Файл: Учебное пособие Караганда, 2012 удк 616. 89 Ббк 88 м 75 рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 875

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

133
Мелизмы - (единственное число греч. «песнь, мелодия») - мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии.
Обозначается в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами
Нозологическая форма – абстрактное, обобщенное описание идеальной модели болезни
Общение вербальное -
это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка.
Общение невербальное – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.
Распространѐнное рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».
Патернализм - (лат. paternus — отцовский, отеческий) - авторитарная аодель взаимоотношений в диаде «врач-пациент», где врач выступает опекуном, главным, нередко даже ответственным за течение заболевания и его исход
Перцепция - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.
Приемы пара- и экстралингвистические - представляют собой также
«добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система
— это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а
«околоречевыми» приемами.
Репрезентативная
система
-
понятие нейролингвистического программирования (НЛП-NLP), означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
Различают следующие репрезентативные системы:

визуальная - опирающаяся, в основном, на зрительные образы;

аудиальная - опирающаяся, в основном, на слуховые образы; o
аудиально-тональная - выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности; o
аудиально-дигитальная - выделяющая символы (слова);


134

кинестетическая - опирающаяся, в основном, на ощущения.

дискретная - опирающаяся на логическое осмысление сигналов остальных систем.
Кроме этого иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная
(вкус) системы, однако они очень слабо распространены
Рефлексия
(
от лат. обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. К рефлексии относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Смысл рефлексии — переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Рефлексия — это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований
Сенситивность к отвержению - способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную
«обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным.
Синтонность - способность человека находиться в гармонии с окружающей его реальностью. С. присуща уравновешенным людям с высокой культурой общения и умением делать добро иногда понимается как особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью
Технология присоединения - внутреннее и внешнее движение в такт с партнером, отражение его поведения».
Транс (от фр. transir - оцепенеть) — ряд изменѐнных состояний сознания
(ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистки-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации.Согласно М. Эриксону следует различать 3 вида транса: 1. Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон, и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т.д.). 2. Углублѐнный транс (обычно называют гипнозом) - намеренное усиление и продление по времени естественного феномена - транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека. 3. Сомнамбулический транс - глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведѐт себя как не находящийся в трансе.
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределѐнности, ожидание негативных событий, трудноопределимые


135 предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.
Тревожность
- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно
Фрустрация (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание»,
«расстройство замыслов») - 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется рядом эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса.
Экстравертированность (экстра + лат. verto - поворачивать). (экстра- + лат. verto поворачивать) склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей. Противоположна интровертированности.
Эмпатия - (греч.- «в» + греч. «страсть», «страдание») -осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Соответственно эмпа т - это человек с развитой способностью к эмпатии.
Обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента.
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции.
Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная
- это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.
Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает.


136
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1.
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра-
М., 1998.-272 с.
2.
Александров
А.А.
Биомедицинская этика в системе последипломного образования врачей: учеб.-метод. пособие/ А.А.
Александров, Т.В. Мишаткина., Т.В. Силич / под ред. Г.Я. Хулупа. – Мн.,
БелМАПО, 2008. – 134 с.
3.
Александрова Е.А. Социологический анализ восприятия пациента врачом-стоматологом: «особые» пациенты и их медицинская карьера
Магистерская диссертация.
М.,
2005.
Эл.
Ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/464/522/1219/alexandrova_thesis_msses.pdf
4.
Асимов
М.А.,
Нурмагамабетова
С.А.,
Игнатьев
Ю.В.
Коммуникативные навыки: Учебник.-Алматы.-2008.- 212 с.
5.
Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев –
М.:Изд-во Центр ВЛАДОС,2003. – 248с.
6.
Биркенбил В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех.
Изд-во: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. – 352 с.
7.
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов . - СПб.: Питер, 1997.
– 224 с.
8.
Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. – Волгоград: Изд-во
ВолГМУ, 2010. – 264 с.
9.
Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: введение в психологию профессионального общения. (Лекция 1). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.
2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru
10.
Вердербер Р.
Психология общения. Полный курс / Р. Вердербер, К.
Вердербер. — СПб.:
ПРАЙМ
-ЕВРОЗНАК,
2006. — 412 с
11.
Герасименко С.Л. Совершенствование коммуникативной культуры студентов в условиях медицинского вуза. // Электронный педагогический журнал. - 2007. - №1 12.
Дѐрнер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой при участии Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа,
2006. — 544 с.
13.
Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально- психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина.
1999. № 3.
14.
Ершова Н.Н. Развитие социальной перцептивной компетентности в системе профессионального общения: д.м.н. канд. психол. наук.- М., 1997.
15.
Карсон, Р.Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер, С.
Минека. СПб., 2006.

137 16.
Клиническая психология. Учебник для ВУЗов. 4-е изд. // Под ред.
Б.Д.Карвасарского. - СПб, «Питер», 2010. - 864 с.
17.
Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие// под ред. В.М.
Шепеля. – М.: Гардарики, 2004.
18.
Косырев В. Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н.
Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р.
Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - 451с.
19.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.:
"Академический проект", 1999.
20.
Крылов А.Н. Теория и практика менеджмента коммуникаций. М.,
2002.
21.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.
22.
Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1994.
23.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология.
Практическое руководство. М.: «МЕДпресс», 1998. – 592 с.
24.
Меновшиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – 2 изд., стер. – М.: Смысл, 2005.
– 182 с.
25.
Местергази Г. М. Врач и больной, или по-новому о старом: учебное пособие. // 2-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 112 с.
26.
Мѐрта Дж. Справочник врача общей практики. – Изд-во «Практика»,
1998- 1180 с.
27.
Осипова А.А.Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 312 с.
28.
Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.
Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
29.
Психолого-педагогические основы обучения в медицинском вузе./Учебное пособие по курсу «Введение в специальность» для студентов СПбГМУ им. академика И.П. Павлова.//
Авторы: Треногов А.В.,
Исаева Е.Р.
СПб, 2006.
- [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.s-psy.ru/obucenie/kurs-vvedenie-v-specialnost/posobie-psihologo- pedagogiceskie-osnovy-obucenia-v-medicinskom-vuze/
свободный.
30.
Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр
«Владос», М., 2004.
31.
Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.
32.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию.
М.: Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2000.- Т.1-412 с.


138 33. Соловьѐва
С.Л. Индивидуально-психологические особенности личности врача. // ГОУВПО СПбГМА им. И.И.Мечникова, МЗ РФ. – 2001 г. – 29с.
34.
Соложенкин В.В.Психологические основы врачебной деятельности.-
М., 1997. – 218 с.
35. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача.// Учебно-методическое пособие по курсу психологии для студентов СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова/ Под ред.Н.Г.Незнанова-
СПб, 2004 г.– 77с.
36. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд- во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
37. Шагивалеева Г.Р.Психология общения: Методическое пособие. –
Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2005. - 43с.
38.
Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. — Киев: Сфера,
2004. — 272 с.
39.
Kurtz, Silverman, Drapets. Teaching and Learning Communication skills in Medicine. – 2-nd Edition, 2004.
40.
Lloyd and Bor. Communication skills for medicine. – Edinburgh London