Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра менеджмента и информационных технологий
Курсовая работа по дисциплине: финансы
Тема: Методы финансового контроля
Студент- Коробко Даниил,
группу M11-21-1
Преподаватель - Вицко Е.А
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1 Понятие и сущность финансового контроля 5
1.2 Законодательство о государственном финансовом контроле 10
Глава 2. Анализ системы государственного финансового контроля в Российской Федерации на примере Федерального казначейства России 13
2.1. Характеристика деятельности Федерального казначейства 13
2.2. Анализ контрольных функций в органах Федерального казначейства 22
2.3. Анализ деятельности Федерального казначейства за 2019–2022 года 29
Заключение 36
Финансовый контроль в России нуждается в серьезных изменениях и усовершенствовании своей роли во всех экономических отношениях. Сейчас главной задачей государственного контроля является контроль за подготовкой проекта бюджета и его исполнением, а также оценка эффективности организационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль за ее деятельностью. Кроме того, необходимо усилить государственный ведомственный контроль за предприятиями государственного сектора экономики. 36
Однако, чтобы успешно осуществлять контроль, нужны хорошо обученные специалисты и актуальные методы контроля. Поэтому необходимо обновление функций внутреннего контроля и создание нового контрольного органа, который будет выполнять задачи, возникшие в связи с решением Конституционного Суда. 36
Бюджетный кодекс РФ определяет формы и методы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль. Также существуют шесть основных методов контроля: наблюдение, экспертиза, анализ, проверка, аудит и финансово-экономическая экспертиза. Важно, чтобы все эти методы использовались с умом и не приводили к излишнему бюрократизму. Финансовый контроль должен быть неотъемлемой частью государственного управления и одновременно управленческой деятельностью со своими методами, приемами и формами. Он должен обеспечивать эффективное использование бюджетных средств, экономическую стабильность и социальную защиту населения. Но для этого нужны не только законы и формы контроля, но и высокие профессиональные квалификации контролеров и открытость контрольных органов. 36
Список литературы 36
Введение
Актуальность темы исследования. Любая управленческая деятельность в современных условиях попросту невозможна без комплексного контроля социально-экономических отношений и процессов. Без применения контрольных мероприятий управленческие действия обретают формальную основу и теряют свою эффективность. Принятие правильных управленческих решений в условиях отсутствия грамотного контроля также не будет обеспечивать эффективное развитие общества. Государственная и муниципальная управленческая система в Российской Федерации является важнейшим компонентом функционирования федеративного государства. Финансы как экономическая категория представляют собой одну из самых значимых позиций в условиях развития рыночных отношений, и они применяются с целью обеспечения эффективного совершенствования социально-экономических процессов. Организация качественного государственного и муниципального финансового контроля будет способствовать развитию международных отношений в стране и средства можно распределять наиболее значимым образом с минимальным объёмом издержек. Но следует понимать, что в виду значимых размеров Российской Федерации, возникают глобальные и локальные проблемы в обеспечении государственного и муниципального финансового контроля, которые вызваны неэффективностью законодательства, коррупционными составляющими и другими проблемными моментами. Все их можно ликвидировать только путём последовательного развития и изменения в лучшую сторону механизмов управления финансами.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучением и анализом актуальных проблем организация государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации в современной литературе занимались следующие авторы: Пашкова Т. А., Симко Н. Н., Сергиенко С. А., Новиков К. С., Аминов И. Р., Грабова О. Н., Суглобов А. Е., Грабов А. В., Гигин С. О., Гаврилова Э. Н., Геращенко И. П., Пашкова Т. А., Баева Е. А., Турбина Н. М., Черемисина Т. Н., Мухомова Л. О., Шурухина Т. В. и др.
Целью курсовой работы является изучение методов финансового контроля.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
-
рассмотреть рассмотрим концепцию и сущность финансового контроля; -
проанализировать законодательство о государственном финансовом контроле; -
дать характеристику деятельности Федерального казначейства; -
провести анализ контрольных функций в органах Федерального казначейства; -
провести анализ деятельности Федерального казначейства за 2019–2022 года.
Объектом исследования в данной работе является государственный финансовый контроль на материалах Федерального казначейства России.
Предметом исследования в курсовой работе считаются проблемные аспекты, которые нарушают целостность функционирования института государственного финансового контроля.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа, метод обобщения, метод классификации, методы индукции и дедукции.
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля
1.1 Понятие и сущность финансового контроля
Изучать сущность государственного и муниципального финансового контроля необходимо посредством рассмотрения его предмета, принципов, целей и задач организации данной деятельности. Именно эти фундаментальные позиции способствуют пониманию значимости рассматриваемых институтов в современном федеративном государстве.
