Файл: Учет поступления основных средств(Понятие основных средств и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 868

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день основные средства составляют основу функционирования предприятия, его материально-технической базы, рост и совершенствование которой яв­ляется важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособ­ности. Поэтому роль основных средств на предприятии и повышение его конкурентоспособности приобретает исключительно важное значение.

Правильно организованный бухгалтерский учет основных средств влияет на состояние обеспеченности предприятия и его структурных подраз­делений основными средствами, служит информационной базой для проведения анализа. В процессе анализа основных средств предприятия определяют потребность в них, соста­в, а также изу­чают техническое их состояние, рассчитывают показатели, характеризующие эффективность их использования

Бухгалтерский учет основных средств — важнейшее направление учетного процесса на предприятиях. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность в рыночных условиях. При кажущейся простоте учета основных средств, многие сотрудники бухгалтерии, тем не менее, допускают грубые нарушения действующих правил учета, и это обстоятельство иногда оборачивается для предприятия очень весомыми финансовыми потерями.

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает организация ООО «Сарт».

Предметом исследования являются основные средства, находящиеся на балансе данной организации.

Цель исследования в рамках курсовой работы заключается в раскрытии теоретических и практических основ учета поступления основных средств организации.

Для достижения поставленной цели исследования, необходимо решить ряд задач:

  • раскрыть теоретические основы поступления учета основных средств в организации;
  • рассмотреть особенности поступления учета основных средств на примере организации ООО «Сарт»;
  • предложить рекомендации по совершенствованию учета основных средств в ООО «Сарт»;

В качестве источников информации для написания данной работы были использованы первичные документы и учетные регистры по учету основных средств в данной организации. Также были использованы нормативно-правовые источники, регламентирующие порядок учета основных средств, учебно-методическая литература по бухгалтерскому учету и анализу.

Поставлены в работе цели и задачи обусловили логику изложения материала и структуру работы, состоящую из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.


Структура курсовой работы включает: введение, основную часть, заключения, списка использованных источников и приложений. Основная часть исследования содержит три главы. Первый раздел носит теоретический характер, в данном разделе освещаются теоретические основы бухгалтерского учета поступления основных средств. Второй раздел носит практический характер, в разделе представлена характеристика организации ООО «Сарт», рассмотрены особенности бухгалтерского учета поступления основных средств в организации, а также представлены рекомендации по совершенствованию учета основных средств в ООО «Сарт». В заключении представлены основные выводы по курсовой работе.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Понятие основных средств и их классификация

Основные средства являются частью имущества предприятия, которое используется в качестве средств труда. Основные средства неоднократно участвуют в производственном процессе, перенося овеществленный в них труд на вновь созданный продукт частями в форме амортизационных отчислений. [7, с.57]

Для учёта основных средств, определения их структуры и состава существует их классификация.

Рассмотрим основные группы основных производственных фондов:

1. Здания (склады, цеха и т.п.);

2. Сооружения (строительные объекты и т.д.);

3. Передаточные устройства (газовые сети, теплосети, электросети;

4. Машины и оборудование, в том числе:

  • силовые машины и оборудование;
  • рабочие машины и оборудование;
  • регулирующие и измерительные устройства и приборы оборудование (лабораторное);
  • вычислительная техника;
  • оборудование и линии, автоматические машины;
  • прочее оборудование и.

5. Транспортные средства (автомобили, вагоны).

6. Инструмент, кроме специального инструмента.

7. Производственные принадлежности и инвентарь (столы, полки, стеллажи т.п.).


8. Хозяйственный инвентарь.

9. Прочие основные фонды.

Также можно выделить следующую группировку основных средств:

1. В зависимости от участия в процессе производства:

- производственные;

- непроизводственные.

2. По месту в производственном процессе (в части оборудования):

- основное оборудование;

- вспомогательное оборудование.

3. По роли производства продукции:

- активные основные средства;

- пассивные основные средства;

Основные средства можно объединить по признакам, представленным на рисунке 1.1.

