Файл: Конституционноправовой статус Президента Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра «Конституционное и административное право
(наименование)
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Государственно-правовая
(направленность (профиль)/специализация)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Студент
Е.В. Заякин
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель к.ю.н., доцент А.А. Иванов
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2020

2
Аннотация
Тема выпускной квалификационной работы: «Конституционно- правовой статус Президента Российской Федерации».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что институт президентства имеет недолгую историю в системе отечественного государственного управления. В связи с этим, проблемы анализируемого института российской модели государственного аппарата имеют актуальность и требуют разрешения. По сегодняшний день вопрос о месте института президентства в системе органов государственной власти не решён.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании правового статуса Президента РФ и определение его места в системе органов государственной власти России.
Задачи: 1) провести исторический анализ становления института президентства в России; 2) выявить особенности института президентства в
России; 3) проанализировать конституционно-правовой статус Президента в
России.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно- правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

3
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 4
Глава 1 Ретроспективная и терминологическая база института президентства в России .................................................................................................................... 7 1.1 Историческое развитие института президентства в России ......... 7 1.2 Президент РФ как глава государства ............................................ 15
Глава 2 Конституционно-правовой статус Президента РФ .............................. 22 2.1 Полномочия Президента РФ, их классификация ........................ 22 2.2 Ответственность Президента Российской Федерации ................ 38 2.3 Гарантии деятельности Президента РФ ....................................... 50
Заключение ............................................................................................................ 59
Список используемой литературы и используемых источников ..................... 64


4
Введение
На настоящий момент Российская Федерация характеризуется как государство с демократическим политическим режимом и федеративным государственным устройством. Указанные признаки России обоснованы сложной системой государственного аппарата, который по своей теоретической сущности соответствует общим требованиям правового государства. Иными словами, данный аппарат сформирован на фундаментальном принципе разделения властей.
Согласно ему, государственная власть состоит из исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.
Вместе с тем, большую роль в государственном управлении осуществляет Президент РФ. По общему правилу, Президент России – это глава государства, которые не относится не к одной из ветвей власти. В связи с этим возникают некоторые вопросы по поводу значения и места анализируемого института президенства в государственном аппарате
Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего следующими положениями:
Во-первых, институт президентства имеет недолгую историю в отечественном государственном управлении. Зародившись в последние годы существования Союза Советских Социалистических Республик, данный институт не смог проявить себя должным образом и дальнейшее свое развитие переживал уже в рамках Российской Федерации. Кризис в сфере государственного управления в начале 1990-х годов, заставил формировать институт президенства спешным образом, меняя механизмы государственного управления, исторически сложившиеся ранее.
Разработанные в условиях подобного цейтнота времени, правила организации деятельности Президента Российской Федерации могут

5 оказаться не оптимальными, в связи с чем они нуждаются в своем подробном рассмотрении.
В связи с этим, проблемы анализируемого института российской модели государственного аппарата имеют актуальность и требуют разрешения.
Во-вторых, по сегодняшний день вопрос о месте института президентства в системе органов государственной власти не решён.
Ряд исследователей предлагает рассматривать институт президентства в качестве самостоятельной ветви государственной власти, точно также как в качестве самостоятельной ветви власти подобными исследователями предлагается рассматривать Прокуратуру Российской Федерации
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие вследствие осуществления своей деятельности Президентом
Российской Федерации.
Предметом исследования являются
Конституция
Российской
Федерации, нормы действующего законодательства, регламентирующие и регулирующие: правовой статус и организационную основу института президентства в РФ; некоторые научные источники авторов с различных правовых школ, рассматривающие проблемы анализируемого института в определённом контексте.
Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании правового статуса Президента Российской Федерации и определение его места в системе органов государственной власти России в настоящее время и перспектив его развития в будущем..
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих взаимосвязанных задач:
− провести исторический анализ появления и становления института президентства в России;
− выявить особенности института президентства в Российской
Федерации;


