Файл: Реферат пояснительная записка 62 с., 27 рис., 15 источников, 5 л графического материала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 и косвенный. В первом случае свечи зажигания извлекаются из цилиндров и через свечные отверстия измеряется компрессия с использованием стрелочного компрессометра или электронного датчика мотор-тестера. Во втором случае свечи не извлекаются, а компрессия измеряется через ток стартера в режиме прокрутки коленвала с применением мотор-тестера.
Этот метод применяют, как правило, если нет прямого доступа к свечам зажигания или при необходимости определения не величины компрессии, а ее разности между цилиндрами.
Результаты измерений должны сопоставляться с данными производителя двигателя.
2) Эффективная мощность автомобиля — это параметр, который снимается с колес автомобиля. Ее можно определить на беговых барабанах динамометрического стенда.
Мощность двигателя – это характеристика, которая снимается с коленвала. Определить ее можно путем измерения углового ускорения коленвала в режиме от холостых оборотов до максимальных при резком нажатии до упора педали акселератора. Кроме этого, можно использовать еще такой диагностический параметр, непосредственно связанный с мощностью двигателя, как баланс мощности по цилиндрам двигателя. Процедура его измерения предусмотрена в некоторых мотор — тестерах. Суть данного метода заключается в том, что на работающем двигателе поочередно блокируется работа цилиндров и измеряется падение оборотов, а на экране монитора в виде номограмм отображается процентный вклад каждого цилиндра в общую мощность двигателя. Падение оборотов тем больше, чем больше мощность отключенного цилиндра. Метод достаточно информативный, хотя и имеет некоторые ограничения. Так, на многоцилиндровых двигателях точность метода снижается, часто возникает опасность повреждения катализатора из-за попадания в него большого количества несгоревшего топлива при блокировке цилиндров.
3) Давление масла в системе смазки. Данный параметр используется для косвенной оценки износа сопрягаемых деталей кривошипно-шатунного, износа подшипников распределительного вала, а также эксплуатационных характеристик масляного насоса и редукционного клапана. Также как и компрессия, давление масла регламентируется производителем двигателя. Измерение давления масла на прогретом двигателе производится с помощью манометра, подключенного вместо штатного датчика давления. Изменение этого показателя возникает обычно при несвоевременной замене масла и масляного фильтра, использование двигателя при смене масла специальных быстродействующих средствами.
Так, если зимой автомобиль проходит небольшие расстояния, а двигатель имеет большое количество холодных пусков, не достигая при этом рабочей температуры, то он работает на
«богатой» топливо-воздушной смеси. В этом случае несгоревшее топливо разжижает масло, при этом образуются осадки, кислоты и смолы, что сокращает срок использования масла.
Тогда рекомендуется смену масла и масляного фильтра необходимо производить чаще, чем это предусмотрено производителем ТС.
4) Давление картерных газов и их объем, прорывающийся в картер. Эти диагностические параметры также позволяют оценить состояние цилиндро-поршневой группы достаточно объективно, хотя эта диагностика и не получила широкого распространения. Их измеренные значения должны быть меньше допустимого порога,


