Файл: 1 Свобода и справедливость как основные правовые ценности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Свобода и справедливость как основные правовые ценности.

Идея свободы многозначна, она порождает спле­тение множества недоразумений. Поэтому нужно сначала оговорить, в каком смысле можно понимать это слово, начиная с самых простых и доступных для познания значений. Во-первых, прежде чем целесообразно отде­лять «юридическую» свободу от «фактической» сво­боды, во-вторых, учитывать условный характер деле­ния на -внутреннюю» и «внешнюю» свободу, в-третьих, выделять два типа свободы: «свободу от» (негативную свободу) и «свобода, для», (позитивную свободу). Правовая свобода есть разрешение совершать оп­ределенные действия, не заботясь о том соответствует ли это разрешение действовать реальной возмож­ности, то есть юридическое определение остается формальным, абстрагируясь от реальных условий ее осуществления. Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Это определение подразумевает рассмотрение средств, необходимых для реализации воли, и, в частности, свободу пользования нашим телом и вещами, нахо­дящимися в нашей власти.

Юридическая свобода имеет в своей основе свободу выбора. При этом сво­бодой называется, во-первых, сам факт выбора и, во-вторых, непредсказуемость того, что именно он вы­берет. И чем больше он имеет выбора, тем больше он имеет свободы. Однако феномен свободы не может быть сведен к свободе выбора.

Во-вторых, необходимо отметить, что внутренняя свобода — это не скрытая, не подпольная свобода (ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья) . это реально явленная свобода в смысле освобождения человека внутри себя от оков собственных предубеждений, представлений и образов. Для права важно, чтобы человек отчетливо пред­ставлял ту меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости. В свою очередь гражданское общество и государство используют правовые средства как страховые средства, Обозначающие границы и пределы, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться. Внешняя свобода предполагает поиск органичных средств, способов и форм ограни­чений. Таковыми могут выступать не только юридиче­ские законы запретительного характера (как часть культуры), но и сам факт сосуществования множест­ва индивидов с их общественными правами и свобо­дами. По мнению Гегеля, ни один человек не облада­ет идеей о собственной свободе, если он не обладает идеей о свободе других и о социальной связи между собой и - другими. Ни один человек, не имея четкой идеи о своей свободе, не имеет и четкой идеи о сво­бода других и связи между этими свободами.


В-третьих, важно выделить два типа свободы: «свободу от» ( негативную свободу) и «свободу для» (позитивную свободу). Первая из них выступает в мире, в котором индивид имеет определенную зону выбора идей и действий без возможности натолк­нуться на ограничения и репрессии. «Свобода от» не самоцель, а условие саморазвития: Самое главное не уходить из мира в себя, не отстраняться, а творить из себя, самопорождая новые формы, которые сами себя выражают.

Античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озадачено тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условия действительной свободы дру­гих. Но в то же время античное право показывает, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией. Античное право продемонстрировало ограничен­ное, но конкретное и реальное осознание свободы, тогда как современное право, определяя свободу, как универсальную ценность, непосредственно включает в это определение ограничение свободы. Согласно распространенному определению, право — «это со­вокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы».

В Средние века христианская теология связывает со свободой движение Духа. Дух есть движение, но как спонтанность и порыв. В рамках христианского учения со стороны Бога высшая природа человека показывается Иисусом Христом, Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека — его «творчеством из себя», созданием «нового, не бывшего еще». Христианское учение содержит в себе по­зитивную концепцию свободы. Если бы не было этого Божественного дара (свободы) у человека, не было бы тогда и грехопадения в истории человечества.

В эпоху Возрождения и последующий период под свободой понимали беспрепятственное раскрытие способностей личности. В естественно-правовых концепциях Нового времени и эпоху Просвещения свобода трактовалась как абсолютная ценность, как основание познания и правам как исходная предпосылка всех естественных прав человека. Подчеркивался ее неотчуждаемый ха­рактер, ее свойство, изначально и безусловно принадлежащее личности.

В классической европейской философии акценти­ровалось внимание на двух главных пунктах такого рода определений;

1)понимание свободы как познанной необходимо­сти, как основания мышления и познания, возможно­стей человека во что-то верить и быть;



2) определение свободы как живого дыхания (пульсации) саморазвития человеке в истории, кото­рое выступает как процесс модификации свободы.

Философы (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) выводили понятие свободы на фоне различия внутреннего и внешнего. Явление, которое называется свободным, содержит основание самого себя (то есть является са­мопричинным явлением), А нечто, что имеет основа­ние вне себя, — не свободно, поскольку оно состоит в причинной цепи, то есть имеет причинные обоснования и причины объяснения. Именно в этом смысле ве­ликие философы говорили, что свобода имеет причи­ной самое себя и не имеет причины вне себя, в дальнейшем такой подход к свободе находит свое развитие, прежде всего, в философии Канта и Гегеля и их последователей. Они определяли право через свободу, изначально предполагая, что человеческая свобода в принципе не может быть безграничной и ну­ждается в правовых формах ее реализации.

Справедливость в глазах древних выступала как мера, закон и принцип. Богиня Дике полагается как начале и носитель права, правды и справедливости.

