Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведение бюджетного учета и составление отчетности являются неотъемлемыми элементами финансово-экономической деятельности любого государства. В Российской Федерации эти функции возложены на Федеральное казначейство. Оно занимается ведением бухгалтерского учета и формированием бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, бюджетов бюджетной системы, кассовому обслуживанию бюджетов и автономных учреждений и не участников бюджетного процесса.
Одним из главных задач Федерального казначейства является формирование консолидированной бюджетной отчетности, которая позволяет получить полную картину исполнения бюджетов всех уровней. Кроме того, Федеральное казначейство отвечает за формирование оперативной отчетности, которая предоставляет информацию о текущем состоянии исполнения бюджета.
Не менее важным является создание и обслуживание государственных информационных систем. Официальные сайты, создание государственных информационных систем, обеспечение их развития и введение в эксплуатацию – все это входит в компетенцию Федерального казначейства. Особое внимание уделяется реализации планов мероприятий по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
В целях повышения качества и прозрачности бюджетной отчетности, Федеральное казначейство формирует отчетность по международным стандартам, что позволяет сравнивать ее с аналогичными отчетами других стран. Все это улучшает условия для привлечения инвестиций и повышения доверия к бюджетной системе страны.
Таким образом, ведение бюджетного учета, составление отчетности, создание государственных информационных систем и формирование отчетности по международным стандартам – это основные задачи Федерального казначейства, которые помогают обеспечить эффективность государственных финансов и повышение качества жизни населения.
Казначейство осуществляет контроль за использованием бюджетных средств на всех уровнях их исполнения. Также оно производит предварительный и текущий контроль операций с бюджетом. Казначейство взаимодействует с другими органами государственной власти для выполнения своих контрольных функций.
Федеральное казначейство является органом, который занимается важными финансовыми операциями и формированием отчетности. Оно также сопровождает государственные контракты и договоры. Эффективное управление финансовыми ресурсами России - еще одна задача, которую выполняет Федеральное казначейство. Благодаря своей работе орган способствует стабильности экономики и укреплению финансовой системы РФ.В России внедряются меры, с целью повышения прозрачности и эффективности управления государственными финансами. Это включает создание интегрированной информационной системы, централизацию учета и участие казначейства в контрактной системе. Также планируется реформирование системы казначейских платежей. Все эти шаги призваны обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и предотвратить коррупционные схемы в государственном секторе.
В 2022 году функции по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществлялись структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства, территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и основывались на принципах эффективности, риск-ориентированности, автоматизации, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости.
В целях осуществления отбора объектов контроля при планировании контрольной деятельности Федерального казначейства на 2023 год с применением риск-ориентированного подхода использовался инструмент «Анализ рисков» подсистемы информационно-аналитического обеспечения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». С помощью инструмента «Анализ рисков», реализующего автоматизированный сбор и анализ информации о подконтрольной среде, осуществлено рейтингование потенциальных объектов контроля.
Также 19 мая 2022 года руководителем Федерального казначейства
Р.Е. Артюхиным утверждена Карта рисков Федерального казначейства
в финансово-бюджетной сфере на 2022 год.
Карта рисков, содержащая 13 наиболее значимых из идентифицированных рисков, как один из инструментов управления рисками в финансово-бюджетной сфере, также применена в том числе в целях реализации риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности Федерального казначейства на 2023 год.
Реализация контрольных полномочий в 2022 году осуществлялась в условиях моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. № 665, в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.
В 2022 году Федеральным казначейством продолжена работа по автоматизации контрольной деятельности, включающая в себя как модернизацию и адаптацию программных продуктов, уже используемых в текущей деятельности Федерального казначейства при осуществлении полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, так и создание новых инструментов, которые позволят повысить эффективность планирования и осуществления контрольной деятельности (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Основные итоги осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере в 2022 году
Показатель | 2022 год |
Количество проведенных проверок, ревизий, обследований (единиц), в том числе: | 3 096 |
плановых проверок, ревизий | 2 318 |
внеплановых проверок, ревизий | 727 |
обследований | 51 |
Количество проведенных выездных проверок и (или) ревизий (единиц) | 2 995 |
Количество проведенных камеральных проверок (единиц) | 50 |
Количество контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения (единиц) | 2 289 |
Объем проверенных средств (тыс. руб.) | 5 333 513 523,6 |
Важным достижением Федерального казначейства в 2022 году стало обеспечение контроля в финансово-бюджетной сфере. Были проведены ревизии и выездные проверки в количестве 2 995 единиц, что подтверждает высокую активность органов государственного контроля. Также были проведены 50 камеральных проверок и 51 обследование.
Эти меры по контролю финансово-бюджетной сферы являются важным элементом борьбы с коррупцией, организованным преступлением, нарушением законодательства, экономической безопасности страны и эффективном использовании бюджетных средств.