Предметом государственного и муниципального финансового контроля считаются денежные средства, которые находятся в государственном или местном бюджете на каждом этапе их образования, распределения и практического применения.1
Таким образом, цель организации государственного и муниципального финансового контроля состоит в качественном обеспечении целесообразности, законности, результативности создания, распределения и практического применения различных видов финансовых ресурсов, находящихся у государства или муниципальных образований.
Государственный и муниципальный финансовый контроль невозможно организовать без учёта ряда основополагающих принципов, которые считаются своеобразными уникальными правилами. Данными принципами можно назвать следующие:
-
Принцип законности подразумевает, что организация и проведение комплексного контроля может быть осуществлена с помощью правовой базы, поскольку она регулирует работу контрольных органов. -
Принцип объективности указывает на тот факт, что отсутствие какой-либо предвзятости и обоснованность выводов позволяет создать действенные результаты государственного и муниципального финансового контроля. -
Принцип гласности позволяет установить перечень общедоступных результатов государственного и муниципального финансового контроля, но при этом важно соблюдать все необходимые правила, связанные с государственной и коммерческой тайной. -
Принцип ответственности говорит о том, что комплексное соблюдение всех процессов и положений, связанных со стандартными контроля, должны распространяться на каждого субъекта планомерно, и это будет способствовать достижению качественных результатов.2 -
Независимость органов финансового контроля как принцип может быть обеспечена с помощью избрания или освобождения от должности соответствующих сотрудников, работающих в контрольно-надзорных органах России. -
Принцип, обеспечивающий разграничение полномочий и функций. Он предполагает полное исключение дублирования различных функций органов государственного финансового контроля и муниципального управления в ходе проведения контрольной работы. -
Принцип системности предполагает присутствие комплексной и общей правовой базы, которая устанавливает определённую периодичность реализации контрольных действий и государственных мероприятий.3
Важно заметить, что для успешного выполнения всех основных задач, присущих институту государственного и муниципального финансового контроля, нужно обеспечивать чёткую систематизацию и классификацию этих процессов. Так, классификация государственного финансового контроля важна в ходе создания правовых актов, поскольку это способствует выявлению структуры и состава контрольно-надзорных органов. Вместе с этим, данная работа необходима с целью формирования задач и комплексных функций от органов финансового контроля в Российской Федерации. В свою очередь, систематизация государственного и муниципального финансового контроля важна для того, чтобы повысить его эффективность и наиболее рациональным способом распределять все объекты контрольно-надзорной деятельности.
Институт государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации может существовать только благодаря выполнению ряда основополагающих функций:
-
Выделение различных отклонений, возникающих в процессе исполнения законодательства о бюджетах на разных уровнях. -
Анализ причин возникновения отклонений, а также их установления, и формирования конкретных позиций. -
Функция превенции состоит в том, что с её помощью проводится профилактическая деятельность, способствующая предупреждению правонарушений в финансово-бюджетной сфере. Эта цель профилактических мероприятий состоит в определении причин и условий образования правонарушений с целью их последующей ликвидации. -
Правоохранительная функция обеспечивается с помощью реализации контрольной деятельности органов финансового контроля по всей стране. следует понимать, что эта функция является важнейшим компонентом в обеспечении эффективной и законной деятельности различных структур, являющихся субъектами государственного и муниципального финансового контроля.4
Определив ранее цель осуществления государственного и муниципального финансового контроля следует перечислить все задачи, которые присущи этому установленному положению. Следует заметить, что в общем количестве задач государственного финансового контроля их достаточно много, поэтому важно установить несколько наиболее фундаментальных:
-
Проведение контроля за своевременным выполнением различных доходных и расходных статей бюджетов разных уровней с учётом их объёма, структуры и целевого назначения. -
Выявление эффективности и целесообразности использования различных видов государственных средств, а также применения федеральной и муниципальной собственности. -
Оценка обоснованности получения доходов и расходования статей из федерального и регионального бюджетов, а также бюджетов муниципальных образований и внебюджетных фондов. -
Осуществление финансовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, которые могут быть приняты в сфере развития бюджетных отношений. -
Оценка и анализ любых выявленных отклонений от установленных ранее параметров федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований. -
Организация контроля за законностью и своевременностью перемещения денежных средств из федерального бюджета во внебюджетные фонды. -
Повышение качества налоговой и бюджетной дисциплины в стране. -
Пресечение любых незаконных решений, связанных с предоставлением льгот в сфере налогообложения и в рамках деятельности таможенных служб. -
Выявление финансовых злоупотреблений в области межбюджетных и бюджетных отношений с учётом особенностей их формирования.5