Файл: Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 Студент Р. Э. Суслов (И. О. Фамилия).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Направленность на прочность запоминания
В процессе запоминания, индивид ставит перед собой задачу, на какой период времени ему необходимо запомнить какую-либо информацию. Либо установка запомнить материал на долго (буквально навсегда), либо на какой-то не продолжительный момент времени.
Норвежский психолог А. Аалль отмечал наблюдения из собственной практики. В конце каждого семестра, когда нужно было принимать экзамены, он возобновлял в памяти материал относившийся к деталям курса, который мог ему пригодиться во время опроса. Оказалось, ему каждый раз нужно было возобновлять в памяти один и тот же материал, который спустя семестр забывался. Эти знания нужны были только на один день и дальнейшего хранения в памяти не требовалось, т.к. после экзамена они теряли свою важность.
Проведенные Ааллем опыты подтверждают его жизненные наблюдения. Методика опытов заключалась в том, что группе школьников давали для запоминания два рассказа. Один рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день; второй рассказ нужно было запомнить навсегда, чтобы через несколько недель-месяцев учащиеся смогли его воспроизвести. На следующий день условия эксперимента менялись: первый рассказ не нужно было пересказывать, со ссылкой на неудачный эксперимент, что позже будет другой эксперимент с другим рассказом. Но через 4 и 8 недель этот рассказ просили воспроизвести. Воспроизвести также просили и второй рассказ через 4 и 8 недель. Лучшие результаты были обнаружены в случае со вторым рассказом – с установкой на продолжительное запоминание.
Аалль указывает на некое особое «напряжение» и «силу», влияющую на высокие результаты запоминания. Но природу их не раскрывает.
-
Источники мнемической направленности
Разнообразие источников мнемической направленности очень большое, но среди них можно выделить основные.
Цель, ставящаяся перед запоминанием. Она в каждом отдельном случае будет не одинакова. Все зависит от той «роли», которая дана индивиду в данный момент и условий, для чего нужно запоминание информации.
От цели запоминания зависит его качество.
Полнота, точность, прочность и последовательность запоминания будет в каждом конкретном случаем разной и так же зависит от цели преследуемой запоминанием.
Ясное понимание материала имеет важное значение в запоминание. Школьники, в младших классах, получают мало информации, но она сконцентрирована необходимыми знаниями, соответствующими уровню ребенка, но в старших классах количество информации многократно увеличивается и остро встает необходимость, перед заучиванием материала, его разбор, для ясного понимания и в таком случае его заучивание проходит качественнее.
Так же на запоминание влияют условия, в которых приходиться запоминать. Когда ничто не препятствует многократному повторению материала, этот материал будет усвоен качественнее.
Индивидуально-психологические качества личности того, кто запоминает имеют существенную важность в направленности на качество запоминания. Здесь выделяются индивидуальные особенности памяти человека, его мнемические способности, выражающиеся в точности, прочности и быстроте запоминания.
Видное место в запоминание, занимает эмоциональное отношение к материалу, также, как и интерес индивида к тому, что необходимо запомнить.
Также к индивидуально-психологическим качествам личности нужно добавить возрастные особенности, которые имеют влияние на качество запоминания, поскольку с ними связаны умения, приобретенные в области памяти, опыт запоминания, своеобразие целей запоминания, своеобразное отношение к тому, что должно быть достигнуто в результате запоминания.
Важное условие, определяющее конкретное содержание направленности на запоминание, образуют особенности материала, который нужно запомнить, и прежде всего его объем. Небольшой по объему материал в большей мере стимулирует полное и точное запоминание, чем объемный, обширный материал.
Также плотность данных приходящихся на единицу объема, влияет на направленность запоминания. Чем более сжатый материал, чем более он богат данными, тем более лучше он усваивается, нежели материал, растянутый в повествовании и лишенный всяких фактических данных.
Выводы по II главе
По разным данным человек забывает до 80 % информации, усвоенной за последние сутки. Параметры, влияющие на качественное запоминание информации в долговременной перспективе, хочу изложить в следующем порядке:
-
Повторение или заучивание информации. Важнейший способ запоминания. Без многократного повторения, необходимая информация может оставить слабый след и только поверхностное, частичное усвоение и со временем уйти в подсознание. -
Индивидуальные мнемические особенности усвоения информации. Одним людям лучше запоминается текс, другим лучше откладывается в памяти услышанный материал. -
Объем информации. Большее количество информации запоминается хуже информации малого объема. -
Физическое состояние субъекта. При утомлении субъект запоминает информацию хуже, чем после сна и продолжительного отдыха. -
Отдых после заучивания. Непосредственно после заучивания, индивид усваивает больше информации, если ему дать отдохнуть, нежели если он сразу переключится на другую деятельность. -
Логичность текста. Набор бессмысленных фраз запомнить намного сложнее.
Пример: «…Мне этот мир уже абсолютно понятен. Я здесь ищу только одного: покоя, умиротворения и вот этой гармонии, от слияния с бесконечно-вечным, от созерцания этого великого фрактального подобия и от вот этого замечательного всеединства существа бесконечно-вечного, куда ни посмотри, хоть в глубь – в бесконечно малое, хоть в высь – в бесконечно большое…» (Сергей Симаков, «Идущий к реке», интернет-мем, 2015 г.)
-
Осмысление заучиваемого материала. После проработки информации, разделение его на логические элементы, заучивание происходит более качественно. -
Заинтересованность в предложенном к заучиванию материале. Материал, к которому у индивида есть интерес и желание его усвоить для дальнейшего манипулирования данной информацией, запоминается лучше, чем материал, не имеющий никакой ценности. -
Сильное эмоциональное воздействие информации на индивида. Эмоциональный след, оставляемый какой-либо информацией, имеет сильное ее закрепление в долговременной перспективе.
Заключение.
Благодаря долговременной памяти человек мыслит. Все знания, весь жизненный опыт храниться в долговременной памяти. Человеческая память очень пластична. В разных условиях она работает по-разному. Все жизненные события оставляют в памяти следы, которые в дальнейшем руководят нашим поведением, привычками и формируют личный образ жизни и характер, отношение к себе и миру. В эпоху информации, важно иметь нравственные ориентиры и научиться отделять нужную(полезную) информацию от информационного шума. Перефразировав выражение: «Мы то – что мы едим», получиться: «Мы такие – какого рода информацию мы «потребляем».
Список литературы
А. Г. Асмолов. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2 – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Н. Леонтьев. – 4-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 511 с.
Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 373 с.
Общая психология. Тексты: В 3 томах. Т. 3: Субъект познания. Книга 3, М.: Когито-Центр, 2019. – 616 с.
Мозг и поведение. Введение / Колб. Б., Уишоу И. К., Тески Дж. К. – М.: Лаборатория знаний, 2023. – 790 с.