6
− проанализировать конституционно-правовой статус Президента в
России;
− рассмотреть проблемы, существующие на практике в отношении реализации института президенства в Российской Федерации в настоящее время;
− проанализировать возможные будущие направления развития института президенства в Российской Федерации с учетом общих тенденций его развития.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно- правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

7
Глава 1 Ретроспективная и терминологическая база института
президентства в России
1.1 Историческое развитие института президентства в России
Институту президентства в России исполнилось фактически 30 лет, существование данного можно института можно отсчитывать с даты 15 марта 1990 года, когда генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горабчев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом СССР.
Однако, уже 12 июня 1990 года на I съезде народных депутатов
РСФСР, когда принималась декларация о государственном суверенитете
России, а также при рассмотрении о целесообразности введения поста
Президента было принято решение о проведение референдума, что было предусмотрено в Конституции. Таким образом, 17 марта 1991 года состоялся общесоюзный референдум о сохранении СССР и введение поста Президента республики. Общее количество лиц, имеющих право голоса, по некоторым данным составляло порядка 101 млн. 776 тыс. 550 человек. Непосредственно в голосовании принимали участие около 75% из вышеперечисленного количества людей, то есть 76 млн. 425 тыс. человек. По поводу введения института президентства высказались: около 54 млн. человек – за введение поста Президента, около 22 млн человек – против, около 2 млн голосов были признаны недействительными. Примечательно, что указанный референдум также бойкотировался отдельными союзными республиками: Чечено-
Ингушская, Тувинская, Северо-Осетинская и Татарская автономная республика.
В конечном счёте, 24 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил итоги референдума посредством издания таких нормативно- правовых актов, как: Закон «О Президенте РСФСР» и «О выборах


8
Президента РСФСР». Также были внесены соответствующие изменения в действующую на тот период времени Конституцию РСФСР 1978 года.
Итак, в связи с этим, первоначальная сущность Президента в России заключалась в том, что им являлся выборное, высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Согласно действующему на тот промежуток времени законодательству на пост Президента избирался гражданин республики не моложе 35 лет и не старше 65 лет на срок не более пяти лет.
Вместе с тем, в рамках управления государством высшим органом все еще оставался Съезд народных депутатов РСФСР, что закреплялось в ст. 104
Конституции РСФСР 1978 года. Исходя из этого, Президент хоть и выступал в качестве главы государства, но правомочия в области определения внутренней и внешней политик; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства; избрание судей Конституционного Суда РСФСР были отнесены к исключительным полномочиям Съезда.
В то же время, полномочия Президента заключались в том, что он был правомочен: назначать главу Правительства, распускать кабинет министров
(но с согласия Верховного совета РСФСР).
Таким образом, вплоть до 1991 года институт президентства характеризовался некоторыми ограничениями и являлся в больше мере представительной должностью в буквальном смысле, поскольку согласно
Конституции РСФСР, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР.
Следует отметить, что это единственный случай создания поста
Президента в истории СССР. Следующий период развития анализируемого института государственности приходится на 1992 год.
Первым Президентом РФ, который был избран 12 июня 1991 года, являлся Борис Ельцин. На выборах в Президенты он набрал порядка 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 года Верховным советом было принято решение о переименовании РСФСР на Российскую Федерацию.

9
Следовательно, Президент республики был также переименован в
Президента Российской Федерации.
Борьба между институтом президентства и парламентом в данный промежуток времени приобретало новые обороты, поскольку последний видел угрозу в главе государства по отношению к собственным исключительным полномочиям. В связи с этим, они были пересмотрены и расширены 9 декабря 1992 года VII съездом народных депутатов РФ. Так, было принято решение, что без согласия Верховного совета назначение
Президентом главы Правительства, а также министров иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел является неправомерным. Вместе с тем, за парламентом закрепляется право на назначение председателя
Центрального банка РФ.
Пик борьбы Президента РФ и Съезда народных депутатов приходится на 1992-1993 года, когда глава государства стремился устранить ограничения в правомочиях, установленные Конституцией. Парламент же являлся противником проводимой политики Президента. Депутаты также не признавали чрезвычайные полномочия, предоставленные Президенту на V
Съезде в ноябре 1991 года.
Отправной точкой в решении указанного конфликта являлся Указ
Президента РФ №1400 «О поэтапной конституционной реформе» от 21 сентября 1993 года. Согласно данному нормативно-правовому акту деятельность Съезда народных депутатов и местных Советов прекращалась в связи с их роспуском и назначаются выборы в новый орган – Федеральное собрание. В этот же день, Указ Президента РФ был рассмотрен на соответствие Конституции Конституционным Судом, который признал его неконституционным. В соответствии с Конституцией, Верховный совет прекратил полномочия Президента Бориса Ельцина как главы государства и возлагает их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.
Указанное явилось следствием возникновения физической борьбы, то есть если раньше Президент и Парламент производили некоторые действия