12 который определен для исправного двигателя. Кроме того, с ростом оборотов это давление не должно расти, а в идеале может незначительно уменьшаться.
5) Разрежение во впускном коллекторе. Данный параметр технической диагностики позволяет проверить состояние цилиндро-поршневой группы, а также газораспределительного механизма. По таким признакам как фазовый сдвиг, форма и амплитуда кривой пульсирующего разрежения, оценивают состояние привода распределительного вала, зазоры и герметичность клапанов, что оказывает влияние на наполнение цилиндров воздушно-топливной смесью. Для определения значительного количества отложений на впускном клапане путем визуального осмотра можно использовать эндоскоп, вводимый через посадочные отверстия снятых форсунок. После чего, при значительном количестве отложений, возникает необходимость в очистке в путем промывки инжекторов на работающем двигателе или механически путем частичной разборки двигателя.
6) Наличие вибраций, стуков и шумов двигателя. Наиболее характерным проявлением является периодическое «вздрагивание» двигателя на холостых оборотах, которое часто возникает из-за пропусков при воспламенении воздушно-топливной смеси вследствие дефектных свечей, несоответствующего зазора в свечах, раннего зажигания, «богатой» или
«бедной» смеси. При этом возникают синхронные «хлопки» в выхлопной трубе.
Характерным дефектов для одного или более неработающих цилиндров является равномерная «тряска» двигателя на холостых оборотах. Причины этого могут быть неработающая свеча зажигания или форсунка, отсутствие компрессии в одном или нескольких цилиндрах, обрыв высоковольтного провода и другое. Можно отметить такое характерное проявление вибраций когда на оборотах холостого хода двигатель работает ровно, а при резком нажатии на педаль газа при наборе оборотов возникает вибрация, после чего двигатель на высоких оборотах вновь работает ровно.
7) Дымности выхлопа. Так, после запуска двигателя, по мере прогрева глушителя, иногда наблюдается более белый выхлоп (пар), который прекращается после испарения оттуда влаги. Также, в холодную погоду пар появляется в выхлопе и на прогретом двигателе.
Наличие густого белого выхлопа возникает в следующих случаях: при попадании охлаждающей жидкости в цилиндр либо попадании масла в выпускную систему, где оно в основном испаряется, а не сгорает. При этом выхлоп имеет характерный запах масла. Когда выхлоп становится черным, это свидетельствует о слишком «богатой» воздушно-топливной смеси. При этом возникает повышенный расход топлива, что приводит к негативным последствиям для двигателя. Если же выхлоп «сизый», с оттенком голубого цвета, то это характерно для попадания и сгорания масла в камере сгорания, что происходит либо через кольца, либо через сальники клапанов и направляющие втулки клапанов.
8) Газоанализ. Полноценная диагностика состояния двигателя не может быть полной без анализа состава выхлопных газов. Следует отметить, что оценить техническое состояние мотора путем измерения СО простым газоанализатором недостаточно. Как правило необходим уже более сложный, четырехкомпонентный газоанализатор, с помощью которого


13 квалифицированный специалист с помощью в состоянии определить фактически любую неисправность в двигателе.
Так как современные автомобили оснащены электронными системами, обеспечивающими оптимальное управление двигателем, трансмиссией, тормозами и другими механизмами, то пропадает необходимость использования устройств ввода и вывода информации для постоянного вмешательства извне в процесс работы. Она возникает только на этапе технического обслуживания или ремонта автомобиля путем создания связи с электронным блоком управления и доступе к данным системы самодиагностики, для чего используются специальные методы.
Определение и устранение неисправностей автомобильных электронных систем управления представляет собой сложную задачу, так как их функционирование в системе электрооборудования автомобиля взаимосвязано. Объективную диагностику электронной автоматики можно провести только с использованием специальных инструментов, приборов и оборудования. В обиходе такой комплекс действий называют «компьютерной диагностикой. При ее проведении выполняются необходимые измерения и и производится сравнение измеренных значений с эталонными параметрами двигателя и автомобиля.
Технология процесса диагностики включает обязательную проверку данных, поступающих от системы самодиагностики в результате измерения соответствующих эксплуатационных параметров. Например, если на дисплее сканера появился код ошибки, расшифровываемый как «Нет сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости», это не означает, что отказал в работе сам датчик. Неисправность может быть в проводах, соединяющих датчик и блок управления, в разъемах, в самом блоке управления и т. д.
Обычно для обнаружения неисправности необходимо произвести определенное количество различных измерений напряжений, токов, сопротивлений и установить место повреждения.
Таким образом, на основе полученных результатов диагностики выявляются неисправности отдельных систем и агрегатов, а затем с применением косвенных показателей работоспособности анализируется их техническое состояние. В конечном итоге появляется возможность достоверно оценить техническое состояние автомобиля, обнаружить и устранить причины отклонения от нормы.
Оборудование, используемое для диагностики автомобильных двигателей, делится на три основные группы:
1) узкоспециализированные измерительные инструменты, применяемые для измерения физических величин – мультиметры, манометры и т.д.;
2) приборы, использующие отображение информации о процессах в цифровой или графической форме, к которым относятся сканеры и мотор-тестеры;
3) диагностические комплексы.
Мультиметры предназначены для измерения величин постоянного и переменного напряжения, переменного и постоянного тока, сопротивления, оборотов двигателя, температуры, угла замкнутого состояния контактов, а также проверки диодов и транзисторов. Мультиметры необходимы в любом автосервисе, они имеют относительно


