Файл: Рабочая программа по окружающему миру для 4В класса предназначена для базового уровня и разработана на основе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.
Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России»
Современная Россия (10 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Проверим себя и оценим свои достижения пор разделу «Современная Россия». Наши проекты.
- 1 2 3 4
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Проверочные работы | Проекты | Экскурсии |
1 | Земля и человечество | 8 ч | 1 | | |
2 | Природа России | 11ч | 1 | | |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 ч | 0 | 1 | 3 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 ч | 1 | | |
5 | Страницы истории России | 19 ч | 0 | | |
6 | Современная Россия | 10 ч | 1 | 1 | |
| Итого: | 68 ч | 4 | 2 | 3 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, Тема урока | Количество часов | Тип урока | Формы организации учебной деятельности | Виды деятельности, контроль | Дата по плану | Дата по факту |
| Раздел 1. «Земля и человечество» 8 часов | ||||||
1 | Мир глазами астронома. | 1ч | Урок введения в новую тему | Групповая | Беседа по теме. Что изучает астрономия. Работа с моделью Солнечная система. Онлайн урок. Текущий контроль | 01.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Сравнение и различие дня и ночи, времен года. Объяснение (характеристика) движения Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Онлайн-урок Текущий контроль | 05.09 | |
3 | Мир глазами географа. | 1ч | Комбинирован ный урок | Групповая | Работа с готовыми моделями (глобусом, физической картой) Онлайн урок Текущий контроль | 08.09 | |
4 | Мир глазами историка. | 1ч | Комбинирован ный урок . | Групповая | Объяснение значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог» Онлайн-урок Текущий контроль | 12.09 | |
5 | Тестирование №1 Входной контроль | 1ч | Урок - игра | Индивидуальная | Чтение текста и обсуждение прочитанного Онлайн-урок Итоговый контроль | 15.09 | |
6 | Когда и где? | 1ч | Комбинирован ный урок . | Групповая | Значение слов и выражений: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказ о летоисчислении в древности и в наши дни. Работа с «лентой времени», с исторической картой Онлайн-урок Текущий контроль | 19.09 | |
7 | Мир глазами эколога. | 1ч | Комбинирован ный урок . | Групповая | Установка причинно-следственные связей, умений строить рассуждения в форме простых суждений. Онлайн-урок Текущий контроль | 22.09 | |
8 | Международная Красная книга. | 1ч | Комбинирован ный урок . | Групповая | Беседа по теме. Обсуждение Текущий контроль Онлайн-урок | 26.09 | |
| Раздел 2. «Природа России» 11 часов | ||||||
9 | Равнины и горы России. | 1ч | Комбинированный урок | Групповая | Работа с глобусом и картой. Чтение текста и обсуждение прочитанного Онлайн-урок Текущий контроль | 29.09 | |
10 | Моря, озёра и реки России. | 1ч | Урок развития умений и навыков | | Умение находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия, сравнивать и различать разные формы водоёмов Онлайн-урок Текущий контроль | 03.10 | |
11 | Природные зоны России. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Показ на карте природных зон. Рассказ о зависимости природных особенностей от освещённости Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Онлайн-урок Текущий контроль | 06.10 | |
12 | Зона арктических пустынь. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Рассказ об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. Онлайн урок Текущий контроль | 17.10 | |
13 | Тундра. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Показ на карте природных зон зоны тундры, умение называть природные особенности зоны тундры. Онлайн урок Текущий контроль | 20.10 | |
14 | Леса России. | 1ч | Урок – исследо вание | Групповая | Чтение и рассказ о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги, умение приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса, называть экологические связи в лесах Онлайн урок Текущий контроль | 24.10 | |
15 | Лес и человек. | 1ч | Урок- исследо вание | Групповая | Умение называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказ о правилах поведения в лесу. Онлайн урок Текущий контроль | 27.10 | |
16 | Зона степей. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Показ на карте, рассказ о природных особенностях зоны степей. Умение называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения, называть заповедники степной зоны. Онлайн урок Текущий контроль | 31.10 | |
17 | Пустыни. | 1ч | Урок- исследо вание | Групповая | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь. Онлайн-урок Текущий контроль | 07.11 | |
18 | У Чёрного моря. | 1ч | Урок развития умений и навыков | Групповая | Работа с глобусом и картой. Чтение текста и обсуждение прочитанного Онлайн-урок Текущий контроль | 10.11 | |
19 | Тестирование №2 «Природа России». | 1ч | КЗ | Индивидуальная | Обобщение знаний учащихся по разделу, развитие познавательного интереса и творческой активности. Онлайн-урок .Итоговый контроль | 03.11 | |
| Раздел 3. «Родной край – часть большой страны» 15 часов | ||||||
20 | Наш край. | 1ч | Комбинирован ный урок | Групповая | Умение объяснить значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна, находить на карте России родной 19регион. Онлайн урок Текущий контроль | 14.11 | |
