Файл: Налоги как цена услуг государства(Назначение транспортного налога).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета. Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения. Системой налогов РФ установлены федеральные, региональные и местные налоги, которые являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней.

Транспортный налог относится к региональным налогам и является одним из основных источников формирования бюджетов субъектов Федерации, уплачивается как юридическими и физическими лицами.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях экономический нестабильности, транспортный налог остается одним из стабильных источников формирования региональных бюджетов и не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, поэтому позволяет регионам иметь средства для выполнения обязательств, возложенных на них законодательством.

Целью работы является изучение основных элементов транспортного налога, от которых зависят суммы налога и его роли в формировании регионального бюджета.

Для выполнения поставленной цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

- определить роль транспортного налога в формировании бюджетов субъектов Федерации;

- исследовать элементы транспортного налога;

- определить особенности исчисления налога на примере субъекта Федерации.

Объектом исследования является транспортный налог.

Предмет исследования – система налогов РФ.

Информационной базой исследования является налоговое законодательство, регламентирующее систему налогообложения РФ, учебная литература по дисциплине «Финансы», статистические данные по формированию доходов бюджетов.

1. Назначение транспортного налога

Транспортный налог является прямым региональным налогом, порядок налогообложения которым установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ, которая вступила в действие с 1 января 2003 года. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28.

В последующем с целью совершенствования системы налогообложения и детализации некоторых элементов в данную главу НК РФ вносились соответствующие изменения.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов[1.cт.12].


Органы государственной власти субъектов РФ при установлении региональных налогов определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения[1,ст.12].

Характеристика транспортного налога в зависимости от различных признаков классификации налогов:

  • по способу взимания – прямой налог, взимается непосредственно с имущества налогоплательщика;
  • в зависимости от субъектов – налогоплательщиков - налог уплачивают как юридические, так и физические лица;
  • по уровням бюджетов – налог относится к закрепленным, он непосредственно и целиком зачисляется в региональный бюджет;
  • по порядку введения, налог относится к факультативным налогам, так как он вводится законодательным актом субъекта федерации;
  • по срокам уплаты, относится к срочным налогам, так как он уплачивается в сроки, определенные законом соответствующего субъекта РФ[18,c.27].

На основании вышеизложенного видим, что в практической деятельности, как налоговые органы, так и налогоплательщики руководствуются положениями НК РФ и законом субъекта Федерации.

Рассмотрим порядок введения транспортного налога на и его роль в формировании бюджета на примере Ханты-мансийского автономного округа (далее, Округ).

Налог в Округе введен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 ноября 2002 года N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", на сегодняшний день он применяется в редакции от 17.10.2014 № 82-оз (далее, Закон от 14.11.2002г. № 62-оз).

В таблице 1 представлено исполнение доходов бюджета по Округу за 2014 год.

Таблица 1

Исполнение бюджета по округу за 2014г.

Наименование показателя

Утвержденные бюджетные назначения

Исполнено

% исполнения

Налоговые доходы, всего (тыс. руб.)

204 348 894,7

222 465 158,0

108,9

Транспортный налог, всего (тыс. руб.)

2 152 708,5

2 096 583,2

97,4

- с организаций (тыс. руб.)

1 137 542,7

1 148 696,7

101,0

-с физических лиц (тыс. руб.)

1 015 165,8

947 886,5

93,4

Уд. вес транспортного налога (%)

1,0

0,9

 х


На основании данных, приведенных в таблице 1, видим, что в 2014г.:

  • удельный вес налога в общей сумме налоговых доходов был запланирован в размере 1,0%, а фактически он составил 0,9%;
  • план по доходам по транспортному налогу не выполнен, собрано только 97,4%, при чем, по организациям выполнение на 101,0%, по физическим лицам только на 93,4%.

На основании вышеизложенного видим, что для данного Округа, транспортный налог не является бюджетообразующим, и основная нагрузка приходится на организации.

Данные о поступлении средств по транспортному налогу в бюджет Округа по категориям налогоплательщиков, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Поступления в региональный бюджет Округа за 2014 год.

Показатели

Сумма (тыс. руб.)

Уд. вес (%)

Поступления в бюджет транспортного налога, всего

2 096 583,2

 100,0

в том числе:

- с организаций

1 148 696,7

54,8%

- с физических лиц

947 886,5

45,2%

Структура поступлений по налогоплательщикам представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Структура поступлений транспортного налога по налогоплательщикам

В таблице 3 представлена информация о доходах бюджета Округа за 9 месяцев 2014-2015гг.

Таблица 3

Доходы бюджета Округа за 9 месяцев 2014-2015гг.

Вид дохода

9 месяцев 2014 г. (тыс. руб.)

Уд. Вес (%)

9 месяцев 2015 г. (тыс. руб.)

Уд. Вес (%)

1

2

 3

4

5

Всего доходов

119 805 295,2

171 333 128,0

Налоговые и неналоговые доходы, всего

119 805 295,2

100,0

171 333 128,0

100,0

в т.ч.

