Файл: Реферат пояснительная записка 62 с., 27 рис., 15 источников, 5 л графического материала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
2.1.5 Требования к организации сбора и передачи в обработку входной информации
Для выполнения своих функций по глубокой аналитической обработке информации по расходованию топлива, ИАС должна включать диагностический комплекс для проведения наиболее комплексного контроля технического состояния двигателя на основе анализа различных технических показателей, состава выхлопных газов и программного сканирования ЭБУ. При этом должна быть предусмотрена возможность дополнительного оснащения комплекса вспомогательными приборами и оборудованием для расширения основных функциональных возможностей. Для интерфейсного взаимодействия с диагностической аппаратурой ИАС необходимо оснастить программным комплексом типа
Multi-Diag Office в сочетании со справочной системой Autodata.
2.2 Входная информация
Исходя из поставленных задач, ИАС технической диагностики и обслуживания автомобильных двигателей должна использовать следующую входную информацию.
1) Данные о технико-эксплуатационных параметрах:

расход топлива;

обороты и крутящий момент двигателя;

пробег (километраж);

скорости движения;

условия эксплуатации (интенсивность, состояние дорог, климатические условия).
2) Диагностическую информацию о работе двигателя, считываемой с датчиков, подключаемых к ЭБУ:

положение и частота вращения коленчатого вала;

положение дроссельной заслонки;

температура охлаждающей жидкости;

массовый расход воздуха двигателем;

концентрация кислорода в отработавших газах (в системе с обратной связью);

наличие детонации в двигателе;

напряжение в бортовой сети автомобиля;

скорость автомобиля;

положение распределительного вала;

запрос на включение кондиционера.
3) Диагностическую информацию о работе двигателя, получаемую при помощи приборов для измерения физических величин:

постоянного и переменного напряжения;

переменного и постоянного тока;

сопротивления;

33

оборотов двигателя;

температуры;

угла замкнутого состояния контактов;

давления топлива;

давления масла в двигателе;

давления в автоматической коробке передач;

компрессии;

разряжения во впускном коллекторе;

состав выхлопных газов.
4) Информацию о неисправностях и ошибках в работе двигателя:

коды ошибок, определенных системой самодиагностики автомобиля и хранящихся в памяти ЭБУ;

результаты визуального наблюдения (нарушения герметичности, подтекания);

данные о недопустимых вибрациях и шуме работающего двигателя;

сведения о дефектах, сбоях и неисправностях в работе двигателя, возникавших во время эксплуатации с указанием условий эксплуатации.
5) Сведения об обслуживаемом транспортном средстве и его двигателе:

идентификационные данные автомобиля;

идентификационные данные двигателя;

персональные данные о владельце (физическом или юридическом лице);

сведения о водителе (водителях), осуществлявших эксплуатацию транспортных средств.
6) Сведения об выполняемых работах:

дата и время выполнения работ;

описание претензий к работе двигателя;

рекомендации владельца по настройке ЭБУ;

персональные данные об исполнителе (исполнителях) работ;

трудоемкость выполняемых работ;

характеристика выполняемых работ.
2.3 Нормативно-справочная информация
К данному виду информации относятся сведения, используемые для расчета и планирования работ по обслуживанию и ремонту ДВС:

нормы времени на выполняемые работы по обслуживанию и ремонту двигателей различных марок автомобилей;

нормативные значения коэффициентов, установленных для различных режимов работы двигателя;

данные о моделях автотранспортных средств и применяемых на них двигателях;


34

данные о технико-экономических характеристиках серийно выпускаемых двигателей;

рекомендуемые производителями данные о сроках проведения техобслуживания и межремонтных интервалах.
2.4 Выходная информация
Выходная информация служит как для создания отчетных форм с итоговой информацией и соответствующих им отчетных документов. Модуль должен формировать следующие отчеты.
1) Информационный отчет о текущем состоянии двигателя, включающий:

идентификационные данные двигателя и транспортного средства;

нормативные и фактические данные о технических параметрах ДВС;

данные об отклонениях фактических характеристик от нормативных;

заключение о необходимости проведения обслуживания и ремонта.
2) Информационно-аналитический отчет об обслуживании двигателя, включающий:

идентификационные данные двигателя и транспортного средства;

нормативные и фактические данные о текущем состоянии ДВС;

хронологические данные о проведенных обслуживаниях, в том числе настройке
ЭБУ, и ремонтах ДВС;

