Файл: Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 Студент Р. Э. Суслов (И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный институт»

Гуманитарно-педагогический институт

Параметры, влияющие на эффективность долговременной памяти

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебному курсу «Общая психология 2»

Студент

Р. Э. Суслов
















(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд – 2202б













Преподаватель

Р. А. Галютев







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

ВВЕДЕНИЕ

Память – это один из фундаментов жизни человека. Образ жизни, привычки, запрограммированные индивидом, патерны, складываются из запечатленных событий, пережитых эмоций и транслируются во все сферы жизни индивида, делая ее комфортнее и снимая необходимость возвращаться к анализу уже прожитых явлений. При полной потери памяти происходит разрушение личности, и индивид заканчивает свое существование как исторически сложившийся элемент мыслящей единицы социума. Поэтому развитие, укрепление и профилактика данного психического процесса является обязательным элементом в онтогенезе индивида и в социально-историческом существовании общества в целом.

ОБЪЕКТ: Долговременная память.

ПРЕДМЕТ: Параметры, влияющие на долговременную память.


ГИПОТЕЗА: При создании определенных условий долговременная память улучшается.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    1. Память, как неразрывный спутник сознания

В первую очередь хочу дать определение памяти, в том виде, как ее трактовали разные ученые:

«Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли.» (А.Р. Лурия, - СПб.: Питер, 2004, с. 192)

«…в самом общем смысле мы называем памятью явления изменения в организме, которые находят свое выражение в изменении процессов взаимодействия организмов.» (А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007, с. 298)

«…то, что прежде называлось памятью, представляет из себя сложную и комбинированную форму поведения, начиная с простой реакции и кончая сложными мыслительными рефлексами.» (Л.С. Выготский, Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 178)

Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. (Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2000, с. 189)

Специальная мнестическая деятельность – это процессы специального запечатления или заучивания материала.

Большая часть наших знаний возникает в следствии специальной деятельности, когда перед субъектом ставится задача запомнить определенный материал, удержать его, а в будущем воспроизвести.

В зависимости от того на какой промежуток времени необходимо удержать информацию, различают кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память – это способность, удержания только что воспринятого, небольшого объема информации в уме, на короткий период времени.

Долговременная память – это способность сохранять информацию длительное время, порой на период всего онтогенеза индивида.

Измерить максимальный объем памяти, скорость запоминания и срок хранения запоминаемой информации – одна из главных задач психологии.

1.2 Следообразование как явление в памяти

В психологии существует понятие «следа», как мнемического эффекта. Процессы следообразования и восстановления следа выступают как процессы памяти. Хранение следа выступает логическим продолжением мнемического процесса и завершает мнемический процесс - затухание следа, его стирание. Таким образом возникает цикл: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.



Запоминание

Запоминание бывает по длительности: краткосрочное, оперативное, длительное. При отождествлении длительности запоминания и продолжительности хранения, принято говорить о кратковременной, оперативной и долговременной памяти. При характеристике целей, запоминание разделяют на намеренное и ненамеренное. Ненамеренное запоминание подразделяется на опосредствованное и непосредственное.

Подлежащий запоминанию материал, разделяется на зрительный, слуховой, образный, вербальный, моторный, эмоциональный. От того какой материал необходимо запомнить различают виды памяти: зрительная, слуховая, образная, вербальная, моторная, эмоциональная.

Запоминаемый материал имеет следующую характеристику, он может быть осмысленным и бессмысленным. Эффективность запоминания зависит от осмысленности и бессмысленности материала. Осмысленное и механическое запоминание используется при описании психического процесса, поскольку продуктивность запоминания материала напрямую зависит от его осмысленности или бессмысленности.

Запоминание может быть: целостным и по частям, привычным и непривычным, массированным и распределенным.

Сохранение

Процедура интенсивной переработки, дифференциации, классификации, группирования материала, его усвоение.

Все что мы запоминаем, не обязательно благополучно сохраняется. Сектор хранения имеет собственные закономерности. Имеются следующие характеристики хранения: продуктивность и длительность хранения.

Воспроизведение

Сектор воспроизведения объединяет в себе результаты, полученные при разных условиях запоминания. Воспроизведение подразделяется на непосредственное и отсроченное, по величине отсрочки между запоминанием и воспроизведением.

От характера целей выделяют прямые и косвенные процедуры воспроизведения.

Отсроченное непроизвольное воспроизведение, выделяют в феномен реминисценции.

Имеются также феномены ошибок воспроизведения: контаминация(перепутывание) и конфабуляция(домысливание).

Забывание

Изречение Фемистокла:

«В ответ на предложение научить его запоминать, сказал: Научи меня лучше забывать.»