Налог на прибыль организаций

53 710 356,7

44,8

88 999 842,5

51,9

НДФЛ

27 067 192,6

22,6

32 350 707,0

18,9

Акцизы

2 530 290,5

2,1

2 879 727,9

1,7

ЕСХН

6,5

0,0

-4,1

0,0

Налог на имущество организаций

32 223 228,7

26,9

37 969 514,7

22,2

Транспортный налог

1 305 755,8

1,1

1 692 418,3

1,0

Налог на игорный бизнес

2 239,0

0,0

2 394,5

0,0

НДПИ

265 940,9

0,2

655 672,2

0,4

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

5 500,7

0,0

5 892,2

0,0

Иные налоговые и неналоговые доходы

2 694 783,8

2,2

6 776 962,8

4,0


Как видим, в 2015 году по сравнению с 2014 годом ситуация не изменилась, доля транспортного налога остается не существенной, на уровне 1%, а основной удельный вес в доходах Округа составляют налоги на прибыль и имущество организаций и НДФЛ.

Структура доходов бюджета по налогам за 9 месяцев 2014г. и 9 месяцев 2015 года представлена на рисунках 2,3.

Рисунок 2 Структура доходов Округа за 9 месяцев 2014г.

Рисунок 3 Структура доходов Округа за 9 месяцев 2015г.

На основании вышеизложенного видим, что транспортный налог на территории Ханты-Мансийского автономного округа введен, но доля его в доходах не существенна. Налог уплачивается как организациями, так и физическими лицами, при чем, доля организаций в общей сумме начисленного налога выше.

Законом о бюджете Ханты-мансийского автономного округа на 2016г. предусмотрено поступление транспортного налога в сумме 2 570 037,1 тыс. руб., рост по сравнению с 2015г. – 107,2% [10,c/24].

Далее в работе будут рассмотрены основные элементы налога, от которых зависит общая сумма начисленного налога.

В перспективе планируется изменить налоговую базу для исчисления транспортного налога – учитывать объем двигателя и класс экологии.

Между тем планируется и отмена транспортных выплат, при увеличении экологических выплат. Экологический налог имеет огромную популярность в европейских странах. Такая компания направлена на владельцев старых авто, которым выгоднее всего приобрести новое транспортное средство вместо оплаты колоссальных налогов за старый автомобиль. Данная задача планируется на рассмотрение в начале 2016г.

На сегодняшний день против отмены налога на транспортное средство выступают региональные власти, так как весь доход приходится на их нужды. В 2015 году Налоговый кодекс разрешает самостоятельно устанавливать федеральным округам выплаты в зависимости от экологического показателя. Однако на практике данное нововведение еще не было использовано, так как это существенно повлияет на количество поступлений в бюджеты регионов[12,c39].

Далее рассмотрим порядок взимания в других государствах.

В Германии с 2009 года введен единый транспортный налог.

Водители платят за объем двигателя и за объем выброса CO2.

Объем двигателя обходится в следующую сумму: для автомобилей с бензиновыми двигателями каждые 100 см3 стоят 2 евро. На автомобилях с дизельными двигателями налог существенно больше – 9 евро за каждые 100 см3.

Объем выбросов СО2 значительно дороже: если автомобиль выделяет более 120 грамм СО2 на километр пробега, то каждый грамм обходится владельцу в 2 евро.


Во Франции система почти аналогична, но налогом не облагаются автомобили, выделяющие менее 200 грамм СО2на километр пути, а вместо объема двигателя, водителя платят налог за его мощность.

В США транспортный налог включен в стоимость топлива. Кто больше ездит, тот больше платит. Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка "горючего налога" в США, включающего в себя федеральные и местные сборы, находится на уровне 45 центов. Эту систему обещали нам и даже увеличили стоимость топлива, но и налог отменять не стали.

Кстати говоря, владельцы электромобилей, таким образом, вообще не платят налога. Вопрос о назначении им транспортного налога периодически поднимается, но пока не решен.

В Дании транспортный налог платится и единовременно (при покупке автомобиля) и в процессе эксплуатации (акциз также как в США включен в стоимость бензина).

Кроме того, налог при покупке автомобиля составляет 105% стоимости при цене автомобиля менее 18000 долларов и 180% при большей стоимости.

В Израиле транспортный налог зависит от экологичности автомобиля и колеблется от 10 до 92% от стоимости машины. Наиболее распространенные марки машин облагаются налогом примерно в 70% от их стоимости.

В Японии, что бы что получить разрешение на покупку автомобиля необходимо представить документ о наличии у вас места для ее парковки (цена вопроса – около 1000 долларов за парковочное место).

Транспортный налог делится на три вида:

1 – при покупке автомобиля – около 5% от стоимости,

2 – при регистрации – он зависит от массы автомобиля и объема двигателя,

3 – ежегодные выплаты, зависящие также от массы и объема двигателя (примерно 50 – 500 долларов).

В Китае налог зависит от цены автомобиля и учитывает интересы местных производителей. Налог на отечественную машину обойдется примерно в 10%, за иномарку надо будет отдавать около 40%.

В Австралии сам налог составляет для всех 10% от стоимости машины (5% для грузовиков) + машины ценой более 57000 долларов облагаются налогом «на роскошь» - 33% от цены машины[21,c.329].

На основании вышеизложенного видим, что название налога и его использование не соответствуют его первоначальному назначению, когда средства зачислялись в дорожный фонд и направлялись на развитие дорожного хозяйства.