хронологические данные о технико-экономических характеристиках ДВС в увязке с проведенными ранее работами;

заключение о техническом состоянии и необходимости проведения обслуживания и ремонта.
3) Диагностическая карта ДВС, включающая:

данные о технико-эксплуатационных параметрах ДВС;

данные диагностики о работе двигателя, считанные с датчиков, подключаемых к
ЭБУ;

данные диагностики, полученные при помощи приборов для измерения физических величин;

коды ошибок, определенных системой самодиагностики автомобиля и хранящихся в памяти ЭБУ;

результаты внешнего осмотра и органолептических наблюдений.
4) Информационно-аналитический отчет об эксплуатации ТС, включающий:

идентификационные данные автомобиля и двигателя;

персональные данные о владельце (физическом или юридическом лице) и водителе
(водителях), осуществлявших эксплуатацию транспортных средств;

данные о пробеге (километраже);

данные об типовых условиях эксплуатации (интенсивность, состояние дорог,

35 климатические условия);

данные об интенсивности использования ТС;

данные о расходе топлива;

данные о дефектах, сбоях и неисправностях в работе двигателя, возникавших во время эксплуатации с указанием условий эксплуатации и предполагаемых причин;

заключение о техническом состоянии и необходимости проведения обслуживания и ремонта;

рекомендации по эксплуатации и обслуживанию ТС;

рекомендуемый план диагностических и регулировочных работ для повышения технико-экономических показателей эксплуатации ТС.
5) Информационный отчет о выполненных работах в вариантах для руководства и для клиента, включающий:

данные о плановых и фактических сроках выполнения работ по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту двигателей;

данные о трудоемкости выполненных работ;

данные об исполнителях выполнения работ;

данные об отклонениях от регламента выполнения работ;

заключение о приемке выполненных работ.


36
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ
В данном разделе приводятся основные сведения о техническом проекте ИАС технической диагностики и облуживания автомобильных двигателей, включающем моделирование потоков данных, структурную схему программных компонентов ИАС, основные алгоритмы, используемые при обработке информации и принятии решений.
3.1 Структура программного комплекса
Деятельность специалиста, выполняющего диагностику, обслуживание и настройку двигателя автомобиля является одной из наиболее сложных видов деятельностей, выполняемых в процессах технического обслуживания и ремонта ТС на авторемонтных предприятиях. Эта сложность определяется большой совокупностью информационных данных, необходимых для эффективного обслуживания ДВС, необходимостью учета индивидуальных особенностей каждого автомобиля и условий его эксплуатации, сложностью эффективной настройки современных системам управления двигателем.
Все это определяет необходимость использования при проведении диагностики и настройки ДВС широкого набора аппаратно-программных средств и необходимостью их интегрирования в единое автоматизированное рабочее место для повышения эффективности деятельности самого специалиста и повышения качественных показателей обслуживаемых двигателей.
Структура информационных потоков, используемых для работы программного комплекса специалиста по диагностике и настройке ДВС, представлена на рисунке 11 контекстной диаграммой потоков данных.
Как следует из представленной диаграммы, система взаимодействует главным образом с диагностическим оборудованием и самим специалистом, поэтому необходимости разрабатывать ИАС как распределенную систему нет.
Исходя из требований к составу выполняемых функций системы, разработана логическая структура программных модулей, представленная на рисунке 12 диаграммой потоков данных. Основными подсистемами являются следующие:

сбор и подготовка данных;

контроль работы ДВС;

анализ технико-экономических показателей;

планирование и проведение работ;

формирование отчетных форм.
Информационная модель, определяемая также требованиями к функциональным показателям, должна включать в себя накопители следующих данных:

сведения об эксплуатации автомобиля;

данные о состоянии двигателя;


37

справочные данные о конструкции, настройках и регламентным работам по обслуживанию ДВС;

сведения о работах по диагностике, настройке и обслуживанию ДВС.
Рисунок 11 – Контекстная диаграмма потоков данных
Рисунок 12 – Структурная модель процессов и накопителей данных
Исходя из представленных моделей потоков данных, отображающих логическую структуру разрабатываемой системы, была определена физическая архитектура

