Файл: Конституционноправовой статус Президента Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 новый срок. Один и тот же человек мог осуществлять полномочия не более 2- х сроков подряд.
Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до 1996 года и был переизбран на второй срок, который прекратился 31 декабря 1999 года. В этот день Президент РФ объявил о своей досрочной отставке и возложил исполнение обязанности на премьер-министра Российской Федерации
Владимира Путина. И уже 26 марта 2000 года были проведены выбора на должность главы государства, в которых победил нынешний Президент РФ –
Владимир Путин. Осуществление им полномочий продолжались в период с
2000 по 2008 год, с 2012 по настоящее время. В период с 2008 по 2012 года главой государства являлся Дмитрий Медведев.
Во время его правления в институт президентства были внесены некоторые поправки. Так, 30 декабря 2008 года был увеличен срок нахождения на должности Президента с 4 до 6 лет. И уже с 2012 года
Президент РФ избирается на 6 лет. Это было закреплено в Конституции РФ.
Следующие поправки в Конституцию приходятся на 2014 год, согласно которым глава государства получает право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ. Также, к его правомочиям теперь относятся представление верхней палате Федерального собрания кандидатуры на должность Генерального прокурора и его заместителей.
Следует отметить, что сегодня в 2020 году также будут вносится изменения в Конституцию РФ. 1 июля 2020 года будет проводиться голосования по поводу принятия поправок. Проект новой редакции
Конституции РФ уже долгое время находится в общем доступе. Выделим некоторые моменты, которые касаются института президентства в РФ.
Поправки 2020 года в Конституцию РФ закрепляют новые требования к кандидату на должность Президента РФ: проживание кандидата в
Президенты на территории России не менее 25 лет, а также отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и в прошлом.
13
Также лицо, которое осуществляло полномочия Президента РФ, согласно новой редакции
Конституции
РФ, будет обладать неприкосновенностью, и он может его лишиться только в порядке, установленном ст. 83 Конституции. Также, после истечения сроков полномочий должности Президента России, данное лицо правомочно стать сенатором на пожизненный срок.
И, возможно, одна из самых резонансных поправок является –
«обнулении президентских сроков». Данная поправка позволяет избраться, после вступления в силу Конституции РФ, Владимиру Путину еще на 2 срока подряд. Если смотреть официальные данные, то, по мнению ведущих представителей средств массовой информации, «мнения россиян о поправке в Конституцию об обнулении президентских сроков разделились почти поровну, следует из данных «Левада-центра», с которыми ознакомились
«Ведомости». Новую норму, позволяющую Владимиру Путину после 2024 г. избраться еще на два срока, одобряют 48% опрошенных, не одобряют – 47%.
При этом видеть Путина на посту президента и после 2024 г. хотели бы 46% респондентов (против 54% в июле 2019 г.), а не хотели бы – 40%. У 23% россиян принятие поправки об обнулении сроков не вызвало никаких особых чувств, 20% испытали возмущение, 19% – надежду. В целом позитивные эмоции (удовлетворение и надежду) выразил 31% опрошенных, негативные
(недоумение и возмущение) – 36%» [13]. Однако, по неофициальным данным, указанная поправка являлось предметом для общественного возмущения, поскольку она противоречит общим организационным основам должности Президента РФ.
Обоснование вышесказанному можем начать, прежде всего, с того, что поправки 2020 в Конституцию РФ были инициированы Президентом РФ. По его распоряжению была сформирована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ [44], с подписью закона Президентом РФ вступил в силу закон о порядке принятия поправок в
Конституцию РФ. Все вышесказанное полностью противоречит процедуре
14 внесения изменений в Конституцию в демократическом, правовом государстве. Это подтверждено множеством ученых. Так, профессор Н.А.
Борброва провела анализ поправок 2020 года в Конституцию РФ и пришла к логичному выводу, что «Предлагаемые Президентом РФ поправки к
Конституции Российской Федерации, процедура их обсуждения и принятия вступают в противоречие и фактически приводят к пересмотру ряда положений глав 1,2 и 9 Конституции
В соответствии со статьёй 16 Конституции никакие другие положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской
Федерации, а положения ее 1 главы не могут быть пересмотрены иначе, нежели в порядке, установленном настоящей Конституцией. Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 135 Конституции такие поправки не могут рассматриваться Федеральным Собранием РФ и должны приниматься в иной, установленной Конституцией процедуре» [5].
Однако, существуют и положительные моменты со стороны
Президента РФ Владимира Путина, который по мнению Н.А. Бобровой
«доказал способность ювелирно пользоваться теми полномочиями, которые предоставила ему Конституция, а также формировать фактическую конституцию в заданном им направлении, создавая не предусмотренные конституцией политические институты: а) институт ежегодных прямых многочасовых обращений к народу
(Прямых телевизионных линий с народом), что само по себе является уникальным политическим институтом для мировой политики в целом; б) институт многочасовых пресс-конференций Президента РФ, на которые тысячи СМИ России и зарубежья аккредитуют своих представителей, что тоже является нововведением в мировой политике; в) институт Общественной палаты РФ, созданный в 2004 году в качестве противовеса отмены прямых выборов глав субъектов РФ (равно как и отмены одномандатных округов на выборах в Госдуму) и смягчения недовольства оппозиции таким выстраиваем «вертикали власти»;
15 г) институт преемника президента как альтернатива изменению формы правления государства (грузинский вариант) или отмене ограничений по количеству президентских легислатур (белорусский вариант); к чести В.В.
