Файл: Реферат пояснительная записка 62 с., 27 рис., 15 источников, 5 л графического материала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
5.1 Проведение диагностики автомобиля и ДВС
Система диагностики электронных компонентов автомобиля (в дальнейшем система) представляет собой интегрированную среду для поиска и устранения неисправностей, возникающих при работе электронных узлов автомобиля. В составе системы для этих целей используется приобретаемый программный комплекс – профессиональный мультимарочный сканер Autocom CDP Pro шведской компании AutoCom. Помимо кабельного соединения с компьютером через интерфейс USB, сканер Autocom CDP Pro поддерживает также беспроводное Bluetooth соединение. Сканер Autocom под управлением текущей версии программного обеспечения поддерживает большое количество различных марок отечественных, европейских, японских, китайских и американских автомобилей.
Данный сканер не просто позволяет специалисту по диагностике автомобильного двигателя наблюдать данные о работе двигателя, с его помощью можно проводить различные ездовые испытания с записью исследовательских результатов в память, которые можно, впоследствии, вывести на персональный компьютер и окончательно проанализировать. Все это позволяет получить более точное представление о работе систем управления, датчиков и исполнительных механизмов автомобиля.
Автосканер Autocom CDP Pro в процессе получения эксплуатационной информации обо всех внутрисистемных событиях работает непосредственно с бортовым компьютером автомобиля. Наиболее современные модели сканеров позволяют не только получать необходимый для принятия решений объем диагностической информации, но и выполнять многие операции по программированию электронного блока управления двигателем.
На рисунке 18 приведена начальная форма данного комплекса, при помощи которой можно установить производителя и модель автомобиля, год его выпуска, определить тип топливной системы, коробки передач, двигателя и его системы управления.
Для представления данных о состоянии диагностических параметров используется форма, представленная на рисунке 19, на которой могут быть представлены в графическом виде временные сигналы отображаемых параметров, а также их текущие числовые значения.
Детальная информация о состоянии работающего ДВС в виде списочных данных, выводимых в режиме реального времени, может быть отображена с использованием формы, представленной на рисунке 20.


53
Рисунок 18 – Выбор объекта диагностики
Рисунок 19 – Графическое отображение параметров работы ДВС

54
Рисунок 20 – Представление данных о состоянии работающего двигателя
Для получения справочная информация конструктивных особенностях ДВС, системах впрыска бензиновых и дизельных двигателей, электросхемам всех марок автомобилей, методиках и руководствах по диагностике, обслуживанию, ремонту и обслуживанию автомобилей в состав ИАС включена информационная система AutoData 3.38 Rus. На рисунке 21 представлено одно из многочисленных информационных окон этой системы – окно для проведения сервисных процедур.
В справочной базе системы содержится информация по более чем 15 000 автомобилей
80 мировых производителей. 2 раза в год AutoData получает обновление базы. Если нет времени ждать обновлений, на сайте-производителе есть онлайн версия приложения, база которого обновляется в режиме реального времени по мере поступления от производителей деталей новых позиций.
Установив AutoData 3.38 Rus , специалист по настройке и диагностике ДВС сможет вносить правки в базы данных, добавлять в список запчастей необходимое оборудование, которых ранее отсутствовало. Может быть также установлен коэффициент, при помощи которого можно регулировать в процентах длительность ремонтных работ для автомобилей разного состояния. В программе также предусмотрена установка цены нормо-часов на любой вид работ, используя единый заказ-наряд.

55
Рисунок 21 – Информационное окно для проведения сервисных процедур
5.2 Контроль состояния и настройка ДВС
В большинстве случаев ЭБУ программируется через диагностический разъем, который обычно находится под рулем. Для некоторых моделей автомобилей необходимо снять блок управления и работать с ним на столе. Схема сопряжения компьютера с ЭБУ представлена на рисунке 22.
Далее с использованием программы входящей в структуру системы программы Chip
Tuning Pro 7 производится считывание заводской прошивки из ЭБУ и архивирование ее копии для возможного безопасного возврата на нее, при необходимости. Когда ваша прошивка с настройками сохранена, она открываемся в специальном редакторе (рис. 23), где определяются адреса нахождения необходимых нам калибровок для изменения.