38 программного обеспечения, которая включает в себя 6 программных модулей:
1) настройки и калибровки ЭБУ;
2) мультимарочный сканер;
3) справочную информационную систему по ремонту автомобилей;
4) контроля и анализа состояния ДВС;
5) обработки эксплуатационных данных;
6) учета и планирования работ.
Кроме того, для обеспечения перечисленных модулей данных в информационную структуру физически входят 3 базы данных: «Автомобили и ДВС», «Сервисный справочник» и «Работы».
Программные модули проектируемой системы являются как приобретаемыми программными продуктами, так и разработанными специально в ходе данного проекта. К приобретаемым модулям относятся:
1) программа Chip Tuning Pro 7;
2) программный комплекс Autocom CDP Pro;
3) информационно-справочная система
1   2   3   4   5

AutoData 3.38 Rus.
Остальные программные модели и базы данных спроектированы специально для данной системы.
В качестве мультимарочного сканера, используемого при получении и сборе данных о техническом состоянии ДВС, в составе информационно-аналитической системы включен приобретаемый программный комплекс Autocom CDP Pro шведской компании AutoCom, стоимость поставки русифицированной версии которого составляет примерно 12500 рублей.
Этот программный продукт представляет собой профессиональный сканер, обеспечивающий отличное информационное обеспечение автомобильных марок отечественных, европейских, японских и американских производителей автомобилей.
Сканер Autocom CDP Pro поддерживает кабельное соединение с компьютером через интерфейс USB, а также беспроводное Bluetooth соединение. Перечень поддерживаемых видов диагностики:

электронных систем зажигания;

приборной панели и сброс сервисных интервалов;

систем управления климатом;

иммобилайзеров;

систем управления трансмиссией;

систем ABS;

систем SRS Airbag;

двигателя по протоколу OBD2 и по заводским протоколам;

систем обеспечения комфорта;

систем кузовной электроники.

39
Рисунок 13 – Структура программных компонентов системы
ПО Autocom CDP Pro включают в себя следующие диагностические функции:
1) быструю автоматическую идентификацию по технологии Autocom Intelligent System
Identification;
2) автоматический опрос всех систем подключенного автомобиля по технологии
Autocom Intelligent System Scan;
3) чтение и удаление кодов неисправностей (DTC);
4) сброс настроек и конфигураций;
5) представление параметров в реальном времени;
6) обнуление сервисных интервалов;
7) дополнительные функции по программированию ЭБУ двигателя, иммобилайзеров и ключей.
Для получения справочной информации о конструктивных особенностях ДВС,

40 системах впрыска бензиновых и дизельных двигателей, электросхемах всех марок автомобилей, методиках и руководствах по диагностике, обслуживанию, ремонту и обслуживанию автомобилей в состав системы включена программная система AutoData 3.38
Rus разработки российской компании Легион-Автодата. В ней специалист по настройке и обслуживанию двигателя найдет детальную информацию по двигателю, управлению топливной системой и зажиганием, системам выпуска и охлаждения, автоматической и ручной коробке передач, другими системами.
Справочно-информационный комплекс AutoData 3.38 Rus предоставляет следующие функциональные возможности:
1) отображение руководств по проведению ремонтных работ и обслуживанию автомобилей;
2) представление детальной информации по устройству и обслуживанию основных агрегатов;
3) показ рекомендаций по регулировке развала-схождения;
4) отображение информационных и эксплуатационных характеристик основных узлов автомобиля: объемы, размеры, детальные схемы электрооборудования и т. д.;
5) представление разнообразной информации о грузовых автомобилях и тракторах.
Стоимость этой справочной системы составляет 6700 рублей.
Кроме того, для самостоятельной настройки калибровок и для изменения калибровочных данных прошивок ЭБУ, в состав информационно-аналитической системы включена программа Chip Tuning Pro 7. Она работает с данными прошивок и позволяет изменять калибровки системы управления впрыском. Эта программа позволяет менять такие параметры, как состав смеси, фазу впрыска, угол опережения зажигания, топливоподачу при пуске и многое другое.
Chip Tuning Pro 7 выполняет следующие основные функции:
1) отображение калибровочных констант с возможностью редактирования;
2) подсчет контрольных сумм;
3) формирование цифровых подписей;
4) просмотр и редактирование прошивок в виде таблиц с возможностью экспорта в
MS Excel;
5) функция сравнения двух прошивок с подробной визуализацией различий;
6) экспорт и импорт отдельных калибровок или наборов калибровок;
7) отображение набора наиболее важных калибровок;
8) ведение пользовательской БД для новых версий прошивок;
9) комментирование к прошивкам.;
Стоимость программы ChipTuning PRO 7 в базовой комплектации (без дополнительных модулей) вместе с ключом USB — 7000 руб.