Рис.1.1. Классификация основных средств

Срок полезного использования основных средств можно определить в соответствии с классификацией основных средств, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002г. [6]

В данном классификаторе основные средства разделены на десять основных групп, при этом каждой группе основных средств соответствует свой срок полезного использования. В рамках данных сроков предприятие может также устанавливать сроки полезного использования каких-либо объектов основных средств. Срокам полезного использования  основных средств является период, в течение которого использование определенного основных средств призвано принести доход предприятию или же служить для выполнения каких-либо целей деятельности предприятия.[12, с.26]

1.2. Документальное оформление поступления основных средств

Оформление основных средств производится первичными документами, составленными по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» [4]. На данный момент формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Организация может утвердить в Учетной политике унифицированные формы документов, ранее утвержденные Госкомстатом РФ. Рассмотрим основные первичные документы по основным средствам:

При поступлении основных средств поставщик составляет документы в зависимости от квалификации основного средства у себя в учете:

- если объект основного средства учитывается поставщиком как товар, то как правило отгрузка осуществляется по обычной товарной накладной, например, по форме ТОРГ-12;


- если осуществляется передача объекта основных средств, бывшего в употреблении, то как правило составляется акт о приеме передачи объекта основного средства, который будет являться первичным документом при принятии к учету объекта в состав основных средств.

Также для учета дополнительных затрат, связанных с поступлением основных средств и доведением их до рабочего состояния, должны быть в наличии правильно оформленные первичные документы, например, акты на оказание услуг, бухгалтерские справки и др.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств формируется при принятии к учету внеоборотных активов в качестве основных средств и вводе их в эксплуатацию:

- для объектов не требующих монтажа — в момент поступления объекта основного средства;

- для объектов требующих монтажа – после приема объекта из монтажа и сдачи его в эксплуатацию.

Существует несколько унифицированных форм акта о приеме-передачи объекта основных средств:

- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1);

- Акт о приеме-передаче зданий (сооружений) (форма ОС-1а);

- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1б).

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2) применяется для оформления изменения местонахождения ОС в пределах организации, а также при смене материально-ответственного лица.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизируемых объектов ОС (форма ОС-3) применяется для оформления приема-сдачи объектов из ремонта, модернизации, реконструкции.

Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) оформляется при поступлении на склад оборудования, которое в последующем будет принято к учету в качестве основного средства.

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15) оформляется при передаче оборудования в монтаж, который может быть выполнен как подрядным способом, так и хозяйственным способом. Если монтаж осуществляется подрядной организацией, осуществляющей поставку оборудования, то Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15) не составляется. В таком случае оборудование в монтаж передается подрядчику по Акту о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14). При этом подрядчик:

- должен входить в приемочную комиссию;

- расписывается в Акте о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) и забирает себе его копию с пометкой «на ответственное хранение».


Акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16) оформляется, если выявлены дефекты:

- во время приема оборудования;

- в процессе монтажа, наладки;

- по результатам испытаний;

- в процессе использования, по результатам контроля.[14, с.79]

1.3. Особенности бухгалтерского учета поступления основных средств

При работе с таким объектом учета как основные средства необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 «Основные средства организации» [3] и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 г. № 91н. [5] Для принятия актива в состав основных средств необходимо единовременное выполнение четырех условий, перечисленных в п.4 ПБУ 6/01.

Для выполнения задач по учету основных средств на предприятии должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств. Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства».[3] К счету 01 «Основные средства» предусмотрены следующие субсчета:

- 01-1 «Производственные основные средства основной деятельности (кроме скота, многолетних насаждений, инвентаря, земельных участков и объектов природопользования)»;

- 01-2 «Прочие производственные основные средства»;

- 01-3 «Непроизводственные основные средства»;

- 01-4 «Скот рабочий и продуктивный»;

- 01-5 «Многолетние насаждения»;

- 01-6 «Земельные участки и объекты природопользования»;

- 01-7 «Объекты неинвентарного характера»;

- 01-8 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

- 01-9 «Основные средства, полученные по лизингу и в аренду»;

- 01-10 «Прочие объекты основных средств»;

- 01-11 «Выбытие основных средств».

Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, которые являются основным регистром аналитического учета.

Приобретение может осуществляться одним из следующих способов:

1. Покупка основных средств.

При приобретении основных средств затраты собираются по Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы». Приобретение оборудования, требующего монтажа, в учете отражается на счете 07 «Оборудование к установке». [12, с.92]