56
Рисунок 22 – Схема сопряжения компьютера с ЭБУ
Рисунок 23 – Прошивка ЭБУ автомобиля

57
Затем калибровки могут быть визуализированы в удобные для анализа и редактирования графики (рис. 24). После этого производится корректировка настроек ЭБУ в соответствии с более производительными, безопасными и проверенными на тестовых авто.
Таким образом, прошивка становится оптимизированной, но до записи прошивки обратно в компьютер необходим еще один завершающий этап — подсчет контрольной суммы прошивки. Контрольная сумма рассчитывается для безопасности последующей записи прошивки в ЭБУ, эта процедура исключает влияния каких-либо помех при передаче данных.
Рисунок 24 – Визуализация прошивки ЭБУ
В завершение мы оптимизированная прошивка записывается в ЭБУ и совершается тест-драйв для того, чтобы удостовериться в корректной работе новых настроек.
Программа Chip Tuning Pro 7 взаимодействует с файловыми данными прошивок, при этом имеется возможность вносить изменения в калибровки системы управления двигателем с изменением многих параметров, например, состав воздушно-топливной смеси, угол опережения зажигания, топливоподачу при пуске и многое другое . Поддерживается регулярные обновления этой программы, что дает возможность работать с самыми новыми прошивками и типами ЭБУ.
Поскольку состояние и настройка ЭБУ ДВС современного автомобиля определяется не только техническим состоянием узлов, агрегатов и систем самого двигателя, но и


58 характеристики эксплуатации автомобиля, которые предоставляются владельцем или определяются по показаниям основных приборов автомобиля. Поэтому в состав системы включены специально разработанные модули контроля состояния ДВС и анализа эксплуатации. Данные модели включают информационные формы для ввода и отображения необходимой информации и процедуры обработки информации, позволяющие произвести систематизацию собираемых данных о ДВС, обработку этой информации с целью получения и представления агрегированных показателей работы ДВС, которые предназначены для проведения анализа состояния двигателя и принятия решений о необходимости проведения ремонтных или сервисных работ, а также о целесообразности настройки ЭБУ двигателя.
Работа с этими модуля начинается с главного окна, представленного на рисунке 25 и используемого для выбора нужного действия с использованием кнопок управления.
Рисунок 25 – Главная форма модуля контроля состояния ДВС
Пример вызываемой информационной формы – формы добавления информации о новом автомобиле, представлен на рисунке 26. Совокупность сведений о вводимом автомобиле, как следует из приведенного на рисунке набора информационных характеристик, представляет не только регистрационные данные и технические характеристики автомобиля, но и совокупность сведений, получаемых при эксплуатации с использованием как инструментальных средств ( приборов), так и органолептическим или экспертным способом. К таким показателям относятся условия эксплуатации, интенсивность эксплуатации, пробег, динамика разгона и максимальная скорость.
Кроме ввода предусмотренных показателей, форма содержит кнопки для добавления в информационную базу ИАС новых владельцев (клиентов), новых моделей автомобилей, а также новых типов устанавливаемых на них двигателей.

59
Рисунок 26 – Форма добавления нового автомобиля
5.3 Учет и планирование работ по обслуживанию ДВС
Специалист по диагностике и настройке ДВС, работая как самостоятельно, так и в составе коллектива предприятия автосервиса, помимо инструментальных средств для проведения диагностики, настройки и обслуживания, должен иметь под рукой удобные и простые в использовании программные средства для автоматизации своей организационной деятельности. Поэтому в составе разработанной ИАС включен специально разработанный модуль учета и планирования работ, предназначенный для обеспечения оперативности обслуживания и оптимизации работы специалиста, а также для хранения сведений для хранения информации о проведенных ранее работах, используемой для полноценного анализа технического состояния ДВС, эффективности настройки ЭБУ и поддержи принятия решений по обслуживанию.


60
Модуль содержит ряд информационных форм, используемых для учета и контроля выполняемых работ, составления графиков проведения работ. Графики проведения работ могут быть составлены как в плане текущего календарного планирования деятельности специалиста, так и для организации работ по оценке состояния и эффективности работы
ДВС (тест-драйвы, регистрация эксплуатационных данных, техническое обслуживание, диагностика и т.д.) для конкретного автомобиля. Такой подход позволяет повысить техническую эффективность использования автомобиля при проведении оптимизации систем управления двигателем.
Выбор необходимой для работы информационной формы производится с использованием главного окна, внешний вид которого представлен на рис. 25.
Запускаемые формы имеют похожий, интуитивно понятный и удобный интерфейс, позволяющий специалисту легко редактировать и просматривать необходимые ему сведения.
На рисунке 27 приведен пример такой формы – основная форма регистрации работ. При помощи которой можно отобразить информацию об обсуживаемом автомобиле, ввести в систему сведения о причине (дефекте), вызвавшем необходимость проведения работ, и ввести информацию о времени, продолжительности и технической сущности выполнения работ.
Рисунок 27 – Форма регистрации работы

