Файл: 1 Свобода и справедливость как основные правовые ценности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. В ходе исследований эффективности правосудия они стремились выделить качественные признаки, которые позволяли бы делать выводы о законности и обоснованности разрешения конкретного дела, и операционализировать эти признаки, т.е. перевести их в количественные параметры. Таким образом, в основе понятия эффективности правосудия лежали такие содержательные характеристики процесса принятия судебного решения, как законность и обоснованность. В конечном счете, речь, по сути дела, шла о социологическом подходе к изучению качества правосудия.
При изучении факторов, влияющих на эффективность (качество) правосудия, советские ученые обращали внимание, прежде всего на такие из них, как уровень финансового, материально-технического и информационного обеспечения судебной деятельности, степень загруженности судей, уровень профессионального сознания судейского корпуса и т.д. Исследования данного круга факторов не утратили своей актуальности и в наши дни. Наряду с этим следует выделить и новые, существенное влияние которых на правосудие особенно отчетливо проявилось в период постсоветского реформирования системы общественных отношений.
О соотношении различных факторов, воздействующих на качество правосудия, можно судить по результатам проведенного в 2004г. в Российской академии правосудия опроса экспертов, в роли которых выступали судьи верховных, областных, краевых и городских судов общей юрисдикции3. Так, на первое место эксперты (67,6% от числа опрошенных) поставили такие факторы, как уровень служебной нагрузки и уровень профессиональной подготовки судейского корпуса. Второе место (с большим отрывом от третьего) занял такой фактор, как качество применяемых судами норм материального права (54% опрошенных). Далее по значимости (24% опрошенных) следуют такие факторы, как уровень информационного обеспечения судебной деятельности, а также уровень оплаты труда и социальной защиты судей. На четвертое место эксперты поставили качество процессуального законодательства и морально-нравственные характеристики судейского корпуса (21,6% опрошенных). О значении перечисленных факторов для обеспечения качества правосудия говорит тот факт, что на их фоне эксперты не сочли существенными такие широко обсуждаемые в прессе явления, как зависимость судов от исполнительной власти и их незащищенность от давления со стороны криминальных структур.
В выстроенной с помощью опроса экспертов шкале факторов, влияющих на качество правосудия, обращает на себя внимание то большое значение, которое придают судьи качеству применяемого ими законодательства. Данное обстоятельство заставляет нас подробнее рассмотреть на анализе данного фактора.
Качество применяемого судами законодательства и его влияние на правоприменительную деятельность можно оценивать как на уровне системы законодательства в целом (с позиций наличия в ней пробелов и противоречий, степени стабильности законодательной системы), так и на уровне отдельных законодательных норм (с точки зрения их социального содержания и юридической формы).
Переживаемые российским обществом процессы глубокой социальной трансформации сопровождались коренной ломкой прежней советской правовой системы и формированием принципиально новой системы законодательства. Неизбежными следствиями этих сложных трансформационных процессов стали пробелы и противоречия в системе действующего законодательства, а также нестабильность законодательства, существенно затрудняющие правоприменительную деятельность.
Другой аспект проблемы качества законодательства (помимо рассмотренных выше системных характеристик законодательства) - качество отдельных законов (отдельных правовых норм). Качественный, т.е. правовой, закон – это закон, в котором надлежащее социальное содержание облечено в адекватную ему юридическую форму.
Как показали результаты рассматриваемого нами опроса экспертов, основной проблемой качества законов являются недостатки их социального содержания, связанные с несоответствием законов принципу справедливости. В ходе исследования респондентам был, в частности, задан вопрос: «Насколько положения федеральных законов в целом соответствуют представлениям общества о справедливости?». Ответы показали, что почти 38% экспертов считают, что законы не соответствуют в должной мере представлениям общества о справедливости. Ясно, что такое законодательство не в состоянии надлежащим образом выполнять свою главную социальную функцию – быть фактором социальной интеграции, способствовать достижению общественного согласия и снижению уровня социальных конфликтов. Показательно, что на вопрос: «В какой мере федеральное законодательство способствует достижению общественного согласия и снижению уровня социальных конфликтов?» - 62% экспертов ответили «в недостаточной мере», а 5,4% – отметили позицию «практически не способствует».
Нынешняя социально-правовая практика современной России изобилует примерами того, как дефекты законодательства приводят к существенным деформациям в сфере правосудия. Поэтому проблемы совершенствования правосудия необходимо ставить и решать в контексте более широкой задачи совершенствования законотворческого процесса и повышения качества законодательства. В этом смысле можно сказать, что работа по социологическому обеспечению законотворчества – это одновременно и вклад социологии в совершенствование правоприменительной (и прежде всего судебной) деятельности.
1 См, напр.: Маликов М.Ф. Эффективность приговора в советском уголовном процессе: Вопросы теории и практики / Под ред. М.С. Брайнина. - Саратов. 1982.