21 | Поверхность нашего края. | 1ч | Комбинирован ный урок | Групповая | Характеристика (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. Текущий контроль | 17.11 | |
22 | Поверхность нашего края (экскурсия). | 1ч | Урок -экскурсия | Групповая | 28.11 | | |
23 | Водные богатства нашего края. | 1ч | Урок-практика | Групповая | Характеристика (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмов нашей местности Онлайн-урок Текущий контроль | 01.12 | |
24 | Наши подземные богатства. | 1ч | Урок изучения нового материа ла | Групповая | Характеристика свойств изученных полезных ископаемых, различие изученных полезных ископаемых. Описание их применения в хозяйстве человека (на примере нашего края). Онлайн урок Текущий контроль | 05.12 | |
25 | Земля – кормилица. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Онлайн-урок Текущий контроль | 08.12 | |
26 | Экскурсия в лес и на луг. | 1ч | Урок-экскурсия | Групповая | Характеристика (в ходе экскурсий и наблюдений) лесов нашей местности Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» Онлайн урок Текущий контроль | 12.12 | |
27 | Жизнь леса. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Разнообразие растений и животных различных сообществ, их экологические связи и охрана Онлайн урок Текущий контроль | 15.12 | |
28 | Жизнь луга. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Умение характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. Онлайн урок Текущий контроль | 19.01 | |
29 | Жизнь в пресных водах. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание Онлайн-урок Текущий контроль | 22.01 | |
30 | Экскурсия к водоему. | 1ч | Урок-экскурсия | Групповая | Экскурсия к местному водоему, наблюдение и анализ объектов Текущий контроль | 26.12 | |
31 | Растениеводство в нашем крае. | 1ч | Урок - игра | Групповая | Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание Онлайн-урок Текущий контроль | 29.12 | |
32 | Животноводство в нашем крае. | 1ч | Комбинирован ный урок | Групповая | Выявление зависимости животноводства в регионе от природных условий. Различение пород домашних животных (на примерах, характерных для региона). Онлайн урок Текущий контроль | 09.01 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». | 1ч | Урок контроля и учета знаний | Фронтальная индивидуальная | Выполнение теста с выбором ответа. Умение оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Онлайн урок Итоговый контроль | 12.01 | |
34 | Презентация проектов «По родному краю». | 1ч | Проектная деятельность | индивидуальная | Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме. Презентация проектов Онлайн урок Итоговый контроль | 16.01 | |
| Раздел 4. «Страницы Всемирной истории» 5 часов | ||||||
35 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Определение по «ленте времени» длительности Древнего мира. Умение находить на карте местоположение древних государств. Онлайн урок Текущий контроль | 19.01 | |
36 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Определение по «ленте времени» длительность Древнего мира. Умение находить на карте местоположение древних государств. Онлайн-урок Текущий контроль | 23.01 | |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Обсуждение роли великих географических открытий в истории человечества. Онлайн-урок Текущий контроль | 26.01 | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Нахождение на «ленте времени» начала Новейшего времени. Рассказ о развитии парламентаризма и республиканской формы правления, об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах. Онлайн-урок Текущий контроль | 30.01 | 09.02 |
39 | Тестирование по разделу «Страницы Всемирной истории». | 1ч | Урок контроля и учета знаний | индивидуальная | Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме, проверка усвоения учебного материала Онлайн-урок Итоговый контроль | 02.02 | 16.02 |
| Раздел 5. «Страницы истории России» 19 часов | ||||||
40 | Государство Русь. | 1ч | Урок изучения нового материала | Фронтальная индивидуальная | Анализ карты расселения племён древних славян. Выявление взаимосвязи жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Онлайн-урок Текущий контроль | 06.02 | 13.02 |
41 | Страна городов. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Анализ карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеристика их местоположения, оборонительных сооружений, занятий горожан, системы правления, находок берестяных грамот в Новгороде. Онлайн-урок Текущий контроль | 09.02 | 27.02 |
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1ч | Комбинированный урок | Групповая | Обсуждение роли создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеристика состояния грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Онлайн-урок Текущий контроль | 13.02 | 27.02 |
43 | Трудные времена на Русской земле. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Прослеживание по карте нашествия Батыя на Русь. Обсуждение причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Онлайн-урок Текущий контроль | 16.02 | 02.03 |
44 | Русьрасправляет крылья. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Рассказ о Москве Ивана Калиты. Обсуждение личных качеств Ивана Калиты, сыгравших роль в успехе его правления. Онлайн-урок Текущий контроль | 27.02 | 02.03 |
