Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План Федерального казначейства на 2023 год и Планы ТОФК на 2023 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода в соответствии с предложениями Министерства финансов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России и Росфинмониторинга, а также собственными предложениями контрольно-ревизионного блока Федерального казначейства, основанными на Карте рисков, утвержденной руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 19 мая 2022 года и включившей 13 идентифицированных наиболее рискоемких зон расходования бюджетных средств, и приоритетных направлениях контроля за расходованием бюджетных средств, сформированных Федеральным казначейством на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации и объединивших 12 направлений.
План Федерального казначейства на 2023 год утвержден руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 20 октября 2022 года и включил 88 пунктов, в рамках которых запланировано проведение более 200 контрольных мероприятий. Более 50 % контрольных мероприятий имеют чрезвычайно высокий, высокий и значительный уровень риска.
В рамках исполнения пункта 13 Протокола заседания поручения Координационного совета при Правительстве Российской Федерации
по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов от 6 декабря г. 2022 № 5кс в План Федерального казначейства на 2023 год внесены изменения, в том числе в части исключения 15 пунктов Плана Федерального казначейства на 2023 год, а также включения 6 новых пунктов, 5 из которых предусматривают масштабные проверки за расходованием средств на проведение специальной военной операции.
С учетом внесенных изменений План Федерального казначейства на 2023 год содержит 79 пунктов и предусматривает проведение более 160 контрольных мероприятий.
Контрольная деятельность Федерального казначейства на 2023 год ориентирована на приоритетные для государства задачи:
- реализация инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты;
- реализация мероприятий национальных проектов (6 НП);
- реализация государственных программ (19 ГП);
- контроль расходов бюджетных средств на проведение специальной военной операции;
- последующий контроль за расходами, находящимися на казначейском сопровождении.
В рамках взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации
при формировании Плана Федерального казначейства на 2023 год проведена работа по синхронизации контрольной деятельности Федерального казначейства и Счетной палаты Российской Федерации на 2023 год в части объектов, тем и сроков проведения контрольных мероприятий, а также определены три направления, по которым выражена взаимная заинтересованность в обмене материалами контрольных мероприятий (социальная помощь на основании социального контракта отдельным категориям граждан, денежные выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, закупки в Минкультуры России).
В 2022 году Казначейство Российской Федерации успешно выполнило ряд важных задач. Одной из наиболее значимых является разработка концептуальных предложений в новую редакцию Бюджетного кодекса РФ с учетом доработки информационных систем Казначейства. Также было обеспечено перечисление оплаты труда и иных периодических выплат на национальные платежные инструменты и внедрена технология осуществления платежей в бюджет с использованием системы быстрых платежей. Создание единой платформы исполнения исполнительных документов и веб-чата ПЕКЦ СУЭ как средства обмена данными и файлами между пользователями и операторами Казначейства тоже не менее важны.
Результаты работы Казначейства в 2022 году показывают, что организация выполняет ряд важных задач и функций в соответствии с законодательством. Каждая из этих задач усложнена большим количеством деталей, но Казначейство успешно справляется с ними. Необходимо отметить, что это позволяет поддерживать финансовую стабильность в стране и обеспечивать государственную политику в различных секторах экономики.
Однако, несмотря на успехи, перед Казначейством по-прежнему стоит ряд задач, которые нужно выполнить в ближайшее время. Каждая задача является частью общей стратегии Казначейства и направлена на достижение его целей, а именно - на обеспечение экономической стабильности в стране.Согласно основным итогам взаимодействия Казначейства России с финансовыми органами субъектов РФ в 2020 г., представленным Министерством Финансов РФ Федеральным казначейством в 2020 г. осуществлялись контрольные мероприятия, связанные с проверкой межбюджетных трансфертов14. Всего было проведено 1149 проверок, в том числе 578 внеплановых. По итогам данных проверок, было выявлено, нарушений на 77,9 млрд. руб., средства были выделены из федеральных средств бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Из них 3,4 млрд. руб. в виде дотаций, 30,3 млрд. руб. в виде субсидий, 3,2 млрд. руб. в виде субвенций, 41 млрд. руб. в виде межбюджетных трансфертов (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Результаты контрольных мероприятий, проводимых в 2021 г. Федеральным Казначейством, млрд. руб15.