Проведение ревизий и проверок помогает установить нарушения и недостатки, а также выявить мошеннические схемы и своевременно принимать меры по их устранению. Камеральные проверки позволяют оценить документацию и информацию о финансовых операциях, а также выявить нарушения в учете. Обследования направлены на оценку состояния финансовой деятельности и определение эффективности управления бюджетными средствами.
Федеральное казначейство уделяет большое внимание обеспечению контроля в бюджетной сфере с целью обеспечения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Результаты проведенных проверок и ревизий говорят о том, что работа органов государственного контроля на достойном уровне, что способствует поддержанию финансовой стабильности и устойчивого развития экономики.Информация о количестве и видах контрольных мероприятий, проведенных в 2022 году, представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Результаты контрольной деятельности Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере за 2022 год
Объем нарушений, выявленных Федеральным казначейством в 2022 году, составил 624 494 653,1 тыс. рублей или 12 % от общего объема проверенных средств, в том числе:
нецелевое использование бюджетных средств – 5 682 319,6 тыс. рублей;
неправомерное использование бюджетных средств – 33 463 480,9 тыс. рублей;
несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями – 85 548 482,9 тыс. рублей;
нарушение процедур составления и исполнения бюджета, установленных бюджетным законодательством – 16 275 545,1 тыс. рублей;
нарушение правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета
и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности – 72 970 740,5 тыс. рублей;
нарушение порядка администрирования доходов бюджета – 153 809,6 тыс. рублей;
нарушение в сфере закупок – 66 448 593,0 тыс. рублей;
прочие нарушения – 343 951 681,6 тыс. рублей.
В 2022 году Федеральное казначейство провело 24 заседания Контрольной комиссии и несколько совещаний по поводу рассмотрения результатов контрольных мероприятий. Всего было проведено 71 контрольное мероприятие, в том числе 47 плановых и 24 внеплановых мероприятия. Результаты контроля рассматривались по видеоконференцсвязи, к участию приглашались руководители управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, представители объектов контроля и проверочные группы.
Также в 2022 году Контрольными комиссиями ТОФК было проведено 1 421 заседание. По итогам рассмотрения результатов контрольных мероприятий были выработаны предложения по направлению предписаний, представлений и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения Министерство финансов Российской Федерации, а также по назначению проведения внеплановых выездных проверок и ревизий. Кроме того, советовались по совершенствованию нормативной правовой базы и направлению информационных писем о результатах контрольных мероприятий.
Такие мероприятия важны для обеспечения законности и эффективного управления средствами бюджета на всех уровнях. Они обеспечивают дисциплину финансового управления и профессионализм государственных служащих, что в конечном итоге повышает доверие населения к государственным структурам. Таким образом, Федеральное казначейство продолжает работу по повышению эффективности использования бюджетных средств и обеспечению их правильного учета и контроля.Таким образом, контроль за соответствием условий контракта является важным инструментом контрактной системы в сфере закупок и позволяет обеспечить эффективную и прозрачную деятельность государственных и муниципальных организаций. Федеральное казначейство РФ — важнейшая государственная структура, гарантирующая правильное и своевременное исполнение бюджетных обязательств в стране. Благодаря своей деятельности казначейство обеспечивает экономическую стабильность и поддерживает социальные программы, которые составляют основу жизни многих людей. В настоящий момент Федеральное казначейство выполняет свои функции успешно, следит за бюджетными средствами и действует исключительно в интересах граждан страны.
2.3. Анализ деятельности Федерального казначейства за 2019–2022 года
9 декабря 2021 года Министром финансов утверждён «План деятельности Федерального казначейства на 2023 год и плановый период 2024 - 2028 годов»13.
Утвержденный План Федерального казначейства на 2022 год, а также утвержденные Планы ТОФК на 2022 год предусматривали проведение на всей территории Российской Федерации более 5 100 контрольных мероприятий.
С учетом ограничений на проведение Федеральным казначейством в 2022 году проверок в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными муниципальными заказчиками, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. № 665 «Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств» в План Федерального казначейства на 2022 год и Планы ТОФК на 2022 год вносились изменения, по результатам которых количество плановых контрольных мероприятий органов Федерального казначейства сократилось более чем на 50 %.
По результатам 2022 года количество плановых контрольных мероприятий, проведенных Федеральным казначейством и ТОФК, составило 2 318 единиц, в том числе проведенных центральным аппаратом Федерального казначейства – 61 единица.
Отчет об исполнении Плана Федерального казначейства на 2022 год утвержден руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным 23 января 2023 года.
В 2022 году обеспечено формирование планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и ТОФК на 2023 год (далее соответственно – План Федерального казначейства на 2023 год, Планы ТОФК на 2023 год) в подсистеме финансового контроля государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части контроля в финансово-бюджетной сфере.
В рамках планирования контрольной деятельности на 2023 год впервые с применением средств автоматизации, а именно инструментов «Анализ рисков» и «Паспорт объекта контроля» подсистемы информационно аналитического обеспечения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», был осуществлен риск-анализ финансово-хозяйственной деятельности более 15 000 потенциальных объектов контроля.