Файл: Налоги как цена услуг государства(Назначение транспортного налога).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
- дата государственной регистрации транспортного средства;
- государственный регистрационный знак транспортного средства;
- идентификационный номер транспортного средства по паспорту транспортного средства (по наземным транспортным средствам - VIN, по водным транспортным средствам судна - ИМО, по воздушным транспортным средствам указывается серийный заводской номер судна);
- марка транспортного средства из документа о государственной регистрации транспортного средства;
- информация о постановке на учет в налоговом органе: по месту нахождения организации или в другом налоговом органе (если средство зарегистрировано вне места нахождения организации);
- код вида транспортного средства;
- налоговая база для исчисления налога;
- ставка в рублях, по данному транспорту;
- сведения о налоговых льготах (при наличии)[22,с.292].
Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые им представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Для исчисления транспортного налога используются те же самые правила, что и для организаций. В обязанность физических лиц входит представление документов, подтверждающих право на льготы. Перечень документов, предоставляемых физическими лицами для получения льгот указывается в Законе территориального органа.
Для организаций сумма начисленного авансового платежа по транспортному налогу, как и самого налога, является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"), то есть включается в себестоимость выпущенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ, в зависимости от вида деятельности.
Начисление налога отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Дебет сч.20 «Основное производство»
Кредит сч.68 "Расчеты по налогам и сборам"субсчет «Транспортный налог».
Перечисление налога отражается проводкой:
Кредит сч. 51 «расчетный счет»
Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
4. Порядок и сроки уплаты налога
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится в бюджет по месту регистрации транспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей для организаций устанавливаются законами субъектов РФ.
Порядок и сроки уплаты зависит от категории налогоплательщика.
Так, срок уплаты налога физическими лицами установлен НК РФ - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом[2,ст.363]. Так за 2015 год налог необходимо уплатить не позднее 1 октября 2016г.
Физические лица уплачивают на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, которое может быть: передано ему лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде не позднее, чем за 30 рабочих дней до срока наступления платежа (ст. 52, 6.1, п. 6 ст. 58 НК РФ). В случае направления уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления указанного письма" (1.ст. 52).
Форма налогового уведомления установлена Приказом ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@, в котором указываются данные, использованные для расчета по каждому виду транспортных средств, зарегистрированных за физическим лицом, сумма налога и срок его уплаты.
Обязанность по уплате возникает с того момента получения налогового уведомление (п. 2 ст. 44, п. 4. ст. 57 НК РФ). Если налоговая инспекция нарушила сроки, в которые была обязана направить уведомление, обязанности оплатить налог вовремя не возникает.
Налоговые органы имеют право направить уведомления не более чем за три года, предшествующих году его направления, соответственно и сумма в нем должна быть указана за три года.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для организаций устанавливается законами субъектов РФ, при чем срок уплаты не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Законом от 14 ноября 2002 года N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (ст.3) в отношении организаций установлено[9,ст.3]:
1. уплата производится в консолидированный бюджет автономного округа;
2. авансовые платежи исчисляются по истечении каждого отчетного периода;
3. сроки уплаты:
- авансовых платежей - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
- налога - не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае несвоевременной оплаты налога (авансовых платежей) налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начисляются пени из расчета одной трехсотой ставки рефинансирования, которая с 1 января т.г. приравнена к ключевой ставке, которая устанавливается Банком России и на сегодняшний день составляет 11%.
Сумма пени рассчитываются по формуле:
Пени |
= |
Недоимка по налогу |
× |
Количество календарных дней просрочки уплаты налога |
× |
1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки уплаты налога |
Пени начисляют за каждый день просрочки платежа, отсчет количества дней просрочки начинается со дня, следующего за днем окончания срока уплаты налога. За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются.
Так же за не своевременную уплату транспортного налога, как и другого налога, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа за неуплаченный налог, который составляет 20% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспортный налог является прямым региональным налогом, порядок налогообложения которым установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов.
Органы государственной власти субъектов РФ при установлении региональных налогов определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На основании вышеизложенного видим, что в практической деятельности, как налоговые органы, так и налогоплательщики руководствуются положениями НК РФ и законом субъекта Федерации.
В работе рассмотрен порядок введения транспортного налога и его роль в формировании бюджета на примере Ханты-мансийского автономного округа.