Путина, он отверг эти варианты, хотя и усилил полномочия президента полуторакратным увеличением его легислатуры; д) институт рокировки должностей президента и премьер-министра, что не имеет аналогов в мировой политике; е) институт фактического лидерства В.В. Путина в должности премьер-министра, т.е. вне зависимости от президентского статуса, что также не имеет аналогов в мировой истории; ж) институт Общественного народного фронта как возможной резервной партии; и др. институты» [4].
Указанные факты позволяют говорить о том, что институт президентства в Российской Федерации имеет значительные национальные отличия, что, в принципе, свойственно любому государству, в котором данные институт существует. Данные отличия вызываются как конкретными историческими условиями, в которых формировался институт президентства в Российской Федерации, так и некоторыми субъективными факторами, связанными с личностями президентов Российской Федерации, ранее занимавших эту должность и формировавших соответствующую нормативно-правовую базу и практику реализации института президентства исходя из личного опыта, своих возможностей и склонностей.
1.2 Президент Российской Федерации как глава государства
В Российской Федерации институт президентства носит сложный эволюционный характер, который изменялся на протяжении всего своего существования и также реформируется и в настоящее время.
По мнению А.С. Прудникова «родиной института «президентства» справедливо считают США. Именно Конституция этой страны 1787 года в отличие от других государств того времени, где государственная власть
16 повсеместно имела монархический, наследственный характер, впервые установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти» [43, c. 459].
Вместе с тем, интерпретация термина
«президент» или
«президентство» в юридическом словаре, то прослеживается исторически- закрепившаяся терминология, поскольку президент исходит «от латинского
«praesidens» (сидящий впереди) - в государствах с республиканской формой правления - глава государства» [34].
Более широкое толкование закреплено в «большом энциклопедическом экономико-юридическом словаре», в котором закреплено определение понятия не в общем виде, а в более узком понимании института президентства. Иными словами, данный теоретический источник закрепляет определение понятию «Президент Российской Федерации» - «согласно ст. 80
Конституции РФ глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина» [30], (то есть его содержание совпадает с содержанием Конституции Российской Федерации).
Не редки случаи, когда в отечественной правовой и политической науке употребляется как синоним понятию «Президент» - термин «глава государства» [47, c. 35]. Так, если опираться на уже указанный юридический словарь, то под главой государства там понимается «высшее должностное лицо (значительно реже коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. в России не случайно, в системе органов государственной власти и управления, Президент Российской Федерации занимает особенное место, при этом напрямую он не входит ни в одну из ветвей власти
(законодательную, исполнительную или судебную) [27]. Реализацию своих полномочий, он осуществляет в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами [45].
Организационные вопросы из разряда: назначения на должность, организация, требования и т.д. по проведению выборов регулируются
17
Федеральным законом от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации» [53].
Так, в ст. 1 указанного Закона воспроизводится ч. 1 ст. 81 Конституции
РФ, которая устанавливает порядок избрания Президента РФ гражданами РФ на основе принципа всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В этой доктринальной норме о принципах организации выборов Президента РФ по смыслу ст. 1, 2, 3, 17, 19, 60 и 81 Конституции РФ выражаются базовые положения, заложенные в основу реализации конституционных прав гражданин РФ избирать и быть избранным на демократических свободных выборах [40].
Однако в отечественной научной литературе нет единого подхода к пониманию принципа равности избирательного права. Так, многими учеными считается, что этот принцип устанавливает исключительно равенство, так называемого, активного избирательного права (принцип равенства голосов избирателей, равное право голоса).
Эта точка зрения возникла ранее остальных. В дальнейшем данное определение было дополнено: принцип означает равенство субъективного избирательного права (активного и пассивного), диалектическое равенство права избирать и права быть избранным (это определение более широкое по содержанию). На сегодняшний день весьма распространено следующее представление: принцип равного избирательного права действует тогда, когда реализуется субъективное избирательное право на стадии голосования.
Разъясняя этот неоднозначный момент Конституционный Суд в своем
Постановлении от 17 ноября 1998 г. №26-П указал, что принципом равного избирательного права
(равенство избирательных прав граждан) устанавливается равный статус права на возможность эффективной судебной защиты, защиты законом избирательных прав без какой-либо дискриминации в отношении каких бы то ни было обстоятельств. Таким образом, можно сделать вывод об установлении равных процедур как при реализации, так и при защите избирательных прав.