45 | Куликовская битва. | 1ч | Комбинированный урок | Групповая | Рассказ о Куликовской битве по составленному плану. Моделирование хода Куликовской битвы. Онлайн-урок Текущий контроль | 02.03 | 06.03 |
46 | Иван Третий. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Рассказ об Иване Третьем, об образовании единого Русского государства, культуре, быте и нравах страны в XIII – XV веках. Онлайн-урок Текущий контроль | 06.03 | 06.03 |
47 | Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Рассказ о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Онлайн-урок Текущий контроль | 09.03 | |
48 | Патриоты России. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Рассказ о патриотическом подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Онлайн-урок Текущий контроль | 13.03 | |
49 | Пётр Великий. | 1ч | Комбинирован ный урок | Групповая | Рассказ о реформах Петра I на основе материала учебника. Умение понимать, почему Пётра I называют Великим. Рассказ об основании града Петра. Онлайн-урок Текущий контроль | 16.03 | |
50 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Рассказ о М.В. Ломоносове, о его заслугах в развитии науки и культуры. Онлайн-урок Текущий контроль | 20.03 | |
51 | Екатерина Великая. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Рассказ о Екатерине Второй, о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Онлайн-урок Текущий контроль | 23.03 | |
52 | Отечественная война 1812 года. | 1ч | Комбинированный урок | Групповая | Рассказ о Бородинском сражении, о М.И. Кутузове, о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Умение объяснять значение выражения «Отечественная война» Онлайн-урок Текущий контроль | 27.03 | |
53 | Страницы истории XIX века. | 1ч | Комбинированный урок | Групповая | Рассказ о технических новшествах, которые изменили жизнь людей. Онлайн-урок Текущий контроль | 30.03 | |
54 | Россия вступает в XX век. | 1ч | Комбинированный урок | Групповая | Рассказ о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях Онлайн-урок Текущий контроль | 03.04 | |
55 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | 1ч | Комбинированный | Групповая | Рассказ об образовании СССР. Онлайн-урок Текущий контроль | 06.04 | |
56 | Великая война и великая Победа. | 1ч | Комбинированный | Групповая | Рассказ о ходе Великой Отечественной войны Рассказ о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о героизме и патриотизме народа, о Дне Победы – всенародном празднике. Онлайн-урок Текущий контроль | 17.04 | |
57 | Страна, открывшая путь в космос. | 1ч | Комбинирован ный | Групповая | Рассказ о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Онлайн-урок Текущий контроль | 20.04 | |
58 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». | 1ч | Урок контроля и учета знаний | индивидуальная | Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме, проверка усвоения учебного материала. | 24.04 | |
| Раздел 6 «Современная Россия» 10 часов | ||||||
59 | Основной закон России и права человека. | 1ч | Урок изучения нового материа ла | Фронтальная индивидуальная | Рассказ о федеральном устройстве России, о Конституции, о Всеобщей Декларации прав человека. Онлайн-урок Текущий контроль | 27.04 | |
60 | Мы – граждане России. | 1ч | Урок изучения нового материа ла | Групповая Фронтальная | Рассказ о федеральном устройстве России, о Конституции, о Всеобщей Декларации прав человека. Объяснение значения слов: «федерация», «конституция», «конвенция» Онлайн-урок Текущий контроль | 04.05 | |
61 | Славные символы России. | 1ч | Урок изучения нового материала | Групповая | Рассказ о Государственной символике нашей страны (флаг, герб, гимн). Онлайн-урок Текущий контроль | 08.05 | |
62 | Такие разные праздники. | 1ч | Урок развития умений и навыков | Групповая Фронтальная | Беседа о Государственных праздниках России, их различиях и особенностях. Онлайн-урок Текущий контроль | 11.05 | |
63 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). | 1ч | Урок развития умений и навыков | Групповая Фронтальная | Умение называть народы России, рассказывать об обычаях и традициях народов России, рассказывать о городах России Онлайн-урок Текущий контроль | 15.05 | |
64 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). | 1ч | Урок-исследо вание | Групповая | Беседа о многонациональном составе населения России, о регионах России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской части России, Цент Европейской части России, Юг Европейской части России, о природе, хозяйстве, крупных городах, исторических местах, знаменитых людях, памятниках культуры в регионах. Онлайн-урок Текущий контроль | 18.05 | |
65 | Путешествие по России (по Волге, по югу России). | 1ч | Урок-путешествие | Групповая | 22.05 | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». | 1ч | Урок контроля и учета знаний | Индивидуальная. | Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме, проверка усвоения учебного материала. Онлайн-урок Итоговый контроль. | 25.05 | |
67 | Итоговый контроль. | 1ч | Урок контроля и учета знаний | индивидуальная | 29.05 | | |
68 | Презентация проектов(по выбору). | 1ч | Проектная деятельность | индивидуальная | Обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме, проверка усвоения учебного материала Итоговый контроль | | |
Итого: 68ч. | |