Файл: Учет поступления основных средств(Понятие основных средств и их классификация).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 868
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Понятие основных средств и их классификация
1.2. Документальное оформление поступления основных средств
1.3. Особенности бухгалтерского учета поступления основных средств
2. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САРТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Учет поступления основных средств на предприятии
2.3. Предложения по совершенствованию учета основных средств на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день основные средства составляют основу функционирования предприятия, его материально-технической базы, рост и совершенствование которой является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности. Поэтому роль основных средств на предприятии и повышение его конкурентоспособности приобретает исключительно важное значение.
Правильно организованный бухгалтерский учет основных средств влияет на состояние обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными средствами, служит информационной базой для проведения анализа. В процессе анализа основных средств предприятия определяют потребность в них, состав, а также изучают техническое их состояние, рассчитывают показатели, характеризующие эффективность их использования
Бухгалтерский учет основных средств — важнейшее направление учетного процесса на предприятиях. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность в рыночных условиях. При кажущейся простоте учета основных средств, многие сотрудники бухгалтерии, тем не менее, допускают грубые нарушения действующих правил учета, и это обстоятельство иногда оборачивается для предприятия очень весомыми финансовыми потерями.
Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает организация ООО «Сарт».
Предметом исследования являются основные средства, находящиеся на балансе данной организации.
Цель исследования в рамках курсовой работы заключается в раскрытии теоретических и практических основ учета поступления основных средств организации.
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические основы поступления учета основных средств в организации;
- рассмотреть особенности поступления учета основных средств на примере организации ООО «Сарт»;
- предложить рекомендации по совершенствованию учета основных средств в ООО «Сарт»;
В качестве источников информации для написания данной работы были использованы первичные документы и учетные регистры по учету основных средств в данной организации. Также были использованы нормативно-правовые источники, регламентирующие порядок учета основных средств, учебно-методическая литература по бухгалтерскому учету и анализу.
Поставлены в работе цели и задачи обусловили логику изложения материала и структуру работы, состоящую из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Структура курсовой работы включает: введение, основную часть, заключения, списка использованных источников и приложений. Основная часть исследования содержит три главы. Первый раздел носит теоретический характер, в данном разделе освещаются теоретические основы бухгалтерского учета поступления основных средств. Второй раздел носит практический характер, в разделе представлена характеристика организации ООО «Сарт», рассмотрены особенности бухгалтерского учета поступления основных средств в организации, а также представлены рекомендации по совершенствованию учета основных средств в ООО «Сарт». В заключении представлены основные выводы по курсовой работе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Понятие основных средств и их классификация
Основные средства являются частью имущества предприятия, которое используется в качестве средств труда. Основные средства неоднократно участвуют в производственном процессе, перенося овеществленный в них труд на вновь созданный продукт частями в форме амортизационных отчислений. [7, с.57]
Для учёта основных средств, определения их структуры и состава существует их классификация.
Рассмотрим основные группы основных производственных фондов:
1. Здания (склады, цеха и т.п.);
2. Сооружения (строительные объекты и т.д.);
3. Передаточные устройства (газовые сети, теплосети, электросети;
4. Машины и оборудование, в том числе:
- силовые машины и оборудование;
- рабочие машины и оборудование;
- регулирующие и измерительные устройства и приборы оборудование (лабораторное);
- вычислительная техника;
- оборудование и линии, автоматические машины;
- прочее оборудование и.
5. Транспортные средства (автомобили, вагоны).
6. Инструмент, кроме специального инструмента.
7. Производственные принадлежности и инвентарь (столы, полки, стеллажи т.п.).
8. Хозяйственный инвентарь.
9. Прочие основные фонды.
Также можно выделить следующую группировку основных средств:
1. В зависимости от участия в процессе производства:
- производственные;
- непроизводственные.
2. По месту в производственном процессе (в части оборудования):
- основное оборудование;
- вспомогательное оборудование.
3. По роли производства продукции:
- активные основные средства;
- пассивные основные средства;
Основные средства можно объединить по признакам, представленным на рисунке 1.1.