18
Ч. 2 ст. 1 Закона закрепляет принцип свободных выборов. Принцип, характеризующий выборы как свободные, может быть реализован в двух направлениях. Прежде всего, выборы будут признаны свободными, если граждане в ходе их реализации могут пользоваться:
1) свободой участия. Это означает, что участие гражданина в выборах
Президента РФ свободное и добровольное, при этом никто не может оказывать воздействие на граждан с целью принуждения их к участию или отказу от участия в выборах;
2) свободой волеизъявления. На основании ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин может свободно выражать свои мысли и слова, при этом данное право гарантируется ему государством. Как развитие этого права может быть рассмотрена ситуация, когда никого нельзя принуждать выражать свое мнение и убеждения или отказываться от них. В отношении выборов Президента РФ запрещено оказывать воздействие на граждан с целью воспрепятствования их праву свободно изъявлять свое мнение и взгляды.
Полномочиями по назначению выборов президента в соответствии с п.
«д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ наделен Совет Федерации Федерального
Собрания РФ.
Решение Совета Федерации назначить выборы может быть принято не раньше ста 100 дней и не позднее девяноста дней до предполагаемого дня голосования.
Голосование - это процесс выражения избирателем своей воли.
Голосование – это наиболее ответственная стадия избирательного процесса.
Именно на этом этапе происходит «развязка» всей предыдущей избирательной кампании. Фактически можно говорить о том, что голосование является венцом всей избирательной кампании. Вся избирательная кампания направлена на обеспечение возможности избирателей выразить свою волю путем голосования за кандидата.
19
Определение результатов выборов, наряду с опубликованием данных результатов, является завершающей стадией подведения итогов. Именно на этой стадии определяется победивший кандидат, который затем, при условии выполнения ряда требований, вступит в должность Президента РФ.
Достаточно важная проблема - неопределённость самой структуры президентской власти. На данный момент в правовой науке довольно сложно найти оптимальный термин, отражающий содержание структуры такой власти. Поэтому весьма точно будет сказать, что в настоящее время необходимо исследование особенностей таких базисов. Чтобы сформировать наиболее полное и точное положение, отражающее структуру такого термина, также необходимо выработать список органов и должностных лиц, которые по идее участвуют и реализуют президентскую власть. По этому поводу, у С.А. Осетрова, есть точка зрения, которая говорит, что в науке права также нет единства мнений [38].
Вдобавок к неопределенности в структуре власти Президента
Российской Федерации, можно отнести существующую неопределенность в статусе актов главы государства. Научная литература на этот счет имеет мнение, в котором акты, издаваемые Президентом Российской Федерации, занимают двусмысленное положение. Глава государства, в соответствии с действующим законодательством, издает указы и распоряжение, таким образом, исполняя свои конституционные полномочия. Такие акты подлежат официальной публикации и бесспорному применению на территории РФ.
Несмотря на это, Президент Российской Федерации не относится к какой- либо ветви власти, на примере исполнительной, которая подчиняется
Правительству. Вероятнее всего, имеет право на жизнь теория, где акты
Президента не являются административными актами, ведь такие акты исходят не от исполнительной власти. Также акты главы государства занимают более высокое положение, нежели акты Правительства РФ, ведь сразу за федеральными законами по иерархии норм идут акты Президента
20
Российской Федерации. Такие акты также являются предметом контроля
Конституционного Суда Российской Федерации.
Действующая на данный момент в Российской Федерации система разделения властей сформирована без учета определения места главы государства в ней.
Единства мнений по этому вопросу в научных кругах на данный момент нет. Преференциальным, на данный момент, является вектор развития отечественного института президентства.
А именно совершенствования нормативной базы, где самым рациональным решением в современных реалиях является принятия Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации». Необходимость принятия такого акта назрела уже давно. Вероятнее всего, это серьезное упущение, где
Конституция Российской Федерации не предусматривает комплексного акта, который мог бы расшифровать и интерпретировать все конституционные положения о Президенте Российской Федерации. А также такой акт должен регулировать базис правового статуса органов, которые обеспечивают осуществление главой государства своих полномочий.
Развивая концепцию конституционной природы института
Президентства, можно сделать вывод, что в современных условиях необходимо принятие специального федерального закона о статусе главы государства, для урегулирования деятельности данного института.
Подводя итог всему вышесказанному, обозначенный круг основных проблем, а также пути их решения говорят о несовершенстве действующей модели власти. На данном этапе наибольшую актуальность представляют требования, повышающие эффективность функционирования институтов государственной власти Российской Федерации. Такие требования предопределены необходимостью обеспечить национальную безопасность.
Главный путь, который поспособствует решению существующих проблем, выглядит следующим образом. Необходимо создать действенные
21 законодательные механизмы, чтобы те, в свою очередь, позволяли реализовать президентскую власть в Российской Федерации.
Таким образом, на основе проведённого анализа в первой главе, можем сделать определённые выводы:
Во-первых, институт президентства в России по сранвению с другими государствами довольно молодой, однако его историческое развитие показывает на сколько он укрепился в государственном аппарате России.
В настоящее время Российская Федерации формируется прежде всего как президентская, а не парламентская республикам. В многочисленных исследованиях, проведенных правоведами и политологами за последние годы преимущественно отмечается склонность государственного аппарата
Российской Федерации к президентской, а не парламентской форме правления; анализ общественных мнений дополнительно подтверждает указанное положение.
Во-вторых, Президент РФ в первую очередь – это глава государства, его первое лицо, которое должно соответствовать предъявленным законом требованиям.