Файл: Конституционноправовой статус Президента Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22

Глава 2 Конституционно-правовой статус Президента РФ
2.1 Полномочия Президента РФ и их классификация
Президентские полномочия исходят из совокупности его правомочий, которые закреплены в законодательстве и формируют в общем виде его компетентность.
Соответствующие правомочия формируются из полномочий
Президента в рамках осуществления его взаимодействия со всеми тремя ветвями власти. К сожалению, главу государства лишь иногда «выносят за скобки» вышеупомянутых ветвей, также иногда причисляют его к исполнительной власти. Последнее же утверждение порой вызывает недоумение, ведь в Конституции РФ четко сформулирован статус принадлежности исполнительной власти. Основной закон Российской
Федерации говорит, что: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Отсюда следуют простой вывод – деятельность Президента РФ невозможно отнести к трём традиционным ветвям власти: исполнительной, законодательной и судебной.
Президент Российской Федерации в системе разделения властей имеет особый статус. Думается, что главным образом это выражено через положение Президента, ведь он – глава государства. Согласно общепринятому мнению, на сегодняшний день Конституции Российской
Федерации не закрепляет за Президентом четкий статус главы исполнительной власти. По большому счету, так и есть ведь он – де-юре глава государства, согласно основному закону страны. Как известно,
Правительство и есть высший исполнительный орган государственной власти.
Активная целенаправленная деятельность
Президента также заключается в реализации исполнительной власти, в ее исполнительно- распорядительных функциях. Глава государства занимается правотворческой

23 деятельностью – издает большое количество указов, имеющих подзаконный характер и являющихся обязательными для исполнения на территории
России, согласно основному закону Российской Федерации. По обязательному условию – указы издаются в первую очередь для четкого исполнения основного закона РФ – Конституции, а также для исполнения иных законов, поэтому вышеупомянутые подзаконные акты не могут ей противоречить. Нельзя не упомянуть еще один атрибут полномочий президента – его Администрацию. Администрация при Президенте РФ имеет в своей истории прецеденты подмены Правительства Российской Федерации, отдельно взятых министров. Это орган, который полностью зависит от главы государства, позволяющий обеспечивать его деятельность и осуществляющий контроль за исполнением его решений. Кроме того,
Президент Российской Федерации обладает монополией на подчинение конкретных министерств, которые составляют сердцевину исполнительной власти, а также ведомств, обладающих войсками. Руководители, коими являются
Председатель
Правительства
Российской
Федерации и
Правительство Российской Федерации, по большом счету не имеют достаточных прав для принятия обязывающих решений в частности по отношению к руководителям этих министерств и ведомств. В сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации только координирует и направляет их полномочия с иными министерствами и ведомствами.
Президент Российской Федерации также обязан интересоваться деятельностью не только непосредственно подчиненных ему министров.
Таким образом, министры тех федеральных министерств, руководство которых осуществляется Правительством РФ, включая и самого
Председателя Правительства, регулярно выступают перед главой государства с докладами и отчетами, содержащими всю необходимую информацию.
Отсюда следует, что непосредственно управляя «второй» категорией министерств, Президент активно участвует в реализации исполнительной ветви власти. Взвесив все вышесказанное, можно сделать вывод, что даже,


24 несмотря на активное участие главы государства, его невозможно отнести к исполнительной ветви власти, руководствуясь лишь точными формулировками основного закона нашей страны, ведь даже фактически
Президент – только соприкасается с упомянутой ветвью, не возглавляет и не принадлежит ей.
В соответствии с Основным законом Российской Федерации, которая построена таким образом, где статус и полномочия Президента носят фундаментальный характер, начиная с целей и задач, а именно: укрепление государственного строя; обеспечение конституционного правопорядка; согласованная работа всех органов власти.
Следовательно, нет места исполнительной вертикали власти, в её монополистическом понимании. Вышесказанное довольно четко намекает, даже предопределяет огромное значение для Президента РФ функций главы государства, ведь в сравнении с Правительством, они существеннее и объемнее. Так или иначе, одним из важнейших по смыслу и значению набору полномочий Президента, остаются полномочия по формированию политического курса страны.
«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции
Российской Федерации» [29]. Таким образом, Президент как гарант, равно как и гарант прав и свобод человека и гражданина, занимает также особое положение в механизме разделения властей. При анализе такого статуса невольно следует задать вопрос, способен ли глава государства обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ведь если Президент Российской Федерации входил бы или даже возглавлял одну из форм осуществления государственной власти, каким бы образом выглядела действующая система органов государственной власти. Рациональное объяснение можно найти в теории близкой к реальности – Президент Российской Федерации, находясь вне трех ветвей власти, а точнее над ними создает между собой «буфер» и как следствие возвышается над остальными, создав доминационный образ. Такая