61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИАС технической диагностики и обслуживания автомобильных двигателей позволит осуществлять работникам авторемонтного предприятия работы по диагностике, обслуживанию и ремонту силовых установок ТС в соответствии с требованиями максимальной технико-экономической эффективности деятельности не только авторемонтного предприятия, но и при эксплуатации транспортных средств. Данная задача решается повышением оперативности выполнения основных операций, связанных с получением и аналитической обработкой техническими специалистами, занятыми ремонтом и обслуживанием ДВС. Применение данной системы позволит повысить качество выполняемых работ, долговечность и технико-экономические использования автомобильного транспорта.
В представленной работе был проведен анализ существующей системы автоматизации авторемонтного предприятия, выполнен анализ аналогов и прототипов в области диагностики и настройки систем управления ДВС, определены основные проблемы, задачи и цели для повышения эффективности выполнения обслуживания и ремонта ДВС, выполнена постановка задачи разработки ИАС.
В проектной части разработана структура программного комплекса, модель базы данных, основные алгоритмы обработки информации, проведен выбор программного и технического обеспечения ИАС, приведено руководство пользователя.
Программный комплекс ИАС предназначен для широкого спектра предприятий разных форм собственности, занимающихся диагностикой, техническим обслуживанием и ремонтов автотранспортной техники, - авторемонтных мастерских, специализированных ремонтных подразделений крупных и средних автотранспортных предприятий.
В настоящее время ИАС установлен в частном авторемонтном предприятии и находится в режиме опытной эксплуатации., после чего планируется ее внедрение на автотранспортных предприятиях ОАО «Сургутнефтегаз».


62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
1С: Предприятие 8. Автосервис. [Электронный ресурс] – режим доступа: www.1c.ru, solutions@1c.ru, свободный.
2.
Белик А.Г. Теория и технология программирования [Текст] : учеб. пособие /
А. Г. Белик, В. Н. Цыганенко ; ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. – 85 с.
3.
Белик, А. Г. Информационные технологии анализа данных [Текст] : учеб. пособие
/ А. Г. Белик, В. Н. Цыганенко ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. - 79 с.
4.
Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов, прогноз и управление. – М.:
Мир, 1994. – Вып. 1. – 408 с.
5.
Гирявец А.К. Теория управления автомобильным бензиновым двигателем.
Электронное издание. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.chiptuner.ru, свободный.
6.
Горячий А.А., Епифанов С.В. Методико-алгоритмическое обеспечение автоматизированной системы параметрической диагностики ДВС // Двигатели внутреннего сгорания. – № 1. – 2014. – С. 90-96.
7.
ГОСТ 19.003-80. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические. – М.: Изд-во стандартов, 1980. – 12 с.
8.
Грабер М. Введение в SQL. – М.: ЛОРИ, 1996. – 300 с.
9.
Дубянский В.М. Конфигурирование и администрирование для начинающих.
Экспресс-курс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 176 с.
10. Дьяченко Н.Х. Теория двигателей внутреннего сгорания. – Л.: Машиностроение
(Ленинградское отделение), 2004. – 200 c.
11. Малков, О. Б. Базы данных [Текст] : учеб. пособие для студентов заоч. формы обучения / О. Б. Малков, Е. Т. Гегечкори ; ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 79 с.
12. Моникин К.А. Компьютерная диагностика двигателя самостоятельно. – М.:
Техническая литература, 2016. – 316 с.
13. Никонов
А.В., Цыганенко В.Н. Выполнение и защита выпускной квалификационной работы бакалавра, специалиста и магистра. – Омск: ОмГТУ, 2016. –
95 с.
14. Проектирование и архитектура программных систем : учеб. пособие /
А. Г. Белик, В. Н. Цыганенко ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск :
Изд – во ОмГТУ, 2016. – 80 с.
15. РД 50-34.698-90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 144 с.