10 путём издания Указов, законов, реализации полномочий и т.д., то уже после вышеуказанных событий здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милиций, которые исполняли приказы Президента РФ Ельцина. Со стороны парламента проводились митинги, которые продлились около 2-х недель.
Сторонники парламентской власти, участвующие в митингах, сталкивались с силовым противодействием со стороны Министерства Внутренних Дел. И уже 4 октября 1993 года войска, которые подчинялись Президенту Ельцину, захватили штурмом здание парламента и арестовали вице-президента
Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана
Хасбулатова и иных руководителей противоборствующей стороны. В данный промежуток времени при подавлении митингов, захвата здания парламента и иных событиях пострадало больше 500 человек, из которых свыше 140 человек погибли.
Точкой в решении указанного конфликта являлись события 12 декабря
1993 года, когда состоялось всенародное голосование по проекту новой
Конституции Российской Федерации. Список избирателей состоял из 106 млн 170 тыс. 835 человек, из которых непосредственно приняли участие в голосовании 58 млн. 187 тыс. 755 человек, что составляло около 55% от общего числа избирателей. За принятие Конституции проголосовало порядка
33 млн человек (59% от общего числа голосовавших), а против – около 23 млн. (41%).
Особое значение Конституции РФ в рамках развития института президентства в Российской Федерации заключалось в том, что его правомочия и полномочия были расширены в новой редакции Основного закона страны. И теперь организационные и правовые основы анализируемого института регулировались нормами Конституции РФ, которая устанавливала и требования к кандидату, и его полномочия, и порядок избрания, и его статус, и т.д. Примечательно, что согласно ст. 80
Конституции РФ Президент РФ выступает в качестве главы государства,

11 гаранта Конституции и прав, свобод человека и гражданина. Указанное закрепляет за Президентом исключительный правовой статус как высшего должностного лица, который по своей сущности находится над основополагающим принципом правового государства – принципа разделения властей. Его полномочия по новой Конституции не относят его ни к одной из ветвей власти, но он тесно взаимодействует с ними и имеет определённый перечень правомочий в деятельности каждой из ветвей власти.
Например, согласно ст. 104 Конституции РФ «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету
Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,
Правительству
Российской
Федерации, законодательным
(представительным) органам субъектов Российской Федерации». Кроме того, если анализировать юридические свойства Указов Президента РФ, которые в общем смысле относятся к подзаконным актам, но проанализировав некоторые из них можем утверждать, что они имеют такую же юридическую силу, что и законы. Согласно ст. 128 Конституции РФ Президент предлагает кандидатуры на должность высших органов судебной власти. Ст. 111
Конституции РФ закрепляет за Президентом РФ правомочие о назначении
Президентом РФ высшего должностного лица исполнительной власти –
Председателя Правительства.
Таким образом, Президент РФ имеет весомое место в государственном аппарате после принятия Конституции РФ от 1993 года и, можем предположить, что данный институт победил в борьбе с парламентом.
Но, следует отметить, что должность Президента РФ, дабы устранить его возвышение над остальными ветвями власти и закрепление его монархической сущности, по Конституции РФ имела некоторые ограничения. На пост главы государства избирался гражданин Российской
Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет и сроком на 4 года. Была также возможность переизбрание Президента на