25 теория говорит о том, что глава государства оказывает пагубное влияние на принцип разделения государственной власти, как бы деформируя ее, ставя под сомнение все основополагающие базисы. Если взглянуть на такую теорию под другим углом, то можно прийти к выводу, где Президент РФ будет составлять одну из форм осуществления государственной власти, посредством прямого вхождения в ее состав – тогда, скорее всего, ему, будет оказано сопротивление с определёнными последствиями, ставящими под угрозу национальные интересы страны.
Из всего вышесказанного следует, что фигурирующий в нормативных документах статус гаранта основного закона страны, не должен означать появление дополнительной формы, позволяющей осуществлять государственную власть. Равно как не должен означать обоснования
Президента в одной из трех ветвей власти, а также альтернативного процесса подмены или замены такой власти. Так или иначе, статус – есть первоначальный пункт, позволяющий обеспечить надлежащее функционирование всей системы государственных органов. Ведь те органы, в свою очередь, разделены по горизонтали и по вертикали, например – это разделение на государственную власть Российской Федерации и государственную власть субъектов Российской Федерации, а также на местное самоуправление. Некоторые ученые-юристы пришли к общему мнению по этому вопросу, а именно о необходимости идеи баланса и взаимодействия ветвей государственной власти.
Также С.А. Осетров замечает, что функционирование системы разделения власти в условиях взаимного сдерживания ветвей государственной власти представляется весьма затруднительным [38].
Президент РФ, таким образом, обязан защищать Конституцию, добиваться того, чтобы все нормативно-правовые акты не нарушали фундаментальные основы по правам и свободам человека, которые гарантированы и закреплены в Конституции РФ. При этом у Президента нет права оценивать конституционность нормативного акта Парламента; он, в


26 силу ст. 84 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», вправе обратиться в
Конституционный суд Российской Федерации с соответствующим запросом
[56]. Президент РФ обязан обеспечивать соблюдение Конституции всеми органами государственной власти, должностными лицами и другими субъектами.
Для того чтобы наиболее полно раскрыть задачи и компетенцию
Президента Российской Федерации, необходимо обратиться к теоретической части данного вопроса. Компетенция Президента РФ – есть объем всех его полномочий по вопросам государственной и общественной жизни, которые закреплены непосредственно в нормативных правовых актах. Самым важным и главным источником полномочий является основной закон нашей страны –
Конституция Российской Федерации, где установлен ряд статей, которые определяют и регулируют функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Категории определенных полномочий зафиксированы в правовых актах различного уровня. На сегодняшний день научная юридическая литература отдельно взятых ученых вызывает дискуссии, в которых нередко отмечается, что практика указов Президента вкупе с принципом «саморегулирования» должна претерпеть изменения или же вовсе кануть в лету.
Одним из самых дискуссионных вопросов у ученых-юристов является вопрос классификации полномочий Президента Российской Федерации [2, c.
479].
Категории полномочий
Президента
Российской
Федерации сформулированными различными учеными-юристами содержат в себе универсальный характер. Такие классификации соответствуют всем областям жизни общества, а также относятся ко всем видам государственных органов.
Несмотря на это особенное внимание ученых-юристов, акцентируется на полномочиях главы государства по отношению к органам исполнительной власти. Многие ученые на примере своих классификаций выделают такие отношения в обособленную группу. И этому есть рациональное объяснение.