Противоположностью справедливости выступает несправедливость, разрушение порядка, деструкция существующего. Когда же справедливость выражает достигнутую для данного исторического периода гармоничность, оптимальность человеческих отноше­ний, сознание ее не фиксирует. И в этом плане она созвучна свободе. И справедливость, и свобода, ко­гда они налицо, становятся подобными воздуху. Жить достойно без них нельзя.

Право — это мера реализации свободы и в то же время — норма политической справедливости. Дру­гими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедли­вости. Как считал Гегель, право не есть добро без блага. Справедливо то, что выражает право, соответ­ствует праву и следует духу права.

Со времени Аристотеля выделяют два вида спра­ведливости: распределительную и уравновешиваю­щую. Распределительная справедливость как прин­цип означает деление общих благ по достоинству, соразмерно и пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества, здесь возможно как рав­ное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравновешивающей справедливости является ариф­метическое равенство. Сфера применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т. л. Принцип справедливости гласит: всем одно и то же, а каждому свое (по достоинству), ибо для неравных равное стало бы неравным.


Сосуществование людей на почве взаимного признания прав и свобод представляет собой такой порядок их сосуществования, который может быть назван справедливым, или .справедливостью». Именно спра­ведливость выступает основой идей права, выражает его сущность, а особый акт признания 'определяет как справедливость, так и феномен права в целом.

Справедливость выступает и мерой относительного достоинства ценностей, мерой их равновесия и су­бординации. Справедливость выступает особым ме­ханизмом, поддерживающим меру равновесия правовых ценностей и одновременно определяющим момент доминирования при конфликтном столкнове­нии этих ценностей.

Современная эпоха с ее процессами глобализации особенно требует межкультурного диалога по обоснованию справедливости и, следовательно, раз­работке принципов универсальной справедливости. В содержание универсальной справедливости включаются:

а) требование равенства («действовать одинаково в одинаковых условиях»), которое формулируется как требование непредвзятости и запрет произвола;

б) идея взаимосвязи содеянного «расплаты за это, которое нашло воплощение в «золотом правиле»;

в) требование равновесия между утратой и приобретением («справедливого обмена»), которое имеет смысл только для хозяйственной деятельности.

Универсальную справедливость характеризует признание таких правовых ценностей, как жизнь, собствен­ность, доброе имя («честь»).

2 На основе исследования современных правовых представлений, стереотипов и ценностно-правовых ориентаций прослеживается воздействие установок предшествующих эпох на формирование нового правового пространства. Процессы правотворчества и правоприменения в России в значительной степени "наследуют" традиционную для менталитета опору на патерналистские установки. Социологические опросы свидетельствуют, что в России существует выраженный слой граждан, которые, обладая ностальгической устремленностью в прошлое, являются носителями квазитрадиционалистских ценностей и патерналистских установок, продолжая рассчитывать на "отеческую заботу государства" и эти граждане - не только субъекты права, но и выборщики законодателя.

Наиболее негативной установкой правового менталитета является правовой нигилизм, в котором переплетены правовая неосведомленность и неверие в закон и право. Правовой нигилизм, коренящийся в архетипических характеристиках российского правосознания и правового менталитета, причудливо смыкается с патерналистскими установками, присущими современному российскому правовому менталитету.


Для современной России, переживающей переходный период с характерной для него сменой базовых ценностно-нормативных ориентаций, изучение взаимодействия ментальных патерналистских установок и правовых принципов гражданского общества имеет особое значение. Успехи модернизации, направленной, в том числе, на утверждение ценностей права во всех сферах общественной жизни, непосредственно зависят от того, насколько реформирование соответствует основополагающим ценностно-нормативным ориентациям. Основные ценности правовой демократии все более активно входят в структуру гражданского общества, правового сознания и правового менталитета россиян. Однако в современных условиях налицо устойчивость системы ценностей и стереотипов менталитета и поведения, сформировавшихся в ходе предшествующего развития, прежде всего, государственно-патерналистский комплекс представлений, выработанный привычкой жить и действовать в условиях распределительной системы. Подобная совокупность патерналистских установок, которая в современных условиях нередко актуализируется в зависимости от экономической и социальной обстановки, приходит в конфликтное взаимодействие и противоречие с принципами гражданского общества, затрудняет его формирование, становление современного правосознания и правовой культуры. Авторитарные и патерналистские традиции очень глубоки и их изживание займет немало времени на пути продвижения к правовому государству.

3 Факторы, влияющие на качество правосудия. В отечественной юридической литературе имеется хороший задел применения социологического подхода к изучению данной проблематики, сформировавшийся в советском правоведении. Социологические исследования в этой области проводились в советский период в рамках направления, обозначавшегося как «эффективность правосудия». Характерное для 70-80-х годов прошлого века увлечение советского правоведения проблематикой эффективности права и правоприменительной деятельности было в значительной мере обусловлено инструменталистским подходом к праву и правоприменению как к средствам достижения экономических, политических, идеологических и иных целей социалистического строительства. В своем стремлении к применению при изучении правосудия механистических аналогий некоторые авторы доходили до абсурда, говоря даже об эффективности конкретных судебных решений1. Однако наиболее авторитетные в этой области специалисты использовали открывшуюся возможность социологического исследования эффективности правосудия для углубленного изучения качества судебной деятельности