Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система счетов бухгалтерского учета как способ классификации первичной информации
1.1. Понятие о счетах и их строение
1.2. Активные и пассивные счета и их характеристика
2.1. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах
2.2. Контрольное значение двойной записи
Основателем плана счетов в современном понимании был Эдмонд Дегранж, который в 1775 г. предложил единый план счетов, сведя все множество синтетических счетов бухгалтерского учета к пяти: «Товары», «Касса», «Счета к получению», «Счета к оплате» и «Прибыль». Очевидно, что план из пяти счетов мог удовлетворить лишь небольшие предприятия, поэтому бельгиец А. Годефруа в 1894 г. представил план счетов для крупных предприятий - промышленных и торговых [6].
План счетов - это инструмент отражения и группировки объектов учета с целью получения информации для решения определенных задач. Чем больше задач, стоящих перед учетом, можно решить с помощью плана счетов, тем эффективнее работа бухгалтера и менеджера в процессе принятия управленческих решений. Элементы такой модели не являются раз и навсегда заданными или определенными, их содержание может меняться в зависимости от потребностей пользователя, характера изучаемых свойств и ряда других факторов, которые необходимо учитывать при построении плана счетов. Эти факторы положены в основу классификации счетных планов, приведенной в таблице 3.
Таблица 3- Классификация планов счетов
Признак классификации |
Группировка |
В зависимости от специфики сферы деятельности |
1. План счетов коммерческих организаций, в т. ч. С учетом отраслевых особенностей: - страховые компании; - негосударственные пенсионные фонды; - агропромышленный комплекс; - малый и средний бизнес. 2. План счетов государственных (муниципальных) учреждений. 3. План счетов кредитных учреждений |
В зависимости от деления счетов на классы |
1. Исходя из принципа последовательности учета хозяйственных процессов. 2. Исходя из принципа структуры отчетности |
В зависимости от подсистемы бухгалтерского учета |
1. Финансовый план счетов по РСБУ. 2. План счетов в целях управленческого учета. 3. План счетов в целях налогового учета. 4. План счетов по МСФО |
В зависимости от возможности взаимодействия различных учетных систем |
1. Интегрированный (с использованием счетов-экранов). 2. Автономный с передачей отдельной информации через отдельные счета. 3. Параллельный (без взаимодействия) |
В зависимости от техники переноса информации из одной информационной системы в другую |
1. Сопоставимый (возможно установить соответствие счетов в разных системах — мэппинг счетов). 2. Несопоставимый (невозможно установить соответствие счетов в разных системах) |
В зависимости от способа кодирования информации |
1. С использованием только цифрового кодирования. 2. С использованием буквенно-цифрового кодирования. 3. С использованием статей с наименованием (слово формой). 4. С использованием цифр и словоформы |
В зависимости от степени детализации счетов |
1. С выделением субконто. 2. Без выделения субконто |
В зависимости от способа построения |
1. Иерархическая система построения. 2. Матричная система построения. 3. Линейная система построения. 4. Фасетная система построения |
В зависимости от разработчика |
1. Унифицированный (единый) план счетов. 2. Рабочий план счетов |
В современной теории бухгалтерского учета в зависимости от способа построения плана счетов выделяют:
Иерархически-матричный. По этому принципу построены план счетов бюджетного учета и план счетов кредитных организаций, а также планы счетов во многих зарубежных странах. Например, раздел «Нефинансовые активы» кодируется следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1 - Построение плана счетов по иерархически-матричному принципу
Иерархически-десятичный план счетов. Все счета разбиваются на десять групп, каждая группа - на десять подгрупп, каждая подгруппа – на десять субподгрупп и т.д. (рисунок 2).
Рисунок 2- Построение плана счетов по иерархически-десятичному принципу
Иерархически-линейный план счетов - счета _______перечисляются в определенном порядке. Пример такого плана счетов - план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (рисунок 3). Составители таких планов счетов стремятся привязать логику их построения или к структуре статей бухгалтерского баланса, или к кругообороту хозяйственных средств. В российском бухгалтерском учете в течение последних десятилетий действует единый план счетов, основанный на циклах кругооборота хозяйственных средств.
Рисунок 3 - Построение плана счетов по иерархически-линейному принципу
Современные системы учетных планов счетов сложились под влиянием развития методологии бухгалтерского учета в рамках исторически сложившихся мировых моделей бухгалтерского учета.
Современный Общий план счетов (Рlan Comtable General - PCG) Франции представляет собой совокупность правил ведения бухгалтерского учета. Его основные задачи также сводятся к стандартизации. Он содержит перечень счетов, имеющий значительную детализацию, и построен по десятичной системе классификации.
Номера основных счетов состоят из двух цифр, первая из которых означает класс, вторая - порядковый номер счета в соответствующем классе. Позиция цифры, а также сама цифра номера счета, следующая за первой, указывают на сущность и структуру операций, отраженных на данном счете. Номера субсчетов первого порядка представлены тремя цифрами, субсчетов второго порядка - четырьмя, аналитических счетов - пятью и большим числом цифр.
В отличие от российского плана счетов, французский имеет переменное число цифр в номере счета. Так, счет 21 называется «Основные средства», а счет 281 – «Накопленный износ основных средств».
Правила составления отчетности для французских организаций разработаны таким образом, чтобы формировать входную информацию для национальной системы счетоводства, посредством которой государство контролирует экономику [3].
С развитием международных экономических отношений появилась необходимость стандартизации бухгалтерской финансовой отчетности. На международном уровне она осуществляется Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Данный тип стандартизации представляет собой интернациональную модель ведения бухгалтерского учета.
