначейством России были осуществлены мероприятия, направленные на исполнение федерального бюджета. Все финансовые показатели по реализации мероприятий регулярно отсылались в Минфин России.



Одним из успешных мероприятий является взыскание органами Федерального казначейства неиспользованных бюджетными и автономными учреждениями остатков целевых субсидий. В результате взыскания общая сумма составила 27 млн рублей.

Кроме того, был обеспечен отзыв на лицевые счета главных распорядителей бюджетных средств, связанных с отсутствием заключенных соглашений между ГРБС, осуществляющим предоставление субсидий, и высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Общая сумма лимитов бюджетных обязательств, которые были отозваны, составила 8 952,5 млн рублей.

Кроме того, Федеральным казначейством был обеспечен отзыв на лицевые счета ГРБС дополнительных лимитов бюджетных обязательств по неисполненным бюджетным обязательствам 2022 года в сумме 15 745,0 млн рублей и незаконтрактованных лимитов бюджетных обязательств на сумму 2 914,2 млн рублей.

На начало 2023 года количество лицевых счетов, обслуживаемых Федеральным казначейством, составило 78 768, включая в себя федеральный уровень бюджета и государственные внебюджетные фонды. Кроме того, на территории России открыто 10 106 лицевых счетов для бюджетных и автономных учреждений федерального уровня. Федеральным бюджетным учреждениям открыто 9 492 лицевых счета, а федеральным автономным учреждениям - 614 лицевых счетов.

Таким образом, Федеральное казначейство России успешно осуществляет мероприятия по исполнению федерального бюджета и обслуживанию лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений федерального уровня. Отзыв лимитов бюджетных обязательств и взыскание неиспользованных целевых субсидий являются важными шагами для обеспечения эффективного исполнения федерального бюджета.

Существенную роль в работе Федерального казначейства играют казначейские счета, которые обеспечивают выполнение денежных обязательств государства. Согласно приказу Федерального казначейства от 1 апреля 2020 года № 15н «О Порядке открытия казначейских счетов» на 1 января 2023 года было открыто 48 043 казначейских счета.

Все эти цифры говорят о том, что роль Федерального казначейства в обеспечении финансовой стабильности не только государства, но и каждого гражданина России, неоценима. Организация высококачественного обслуживания лицевых счетов и казначейских счетов - это одна из основных задач Федерального казначейства.


За 2022 год в закрытый реестр независимых гарантий включено 10 489 сведений о независимых гарантиях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации
от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» Федеральное казначейство осуществляет ведение реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (далее – закрытый реестр контрактов).


За 2022 год в закрытый реестр контрактов включено 87 811 сведений
о контрактах.


Федеральным казначейством в 2022 году обеспечено расширение перечня клиентов, неторговые валютные операции которых проводятся через единый казначейский счет в иностранной валюте.

В рамках этого процесса Федеральное казначейство продолжит совершенствовать систему внутреннего контроля и рискового управления, а также укреплять механизмы мониторинга и анализа операций клиентов.

Расширение перечня клиентов, проводящих неторговые валютные операции через единый казначейский счет в иностранной валюте, позволит увеличить эффективность управления экспортными доходами и усилить контроль за их использованием. Кроме того, это даст возможность клиентам Федерального казначейства расширить свои возможности по управлению своими финансовыми потоками, в том числе сократить издержки на проведение валютных операций.

В целом, расширение перечня клиентов, проводящих неторговые валютные операции через единый казначейский счет в иностранной валюте, является важным шагом в развитии финансовой системы Российской Федерации и укреплении ее позиций на международной арене.

Также Федеральным казначейством принято активное участие
в разработке законопроекта № 1172899-7, наделяющего Федеральное казначейство полномочиями агента валютного контроля, а также предусмотренных указанным законопроектом подзаконных актов Правительства Российской Федерации (примечание: принят Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»).


В связи с расширением функций Федерального казначейства РФ необходимо разработать новые нормативные акты, которые позволят улучшить нормативную правовую базу и упростить работу территориальных органов, выжимая максимум пользы для государства и его граждан. Систематизация и совершенствование законодательной базы позволит более эффективно контролировать и надзирать за исполнением финансовых обязательств, уменьшить количество нарушений, а также повысить уровень доверия граждан к работе государственных органов.

2.2. Анализ контрольных функций в органах Федерального казначейства

Деятельность федерального казначейства включает в себя много задач, связанных с управлением денежными потоками на разных уровнях. Иерархия структуры позволяет каждому уровню выполнять его специфические функции и эффективно работать в рамках общей системы.

Федеральное казначейство России выступает важным элементом системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Казначейство ответственно за обеспечение исполнения федерального бюджета, осуществление операций в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и управление средствами на едином счете федерального бюджета.

Однако, помимо этого, Федеральное казначейство РФ осуществляет также внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Это является еще одним важным элементом системы контроля в области финансов, направленным на обеспечение надлежащего уровня проверки финансовой отчетности юридических лиц.

Кроме того, Федеральное казначейство России производит методологическое и методическое обеспечение, исполняет отдельные функции финансовых органов, организует доставку денежных средств и обеспечивает правильность финансовых расчетов.

Таким образом, Федеральное казначейство РФ выполняет широкий круг обязанностей в области контроля и учета государственных финансов, гарантируя адекватность и точность финансовой отчетности, а также способствуя надежности и эффективности финансовых операций государства.

Кассовое обслуживание является одной из важнейших функций в Казначействе. Его задачи включают исполнение бюджетов, операции со средствами, казначейское сопровождение, открытие и ведение лицевых счетов, организацию исполнения исполнительных документов и учет поступлений. Кассиры обеспечивают работу кассы, обрабатывая денежные операции и финансовые документы. Они также предоставляют консультации клиентам и решают возникающие при работе проблемы. Ответственность за точность и своевременность операций лежит на кассиров, что делает кассовое обслуживание необходимым компонентом финансовой стабильности организации.