Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в Российской Федерации на основании работы специальных контрольно-надзорных органов с учётом принимаемого законодательства. Для этого следует обязательно принимать к сведению ряд специфических инструментов и приёмов, так как они обеспечивают законность, целесообразность и эффективность применения различных бюджетных средств.
Объектами государственного финансового контроля считаются различные ресурсы, государственный и муниципальный долг, а также совокупность резервов. Также объектами государственного и муниципального финансового контроля, согласно установленным положениям бюджетного законодательства Российской Федерации, можно назвать следующие:
-
Главные распорядители различных видов бюджетных средств. -
Финансовые органы по вопросам соблюдения ими установленных целей, а также условий для предоставления межбюджетных трансфертов или кредитов. -
Государственные учреждения. -
Система государственных унитарных предприятий. -
Различные виды юридических лиц, которые получают средства из государственного бюджета для организации и выполнения государственных и муниципальных заказов.6
Таблица 1 - Методы государственного и муниципального финансового контроля7
Методы государственного и муниципального финансового контроля | Характеристика методов государственного и муниципального финансового контроля |
Проверочные мероприятия | Фактическая и документальная проверка фактов законности, а также достоверности некоторых видов финансовых действий и операций. Оформление всех результатов проверки в виде специального акта. |
Ревизионные мероприятия | Фактическая и документальная проверка законности, а также достоверности различных финансовых операций, проводимых на государственном и муниципальном уровнях. |
Обследование | Анализ и общая оценка конкретных сфер деятельности, в которых работают органы власти на всех уровнях. оформление результатов проверки в виде специального заключения. |
Завершая данный параграф следует сделать вывод о том, что система государственного и муниципального финансового контроля
является сложным и многоуровневым институтом, где функционирует огромное количество участников, устанавливающих перед собой ряд целей и основополагающих задач профессиональной деятельности. Благодаря этому контролю можно обеспечивать законность, целесообразность и результативность создания, распределения и применения различных видов финансовых ресурсов в государстве.
1.2 Законодательство о государственном финансовом контроле
Следует отметить, что на данный момент нет единого нормативного акта, устанавливающего правовые основы государственного и муниципального финансового контроля.
На основании Конституции Российской Федерации (статьи 101 - 103) палатами Федерального Собрания Российской Федерации создана Счетная палата Российской Федерации.
Государственный финансовый контроль регулируется Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». В соответствии с постановлением, в РФ государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и федеральных бюджетов внебюджетных фондов, организацию денежного обращения с использованием кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственные резервы, предоставление финансовых и налоговых льгот и льгот.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года, № 314 был создан ряд федеральных служб, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, наделенных полномочиями по осуществлению финансового контроля: Федеральная налоговая служба надзора, и т.д.
Основные положения о государственном и муниципальном финансовом контроле содержатся в главе 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации «основы государственного и муниципального финансового контроля».8
В частности, в этой главе устанавливается:
-
формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами (статья 265); -
формы и порядок финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (статья 266); -
формы и порядок финансового контроля Федерального казначейства (статья 267); -
формы и порядок финансового контроля Федеральной службой финансового и бюджетного надзора (статья 268); -
формы и порядок финансового контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (статья 269); -
формы и порядок финансового контроля контрольно-финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 270).
В то же время особый интерес представляет формирование муниципальных органов финансового контроля.
Статья 270 бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы управления и финансовых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетных средств, главных администраторов, администраторов и получателей бюджетных средств из соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями кредитов в бюджет, бюджетных инвестиций и
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность создания специального контролирующего органа в муниципалитете, входящего в структуру местного самоуправления, который контролирует исполнение местного бюджета, соблюдение порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчет о его исполнении, соблюдение установленного порядка организации местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом «О пересмотре» 119-ФЗ от 7 августа 2001 года действие проверки (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по проведению независимых девочка проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, оплаты и расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также предоставить им другие аудиторские услуги.
Аудиторская деятельность компании осуществляется с помощью финансовых проверок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аудиторы, прошедшие сертификацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские компании, начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве юридического лица, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских компаний.
Глава 2. Анализ системы государственного финансового контроля в Российской Федерации на примере Федерального казначейства России
2.1. Характеристика деятельности Федерального казначейства
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основных функций были созданы специальные государственные органы: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Центральный Банк Российской Федерации. Федеральное казначейство, созданное Указом Президента Российской Федерации от 8.12.1992г. № 1556 «О Федеральном казначействе»9, в настоящее время имеет территориальные органы по субъектам Российской Федерации, а также в абсолютном большинстве городов, районов10. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и взиманием налогов в бюджет. Министерство финансов РФ занимается координацией финансовой политики и составлением федерального бюджета, а также разработкой и совершенствованием налоговой и бюджетной систем.
Центральный Банк Российской Федерации, являясь главным финансовым институтом страны, осуществляет регулирование денежно-кредитной политики, контролирует функционирование банковской системы и обеспечивает стабильность национальной валюты.
Органы финансовой власти РФ играют важную роль в сборе и распределении средств в федеральный бюджет, контроле за финансовой деятельностью организаций и налогообложении. Благодаря успешной работе этих органов, Российская Федерация занимает лидирующие позиции в мире по многим экономическим показателям и продолжает развиваться и процветать.
Федеральное казначейство - это главный орган по контролю за федеральными бюджетами. Она существует для того, чтобы гарантировать прозрачность и грамотное расходование общественных средств, а также сократить коррупцию и другие недостатки государственного контроля. Благодаря этому учреждению граждане нашей страны могут быть уверены в наличии ресурсов для осуществления всех необходимых социально-экономических программ, а государство - в финансовой стабильности.11.
Федеральное казначейство Российской Федерации является важным институтом, который играет ключевую роль в обеспечении исполнения федерального бюджета. Его функции включают в себя оперирование системой казначейских платежей, казначейское обслуживание, казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг. Эти функции позволяют гарантировать правильное и своевременное использование федеральных бюджетных средств.
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, в том числе международными договорами. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность четко и эффективно, обеспечивая исполнение федерального бюджета и отчетность перед соответствующими органами.
Федеральное казначейство - это главный орган по контролю за федеральными бюджетами. Она существует для того, чтобы гарантировать прозрачность и грамотное расходование общественных средств, а также сократить коррупцию и другие недостатки государственного контроля. Благодаря этому учреждению граждане нашей страны могут быть уверены в наличии ресурсов для осуществления всех необходимых социально-экономических программ, а государство - в финансовой стабильности12.
Федеральное казначейство выполняет множество разнообразных функций. Целью работы Федерального казначейства является обеспечение эффективного использования бюджетных ресурсов, их надлежащего учета и контроля, а также содействие в решении задач по развитию экономики и социальной сферы Российской Федерации.