Контрольные мероприятия ФК РФ | Результаты контрольных мероприятий, млрд. руб. |
Проверено средств, выделенных их федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, их них: | 371,4 |
в виде дотаций | 24,2 |
в виде субсидий | 100,7 |
в виде субвенций | 20,7 |
в виде иных межбюджетных трансфертов | 225,8 |
Выявлено нарушений, выделенных из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, из них: | 77,9 |
в виде дотаций | 3,4 |
в виде субсидий | 30,3 |
в виде субвенций | 3,2 |
в виде иных межбюджетных трансфертов | 41,0 |
В целях реализации результатов контрольных мероприятий в 2022 году Федеральным казначейством направлено объектам контроля:
представлений 2 454 единицы на сумму 782 778 004,4 тыс. рублей;
предписаний 149 единиц на сумму 5 693 951,2 тыс. рублей.
Объектами контроля в 2022 году исполнено 1 846 единиц представлений на сумму нарушений 306 622 235,1 тыс. рублей и 97 предписаний на сумму 420 649,0 тыс. рублей.
В Министерство финансов Российской Федерации Федеральным казначейством в 2022 году направлено 10 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, содержащих основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения (далее – уведомление), на сумму 2 132 493,6 тыс. рублей.
По 8 направленным уведомлениям (по двум уведомлениям – отказ) Министерством финансов Российской Федерации приняты решения о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета на общую сумму 1 683 810,9 тыс. рублей.
В 2022 году Федеральным казначейством была произведена значительная работа в области контроля за административными правонарушениями. Было составлено более 8000 протоколов, а на основе них было вынесено более 2000 постановлений о назначении административного наказания. Начисленные административные штрафы превысили 64 миллиона рублей.
Однако, не менее важной является работа по возмещению денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Общая сумма возмещенных объектами контроля средств составила более 19 миллионов рублей, что свидетельствует о реальной эффективности работы контролирующих органов.
Кроме того, важным является передача информации и материалов о правонарушениях правоохранительным органам. В 2022 году было передано свыше 2400 единиц информации и материалов ревизий и проверок. Это позволяет создавать более полную картину о правонарушениях и принимать более эффективные меры по их предотвращению и пресечению.
Таким образом, работа Федерального казначейства в области контроля за административными правонарушениями в 2022 году может быть оценена как успешная и эффективная. Её результаты позволяют не только привлекать правонарушителей к ответственности, но и возмещать бюджету убытки, связанные с их действиями. Кроме того, передача информации и материалов правоохранительным органам позволяет принимать более эффективные меры по предотвращению правонарушений в будущем.
Заключение
Финансовый контроль в России нуждается в серьезных изменениях и усовершенствовании своей роли во всех экономических отношениях. Сейчас главной задачей государственного контроля является контроль за подготовкой проекта бюджета и его исполнением, а также оценка эффективности организационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль за ее деятельностью. Кроме того, необходимо усилить государственный ведомственный контроль за предприятиями государственного сектора экономики. Однако, чтобы успешно осуществлять контроль, нужны хорошо обученные специалисты и актуальные методы контроля. Поэтому необходимо обновление функций внутреннего контроля и создание нового контрольного органа, который будет выполнять задачи, возникшие в связи с решением Конституционного Суда. Бюджетный кодекс РФ определяет формы и методы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль. Также существуют шесть основных методов контроля: наблюдение, экспертиза, анализ, проверка, аудит и финансово-экономическая экспертиза. Важно, чтобы все эти методы использовались с умом и не приводили к излишнему бюрократизму.Финансовый контроль должен быть неотъемлемой частью государственного управления и одновременно управленческой деятельностью со своими методами, приемами и формами. Он должен обеспечивать эффективное использование бюджетных средств, экономическую стабильность и социальную защиту населения. Но для этого нужны не только законы и формы контроля, но и высокие профессиональные квалификации контролеров и открытость контрольных органов.