27
Подавляющее большинство задач, необходимых для проведения реформ и обеспечения согласованного и эффективного функционирования общества в целом, находится в предмете ведения исполнительной власти, а конкретно на государственные органы исполнительной власти.
Требование по воплощению в жизнь таких архиважных и архисложных задач содержит в себе зерно истины. Отсюда следует, что такой подход не останется без внимания Президента Российской Федерации, который в свою очередь неотрывно наблюдает, используя весь перечень полномочий, за деятельностью и согласованным взаимодействием всех органов государственной власти, включая исполнительную ветвь власти.
Необходимо рассмотреть обособленную классификацию компетенции
Президента РФ по отношению к органам исполнительной власти.
Вышеупомянутая классификация будет основана на универсальных научных классификациях, с рассмотрением специфичных взаимоотношений между главой государства и исполнительной властью. Необходимо выделить три основные группы:
− полномочия по формированию органов исполнительной власти;
− полномочия по определению основных направлений деятельности, а также по руководству органами исполнительной власти;
− полномочия по контролю и надзору за деятельностью исполнительных органов.
Первыми по списку из групп полномочий идут полномочия по формированию органов исполнительной власти. Затрагивает данная группа в первую очередь Правительство Российской Федерации. В настоящее время в п. «а» статьи 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия
Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Если же
Государственная Дума отклоняет представленные кандидатуры Президента три раза, глава государства распускает нижнюю палату и назначает новые выборы, включая личное назначение Председателя Правительства
Российской Федерации. По предложению Председателя Правительства


28
Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей
Председателя Правительства, федеральных министров.
Также Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Ведь согласно части 1 статьи 112
Конституции
Российской
Федерации
Председатель
Правительства
Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
В перечень формируемых главой государства федеральных органов входят также Совет Безопасности Российской Федерации, Администрация
Президента Российской Федерации. Помимо этого, Президент назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской
Федерации. Также они присутствуют для согласованного взаимодействия в федеральных округах, палатах Федерального Собрания Российской
Федерации, в Конституционном Суде Российской Федерации и в посольствах других государств. Ряд полномочий по формированию и назначению глава государства также имеет и по отношению к высшему командованию
Вооруженных Сил РФ, где Президент назначает и освобождает вышеупомянутое командование. Также утверждает атаманов казачьих воинских формирований, после определенных консультаций, включающих в себя консультации с комитетами и (или) комиссиями Федерального
Собрания обладает такими же полномочиями по отношению к дипломатическим представителям РФ в других государствах и организациях.
Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных
Сил РФ, назначает (утверждает) войсковых атаманов казачьих воинских формирований, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Решение об отставке Правительства

29
Российской Федерации также принадлежит Президенту Российской
Федерации. Для его принятия существует четыре случая:
− собственное усмотрение Президента РФ;
− подача Правительством РФ заявления об отставке;
− выражение недоверия Правительству РФ;
− отказ в доверии Правительству РФ нижней палатой
Федерального Собрания РФ.
В недалеком прошлом на практике глава государства отправлял
Правительство в отставку. Данные прецеденты были зафиксированы в 98-99 годах прошлого века. Заключительная группа полномочий Президента РФ для формирования государственной власти на Федеральном уровне включает в себя представление Президентом нижней палате Федерального Собрания
Российской
Федерации кандидатуру на должность
Председателя
Центрального банка. Помимо этого, глава государства ставит перед
Государственной Думой вопрос об освобождении вышеупомянутого
Председателя от должности.
На уровне субъектов Российской Федерации, глава государства также имеет определенные полномочия, которые связаны с организацией исполнительной власти, в лице исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Ряд полномочий присутствует у главы государства на уровне субъектов
РФ в отношении его высшего должностного лица, либо в отношении руководителя высшего исполнительного органа государственной власти.
Пункт 9 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» содержит в себе важную норму. А именно в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом Президент РФ может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) на период до вступления в