Рис.1.1. Классификация основных средств
Срок полезного использования основных средств можно определить в соответствии с классификацией основных средств, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002г. [6]
В данном классификаторе основные средства разделены на десять основных групп, при этом каждой группе основных средств соответствует свой срок полезного использования. В рамках данных сроков предприятие может также устанавливать сроки полезного использования каких-либо объектов основных средств. Срокам полезного использования основных средств является период, в течение которого использование определенного основных средств призвано принести доход предприятию или же служить для выполнения каких-либо целей деятельности предприятия.[12, с.26]
1.2. Документальное оформление поступления основных средств
Оформление основных средств производится первичными документами, составленными по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» [4]. На данный момент формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Организация может утвердить в Учетной политике унифицированные формы документов, ранее утвержденные Госкомстатом РФ. Рассмотрим основные первичные документы по основным средствам:
При поступлении основных средств поставщик составляет документы в зависимости от квалификации основного средства у себя в учете:
- если объект основного средства учитывается поставщиком как товар, то как правило отгрузка осуществляется по обычной товарной накладной, например, по форме ТОРГ-12;
- если осуществляется передача объекта основных средств, бывшего в употреблении, то как правило составляется акт о приеме передачи объекта основного средства, который будет являться первичным документом при принятии к учету объекта в состав основных средств.
Также для учета дополнительных затрат, связанных с поступлением основных средств и доведением их до рабочего состояния, должны быть в наличии правильно оформленные первичные документы, например, акты на оказание услуг, бухгалтерские справки и др.
Акт о приеме-передаче объекта основных средств формируется при принятии к учету внеоборотных активов в качестве основных средств и вводе их в эксплуатацию:
- для объектов не требующих монтажа — в момент поступления объекта основного средства;
- для объектов требующих монтажа – после приема объекта из монтажа и сдачи его в эксплуатацию.
Существует несколько унифицированных форм акта о приеме-передачи объекта основных средств:
- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1);
- Акт о приеме-передаче зданий (сооружений) (форма ОС-1а);
- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1б).
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2) применяется для оформления изменения местонахождения ОС в пределах организации, а также при смене материально-ответственного лица.
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизируемых объектов ОС (форма ОС-3) применяется для оформления приема-сдачи объектов из ремонта, модернизации, реконструкции.
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) оформляется при поступлении на склад оборудования, которое в последующем будет принято к учету в качестве основного средства.
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15) оформляется при передаче оборудования в монтаж, который может быть выполнен как подрядным способом, так и хозяйственным способом. Если монтаж осуществляется подрядной организацией, осуществляющей поставку оборудования, то Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15) не составляется. В таком случае оборудование в монтаж передается подрядчику по Акту о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14). При этом подрядчик:
- должен входить в приемочную комиссию;
- расписывается в Акте о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) и забирает себе его копию с пометкой «на ответственное хранение».
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16) оформляется, если выявлены дефекты:
- во время приема оборудования;
- в процессе монтажа, наладки;
- по результатам испытаний;
- в процессе использования, по результатам контроля.[14, с.79]
1.3. Особенности бухгалтерского учета поступления основных средств
При работе с таким объектом учета как основные средства необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 «Основные средства организации» [3] и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 г. № 91н. [5] Для принятия актива в состав основных средств необходимо единовременное выполнение четырех условий, перечисленных в п.4 ПБУ 6/01.
Для выполнения задач по учету основных средств на предприятии должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств. Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства».[3] К счету 01 «Основные средства» предусмотрены следующие субсчета:
- 01-1 «Производственные основные средства основной деятельности (кроме скота, многолетних насаждений, инвентаря, земельных участков и объектов природопользования)»;
- 01-2 «Прочие производственные основные средства»;
- 01-3 «Непроизводственные основные средства»;
- 01-4 «Скот рабочий и продуктивный»;
- 01-5 «Многолетние насаждения»;
- 01-6 «Земельные участки и объекты природопользования»;
- 01-7 «Объекты неинвентарного характера»;
- 01-8 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
- 01-9 «Основные средства, полученные по лизингу и в аренду»;
- 01-10 «Прочие объекты основных средств»;
- 01-11 «Выбытие основных средств».
Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, которые являются основным регистром аналитического учета.
Приобретение может осуществляться одним из следующих способов:
1. Покупка основных средств.
При приобретении основных средств затраты собираются по Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы». Приобретение оборудования, требующего монтажа, в учете отражается на счете 07 «Оборудование к установке». [12, с.92]