Список литературы
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательств РФ от 01.07.2021 N 244-ФЗ. -
Приказ Минфина России от 20 марта 2014 г. N 18н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере". -
Архиреева А. С., Едиджи Ф. А. Проблемы развития финансового контроля //Эпомен. – 2020. – №. 36. – С. 19 -
Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства // Н.Т. Белуха – М.: Финансы и статика, 2020, 236 с. -
Берикова Н. Б., Дорджиева Д. П. Классификация органов государственного финансового контроля: проблемы и совершенствование //Тренды социально-экономического развития в условиях реального и виртуального мира – 2021. – С. 112. -
Бровкина В.Д. Контроль и ревизия // В.Д. Бровкин – М.: ИНФРА-М, 20120, 153 с. -
Быстряков А.Я. Реформа государственного финансового контроля российской Федерации (вопросы теории и практики) // А.Я. Быстряков – М.: 2023. 270 с. -
Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики // Ю.М. Воронин – М.: 2022, 50 с. -
Гигин С. О., Гаврилова Э. Н. Цифровизация государственного и муниципального финансового контроля РФ с внедрением технологий Blockchain и Big Data: проблемы и перспективы //Экономическая безопасность: современные вызовы и поиск эффективных решений. – 2020. – С. 514 -
Грабова О. Н., Суглобов А. Е., Грабов А. В. Системность и новации государственного (муниципального) финансового контроля Российской Федерации //Russian Journal of Management. – 2021. – Т. 9. – №. 1. – С. 32 -
Грачева Е.Ю. Финансовый контроль // Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова – М.: 2019, 272 с. -
Грязнова А.Г. Финансы: Учебник // А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина — М.: Финансы и статистика, 2021, 504 с. -
Звездин А.Л. Ревизия и контроль // А.Л. Звездин — М.: КноРус, 2020, 194 с. -
Лапуста М.Г. Финансы организаций // М.Г. Лапуста — М.: Проспект, 2019, 64 с. -
Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы // И.Д. Мацкуляк – М.: 2022, 593 с. -
Новиков К. С., Аминов И. Р. Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №. 8-1. – С. 227. -
Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации // Л.Н. Овсянников — М.: Финансы, 2020, 127 с. -
Пашкова Т. А. Внедрение новых методов финансового контроля в деятельность органов внешнего муниципального финансового контроля //Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2020. – №. 1. – С. 62. -
Петренко П. М., Петренко М. М. Финансовый контроль в бюджетной сфере: проблемы и перспективы //Вопросы российской юстиции. – 2020. – №. 7. – С. 319 -
Привезенцев В.А. Контроль и ревизия: Учебное пособие // В.А. Привезенцев — М.: Проспект, 2019, 58 с. -
Романовская В.В. Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях // В.В. Романовская – М.: 2020, 88 – 95 с. -
Сайгафаров Р.В. Государственный финансовый контроль // Р.В. Сайгафаров – М.: 2019, 91с. -
Самолысов П. В., Белова С. Н. Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок //Труды Академии управления МВД России. – 2020. – №. 2 (54). – С. 22 -
Сигунова Т. А. Проблемы финансового контроля в системе государственных закупок //Modern Economy Success. – 2021. – №. 1. – С. 144 -
Симко Н. Н. Стандартизация как вектор развития внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля //Евразийское Научное Объединение. – 2020. – №. 5-4. – С. 315. -
Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Л.А. Симонова — М.: Финансы, 2019, 94 с. -
Сумская М.Ю. К вопросу о понятии и сущности государственного финансового контроля // М.Ю. Сумская, А.С. Эсханова – М.: Аллея науки, 2018, 706 – 713 с. -
Суфянова Е.З. Государственный финансовый контроль // Е.З. Суфянова – М.: Аллея науки, 2017, 414 – 417 с. -
Уланова Н.К. Оценка эффективности финансового контроля // Н.К. Уланова, А.Ю. Черенков – М.: 2017, 816 – 820 с. -
Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления // В.З. Шевлоков — М.: Финансы, 2020, 115 с. -
Шепелева Д. В., Попова О. В. Эволюция государственного финансового контроля //Право и государство: теория и практика. – 2020. – №. 12. – С. 32. -
Шошина Л. Н. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль по единым правилам //Экономика и социум. – 2020. – №. 12. – С. 509