МСФО не оперируют такими понятиями как бухгалтерский учет, план счетов и т.п. Это несомненный плюс, который делает стандарты универсальными для всех стран, сложившихся систем бухгалтерского учета. Однако, по мнению практиков, в этом есть неудобства технического характера. В частности, учебные пособия по МСФО не содержат типовой корреспонденции счетов. Бухгалтерские записи в них формулируются «на словах»: Дебет счета «Себестоимость» - Кредит счета «Запасы». Но не все факты хозяйственной жизни можно доступно и однозначно описать таким способом, и у обучаемых могут возникнуть трудности в определении влияния тех или иных операций на статьи «стандартизированной» бухгалтерской финансовой отчетности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основу бухгалтерского учета составляют счета – которые являются основной единицей хранения, представления, обработки и передачи финансовой информации по хозяйствующему субъекту.
Классификация счетов выделяет активные и пассивные счета.
Все счета собраны в едином плане счетов, которые используется всеми хозяйствующими субъектами для организации и ведения бухгалтерского учета.
2. Двойная запись на счетах
2.1. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах
Вся система бухгалтерского учета выстраивается на основании отражения хозяйственных операций хозяйствующего субъекта по счетам бухгалтерского учета. Основным методом отражения хозяйственных операций хозяйствующего субъекта по счетам бухгалтерского учета является метод двойной записи.
Двойная запись представляет собой способ ведения бухгалтерского учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, по крайней мере, на двух бухгалтерских счетах, обеспечивая общий баланс.
То есть сущность двойного метода ведения хозяйственных операций хозяйствующего субъекта по счетам бухгалтерского учета заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается по одному счету по дебету счета и по его кредиту. И в итоге получаем сальдо по счету из дебета (положительного результата хозяйственной операции) вычитаем кредет (обязательства по счету по хозяйственной операции) – полученное сальдо определяем в итог по счету хозяйственной операции. Если полученное сальдо положительно, то его определяют в дебет по счету. Если полученное сальдо отрицательное, то его определяют в кредит по счету хозяйственной операции.
Ведение двойной записи осуществлется на основании требований от № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».
Двойная запись в бухгалтерском учете представляет собой один из основных структурных элементов формирования достоверной информации по хозяйственным операциям хозяйствующего субъекта.
Метод двойной записи в бухгалтерском учете означает своевременное и достоверное отражение операций на рабочих счетах по актуальному рабочему Плану счетов хозяйствующего субъекта.
После правильного внесения всех проводок в журнал формируется оборотно-сальдовая ведомость с равными оборотами по дебету и кредиту счетов.
Правило двойной записи хозяйственных операций позволяет соблюсти баланс и выявить ошибки в учете.
Метод двойной записи в бухгалтерском учете означает, что все хозяйственные операции отражаются на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.
Способ или метод двойной записи также часто называют принципом двойной записи в бухгалтерском учете, подчеркивающим основополагающую роль двойной записи в системе бухгалтерского учета.
Двойная запись обеспечивает взаимосвязь между счетами.
Связь между счетами именуют корреспонденцией счетов, а непосредственно сами счета – корреспондирующими.
Результаты правильного ведения таковы:
- создание единой системы учета;
- контроль над использованием имеющихся ресурсов и источниками финансирования;
- правильное формирование отчетности.
Сущность метода двойной записи заключается в отражении любой операции в бухгалтерском учете одновременно по дебету и кредиту счетов.
При этом в зависимости от типа счета (активный, пассивный или активно-пассивный) по дебету или кредиту счета может отражаться увеличение или уменьшение того или иного объекта учета.
Таким образом, возможность увидеть сразу пути поступления и оттока денежных средств дает много преимуществ специалистам, стремящимся улучшить экономическое состояние компании.
Отметим, что одновременное отражение операций по дебету и кредиту счетов обеспечивает равенство остатка (сальдо) дебета и кредита всех задействованных счетов организации на отчетную дату в оборотно-сальдовой ведомости.
И, следовательно, и гарантирует тождество в балансе: Актив = Пассив.
Двойная запись показывает пути поступления и выбытия определенных средств, виды операций, осуществивших изменения этих средств, источники их формирования, а также финансовые итоги, характеризующие производственную деятельность.
В экономическом смысле двойная запись показывает двойственный характер имущества предприятия.
В балансе она рассматривается с двух сторон, а именно состав и размещение – в активе баланса, а способы их формирования – в пассиве.
Итог всех записей в статьях актива неизменно равен итогу в пассиве, из-за чего есть возможность легко проверить точность бухгалтерских проводок.
Приведем примеры двойной записи по счетам бухгалтерского учета: начисление заработной платы работникам предприятия:
Дт 20,26 Кт 70 – начислена заработная плата работникам
Дт 70 Кт 68 – начисление налога на доходы физических лиц
Дт 70 Кт 69 – начисление социальных взносов во внебюджетные фонды
Дт 70 Кт 20,26 – выплачена заработная плата работникам.
На основании данных проводок формируется оборотно –сальдовая ведомость по счету 70 «расчеты с персоналом по оплате труда».
Таким образом, двойная запись является отражением сущности хозяйственной операции хозяйствующего субъекта.
На рисунке 4 отраже5на схема двойной записи по приведенному примеру.
Рисунок 4 - Двойная запись по приведённому примеру
2.2. Контрольное значение двойной записи
Контрольное значение представляет собой проверку правильности операции. На основании этого можно сделать вывод, что контрольное значение двойной записи являет собой проверку хозяйственной операции хозяйствующего субъекта по определенному счету.