События и материал, сохраняются и вытесняются из памяти рандомно, что составляет особую проблему в динамике следа. Понимание и осмысление информации влияет на временные характеристики забывания. Также свою роль в забывании играет функциональное и эмоциональное состояние испытуемого.


По изречению А.Н. Леонтьева: «След есть – воспроизведения нет. Значит, воспроизведение само стало проблемой… нет возможности воспроизвести какое-то воздействие, событие. Но потом оказывается при исследовании, что след-то тот сохранился и при известных условиях его можно вытащить. Этот след себя воспроизведет.» (А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007, с. 277)

Значит ли это, что вся воспринимаемая информация, со временем никуда не девается, а уходит в бессознание. И если это так, то как мы можем способствовать в извлечении нужной нам информации из бессознательного сектора.

Еще Зигмунд Фрейд в своих работах по гипнозу установил, что огромный пласт воспоминаний, уходящих в глубокое детство, можно изъять из глубин подсознания, применяя определенные методики. Но тут встает вопрос об избирательности этих воспоминаний, вся ли информация записывается психикой на глубоких слоях памяти или тут имеется ряд избирательных принципов, и мозг фильтрует жизненно важную информацию и отсортировывает ее от информации, как он считает, не нужной. Плюс информация, заложенная в глубины подсознания, как выяснил Зигмунд Фрейд, трансформируется без нашего на то влияния и подстраивается под наше комфортное существование, сглаживая углы и делая ее более приемлемой, рациональной.

«Я это сделал», - сказала мне память. «Но я не мог этого сделать», - сказала мне гордость и была непреклонна, и память должна была сдаться ей» (цит. по: Штерн, 1930, с. 361)

Чтобы понять какие факторы имеют влияние на след, сохранение, закрепление, воспроизведение и затухание следа, нужно определиться какие виды памяти существуют в психологии.

1.3 Виды памяти

Последовательные образы.

NB – «Nachbild»

Проявляются в слуховой, зрительной и общечувствительной сфере.

Суть явления последовательного образа заключается в следующем: испытуемый несколько секунд смотрит на раздражитель, например, ярко-красную фигуру, затем эта фигура убирается, но субъект продолжает видеть на месте этой фигуры, фантом такой же формы, но, сине-зеленного цвета в течении нескольких секунд. Затем он постепенно начинает бледнеть и исчезает полностью.

Это явление объясняется наличием своего последействия у раздражения сетчатки глаза. Происходит истощение фракции зрительного пурпура, которая обеспечивает восприятие красного цвета и при переводе взгляда на белую поверхность появляется фантом сине-зеленого цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом. Это наиболее элементарный вид чувствительной памяти.


Другой вид последовательных образов: положительные последовательные образы. Эффект от них можно наблюдать при включении света, на очень короткое время, в темной комнате. Тогда освещенные предметы, после угасания света, еще какое-то время будут видны в своих цветах и затем исчезнут.

Эйдетические образы.

AB – Anschaungsbild

Явление эйдетических образов заключается в следующем: некоторые люди при скользящем взгляде на картину или серию вывесок, расположенных друг за дружкой, могут без особого усилия вызвать в памяти их образ и с точностью до мельчайших подробностей воспроизвести всю информацию находящеюся на них. Этот эффект может сохраняться на долгие месяцы и годы.

Образы представления.

YB – Vorstellungsbild

Образы представления намного богаче эйдетических образов. Это наиболее важный вид образной памяти.

Образы представления имеют интегрирующий эффект. Так как они включают в себя зрительные, осязательные, слуховые, двигательные следы.

Так же образы представления ведут интеллектуальную переработку впечатления о предмете, выделяют значимые признаки предмета и категоризируют его.

Следовательно, не только в воспроизводстве образа, но и в его узнавании, память подстраивает сложившиеся представления, наложенные опытным путем на данный образ и идентифицирует его по схожим признакам.

Как показали исследования советского психолога И.М. Соловьева, образ представления не храниться в памяти в неизменном виде, он динамичен, претерпевает изменения и их легко обнаружить, дав испытуемому возможность ознакомиться с предметом, и через какое-то продолжительное время предложить его нарисовать. Опыт всегда показывает исчезновение индивидуальных особенностей образа, но выделение и подчеркивание его наиболее существенных признаков. Что говорит о глубокой переработки хранящегося в памяти образа.

Словесная память.

Более высокоспецифичной и сложной является словесная память. Читая книги, воспринимая устную информацию, сохраняя в памяти различные сведения, получаемые с помощью речи, человек получает подавляющее количество знаний.

Получая словесную информацию, человек не запоминает слова, а воспроизводит информацию текстуально, в памяти откладывается суть, вложенная в информацию, представление о ней. Это говорит о том, что в основе словесной памяти лежит сложный процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов информации. Вот поэтому человек не может дословно пересказать книгу, но оказывается в состоянии запомнить ее содержание.