2 Морщакова Т.Г. и Петрухин И.Л. подчеркивали, что изучение уровня эффективности правосудия возможно только «на базе оценки качества рассмотрения и разрешения конкретных дел». - Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства по уголовным делам. - М., 1987. С.6-7.
3 Опрос проведен Отделом теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия с участием автора данной работы. Опрошено 37 судей из 30 субъектов Российской Федерации.
При изучении факторов, влияющих на эффективность (качество) правосудия, советские ученые обращали внимание, прежде всего на такие из них, как уровень финансового, материально-технического и информационного обеспечения судебной деятельности, степень загруженности судей, уровень профессионального сознания судейского корпуса и т.д. Исследования данного круга факторов не утратили своей актуальности и в наши дни. Наряду с этим следует выделить и новые, существенное влияние которых на правосудие особенно отчетливо проявилось в период постсоветского реформирования системы общественных отношений.
О соотношении различных факторов, воздействующих на качество правосудия, можно судить по результатам проведенного в 2004г. в Российской академии правосудия опроса экспертов, в роли которых выступали судьи верховных, областных, краевых и городских судов общей юрисдикции3. Так, на первое место эксперты (67,6% от числа опрошенных) поставили такие факторы, как уровень служебной нагрузки и уровень профессиональной подготовки судейского корпуса. Второе место (с большим отрывом от третьего) занял такой фактор, как качество применяемых судами норм материального права (54% опрошенных). Далее по значимости (24% опрошенных) следуют такие факторы, как уровень информационного обеспечения судебной деятельности, а также уровень оплаты труда и социальной защиты судей. На четвертое место эксперты поставили качество процессуального законодательства и морально-нравственные характеристики судейского корпуса (21,6% опрошенных). О значении перечисленных факторов для обеспечения качества правосудия говорит тот факт, что на их фоне эксперты не сочли существенными такие широко обсуждаемые в прессе явления, как зависимость судов от исполнительной власти и их незащищенность от давления со стороны криминальных структур.
В выстроенной с помощью опроса экспертов шкале факторов, влияющих на качество правосудия, обращает на себя внимание то большое значение, которое придают судьи качеству применяемого ими законодательства. Данное обстоятельство заставляет нас подробнее рассмотреть на анализе данного фактора.
Качество применяемого судами законодательства и его влияние на правоприменительную деятельность можно оценивать как на уровне системы законодательства в целом (с позиций наличия в ней пробелов и противоречий, степени стабильности законодательной системы), так и на уровне отдельных законодательных норм (с точки зрения их социального содержания и юридической формы).
Переживаемые российским обществом процессы глубокой социальной трансформации сопровождались коренной ломкой прежней советской правовой системы и формированием принципиально новой системы законодательства. Неизбежными следствиями этих сложных трансформационных процессов стали пробелы и противоречия в системе действующего законодательства, а также нестабильность законодательства, существенно затрудняющие правоприменительную деятельность.
Другой аспект проблемы качества законодательства (помимо рассмотренных выше системных характеристик законодательства) - качество отдельных законов (отдельных правовых норм). Качественный, т.е. правовой, закон – это закон, в котором надлежащее социальное содержание облечено в адекватную ему юридическую форму.
Как показали результаты рассматриваемого нами опроса экспертов, основной проблемой качества законов являются недостатки их социального содержания, связанные с несоответствием законов принципу справедливости. В ходе исследования респондентам был, в частности, задан вопрос: «Насколько положения федеральных законов в целом соответствуют представлениям общества о справедливости?». Ответы показали, что почти 38% экспертов считают, что законы не соответствуют в должной мере представлениям общества о справедливости. Ясно, что такое законодательство не в состоянии надлежащим образом выполнять свою главную социальную функцию – быть фактором социальной интеграции, способствовать достижению общественного согласия и снижению уровня социальных конфликтов. Показательно, что на вопрос: «В какой мере федеральное законодательство способствует достижению общественного согласия и снижению уровня социальных конфликтов?» - 62% экспертов ответили «в недостаточной мере», а 5,4% – отметили позицию «практически не способствует».
Нынешняя социально-правовая практика современной России изобилует примерами того, как дефекты законодательства приводят к существенным деформациям в сфере правосудия. Поэтому проблемы совершенствования правосудия необходимо ставить и решать в контексте более широкой задачи совершенствования законотворческого процесса и повышения качества законодательства. В этом смысле можно сказать, что работа по социологическому обеспечению законотворчества – это одновременно и вклад социологии в совершенствование правоприменительной (и прежде всего судебной) деятельности.
1 См, напр.: Маликов М.Ф. Эффективность приговора в советском уголовном процессе: Вопросы теории и практики / Под ред. М.С. Брайнина. - Саратов. 1982.
2 Морщакова Т.Г. и Петрухин И.Л. подчеркивали, что изучение уровня эффективности правосудия возможно только «на базе оценки качества рассмотрения и разрешения конкретных дел». - Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства по уголовным делам. - М., 1987. С.6-7.
3 Опрос проведен Отделом теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия с участием автора данной работы. Опрошено 37 судей из 30 субъектов Российской Федерации.