Налог в Округе введен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 ноября 2002 года N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", на сегодняшний день он применяется в редакции от 17.10.2014 № 82-оз.
Анализ поступлений транспортного налога в Бюджет Округа в 2014 года показал, что:
- удельный вес налога в общей сумме налоговых доходов был запланирован в размере 1,0%, а фактически он составил 0,9%;
- план по доходам по транспортному налогу не выполнен, собрано только 97,4%, при чем, по организациям выполнение на 101,0%, по физическим лицам только на 93,4%;
- на долю организаций приходится 54,8% , физических лиц – 45,2%.
На основании вышеизложенного видим, что для данного Округа, транспортный налог не является бюджетообразующим, и основная нагрузка приходится на организации.
Основные элементы налога идентичны как для организаций, так и для физических лиц, за исключением порядка расчета налога и периодичности уплаты. Организации исчисляют налог самостоятельно, уплачивают в течение года авансовые платежи. По физическим лицам налог рассчитывается налоговым органом, и обязанность по уплате возникает с момента получения налогового уведомления.
Анализ федерального и регионального налогового законодательства на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, регламентирующего взимание транспортного налога показал, что транспортный налог, как и другие налоги, выполняют функции, присущие налогам, то есть:
- являются источником формирования региональных бюджетов (фискальная функция);
- социальная функция проявляется в установлении пониженных ставок для отдельных категорий налогоплательщиков и для транспортных средств с более низкой мощностью двигателя, путем предоставлением льгот;
- регулирующая функция налога проявляется в установлении пониженных ставок налога для поддержания традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Рос. газ. 1998. - № 238-239. – 8 дек. ; 2012. - 3 апр. 2012 г.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Рос. газ. 2000. - № 163-164. – 10 сент.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 25.12. 2014г. № ММВ-7-11/673@ «Об утверждении формы налогового уведомления»
- Приказ ФНС РФ от 09.04.2003г. № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового Кодекса РФ//СПС «Консультант Плюс»
- Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержден Приказом ФНС от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@.
- Приказом ФНС от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения»
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержден приказом Министерства Финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
- «Положение по бухгалтерскому учету расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 14 ноября 2002 года N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (в редакции от 17.10.2014 № 82-оз)
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 ноября 2015 года N 118-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год»
- Глущенко Я. С., Егорова М. С. Основные направления налоговой реформы РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 76-78.
- Блохин А.Е.Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Российское предпринимательство. — 2013. — № 9 (191) . — с. 35-40.
- Блохин А.Е. "Пресловутый" транспортный налог: целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России / А.Е. Блохин // Российское предпринимательство. - 2012. - №9, вып. 1. - С. 35-40.
- Березин М.Ю. Преемственность и новизна в налогообложении транспортных средств // Финансы и кредит. - 2010. - №42. - С. 54-58.
- Вылкова Е.С., Кацюба И.А., Петухова Р.А., Фирсова Е.А.; под редакцией Петуховой Р.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие – Издательство СПбГУЭФ, 2012. – 80 с.
- Грызунова Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.В. Грызунова, М.В. Радостева. - М.: Московский гуманитарный университет, 2012. - 152 c.
- Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах / В.Н. Дубских // Междунар. бух. учет. - 2011. - №3. - С. 41-48.
- Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: теория и практикум / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - М.: Проспект, 2013. - 520 с.
- Залогов Н.А. Транспортный налог: механизмы развития и перспективы его администрирования на местном уровне // Российское предпринимательство. - 2012. - №2 Вып. 1 (152). - С. 169-175.
- Налоги и налогообложение : учеб. для студ. вузов / А. я. Барабаш, Т. П. Беляева, О. В. Врублевская и др.; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. ─ 5-е изд. ─ Спб:Питер,2012. ─ 496.
- Налогообложение организаций: учеб. / Л. М. Архипцева, Н.Н. Башкирова, А. В. Варнавский и др.; науч. ред. Л. И. Гончаренко. - М. : Экономистъ, 2012. - 480.
- Налоги и налогообложение: учеб. для студ. Вузов / И. А. Майбуров, А. Д. Выварец, О. В. Бабушкина и др.; под. ред. И. А. Майбурова. ─ М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 655.
- Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс: www.nalog.ru]