14 небольшую стоимость и высокую надежность.
Манометры используются для измерения давления газов и жидкостей в системах и агрегатах автомобиля. Например, электронный измеритель давлений предназначен для определения давления топлива и масла в двигателе, а также управляющих давлений в автоматической коробке передач, компрессии в бензиновых двигателях. Наличие в составе такого устройства комплекта адаптеров позволяет осуществлять диагностику практически любых автомобилей импортного и отечественного производства.
Мотор-тестеры представляют собой сложные электронные приборы, при использовании которых требуются определенные знания и навыки. Они представляют собой модульные устройства, не имеющие средств отображения результатов измерений, и предназначены для подключения к компьютеру (рисунок 2) с использование специального
ПО.
Рисунок 2 – Автомобильный мотор-тестер
С помощью мотор-тестеров можно выполнить измерения любых напряжений и токов, а также давления газов и жидкостей в различных системах и узлах двигателя. Полученные данные используются для диагностики двигателей с классической, электронной или микропроцессорной системой зажигания. Мотор-тестеры предназначены для быстрого и объективного определения дефектов в системах зажигания, топливоподачи, газораспределения Они применяются для проверки работы генератора и зарядки

15 аккумулятора. Эти устройства включают в себя программные средства статистической обработки полученных данных.
Сканеры кодов ошибок являются портативными устройства для считывания кодов неисправностей. Выпускаются под разными наименованиями , например Code-Reader,
SmartTune, Creader, OBD II reader (рисунок 3) и т. д.
Рисунок 3 – Сканер для считывания кодов ошибок
Эти приборы применяются в основном небольшими автосервисами и автолюбителями, потому что доступны и относительно недороги. Часто они позволяют быстро и просто определять неисправности, когда на приборной панели загорелся индикатор «Check engine».
Сканеры кодов подсоединяют к разъему (OBD), который расположен в салоне автомобиля.
После чего включают зажигание, так как питание прибора возможно только в этом случае.
На цифровом индикаторе прибора появляются четыре цифры – код ошибки, который необходимо расшифровывать по прилагаемой инструкции. В процессе работы сканер автоматически пытается стереть ошибку несколько раз. Если ошибка снова появляется, то следует предположить, что имеется существенный дефект или повреждение и необходимо обращение к специалисту.
Системный сканер (рисунок 4) является небольшим прибором с цветным экраном, а также встроенным миниатюрным принтером для распечатки результатов диагностики.


16
Рисунок 4 – Системный сканер
Для современных моделей системных сканеров характерен ввод информации по технологии «touch screen», то есть путем прикосновения к экрану. Прибор автоматически, по определенной программе, взаимодействует с электронным блоком управления, считывает и воспроизводит на экране информацию о параметрах двигателя.
Системный сканер выполняет целый ряд функций:

чтение и расшифровка кодов ошибок, полученных системой самодиагностики автомобиля и находящихся в памяти ЭБУ;

стирание из памяти ЭБУ кодов ошибки, хотя при этом причина ее возникновения не устраняется;

визуальное представление параметров работы двигателя в реальном масштабе времени;

управляющее воздействие на ЭБУ, датчики, исполнительные механизмы, а также их активация;

возможность записи изменений в программах ЭБУ в пределах компетенции сервиса и технических возможностей сканера.
Обеспечение связь сканера с электронными системами автомобиля производится на
«языке» протокола связи, который определяет набор используемых команд и порядок их применения. Так как автопроизводители могут использовать оригинальные протоколы связи, то сканер может работать только с определенным перечнем марок и моделей автомобилей. В настоящее время выпускаются и универсальные системные сканеры, которые обладают расширенными возможностями в этой области.
Газоанализаторы используются для определения состава выхлопных газов как одного из важнейших показателей эффективности работы двигателя. Для большинства бензиновых двигателей используют четырехкомпонентные газоанализаторы
(рисунок
5), предназначенные для определения содержание оксида углерода (CO), диоксида углерода
(CO2), углеводородов (CH) и кислорода (O2). Некоторые модели могут работать автономно, другие – автономно и совместно с компьютером.

17
Рисунок 5 – Четырехкомпонентный газоанализатор
Диагностические комплексы используются для проведения комплексного контроля технического состояния автомобильного двигателя на базе анализа результатов измерений различных физических параметров и программного сканирования ЭБУ. В качестве информационного ядра такого комплекса используется персональный компьютер с полноцветным экраном, который монтируется вместе с остальными приборами на мобильной стойке (рисунок 6).
Рисунок 6 – Диагностический комплекс

18
При этом обеспечивается возможность дополнительного оснащения комплекса другими приборами и оборудованием, что позволяет расширить его функциональные возможности. Оптимальный состав современного диагностического комплекса включает в себя следующие компоненты:

быстродействующий цифровой многоканальный мотор-тестер;

персональный компьютер;

закрывающаяся мобильная стойка;

четырехкомпонентный газоанализатор;

универсальный системный сканер.
Главным достоинством таких комплексов является их широкие функциональные возможности и расположение все элементов расположены в едином модуле со скрытыми, а проводами и защитой от повреждений.