ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теоретические (об интерпретациях той или иной сущности) и вопросы методологические (каким образом получено то или иное утверждение).
- Наблюдение
Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов.
Наблюдение опирается на:
-ощущение,
-восприятие,
-представление.
- Эксперимент
- Моделирование
Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно (большие материальные затраты, гроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
- Обобщение и обработка эмпирических данных
Эмпирическое обобщение — обобщение, основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу.
Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов: Первичная обработка данных Составление таблиц Преобразование формы информации Проверка данных. Математико-статистическая обработка данных Анализ первичных статистик Оценка достоверности отличий Нормирование данных Корреляционный анализ Факторный анализ Составление таблиц В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.
Методология теоретического уровня научного исследования содержит обширный спектр процедур, операций, подходов. Для удобства целей их систематизации можно выделить из содержания этого уровня два класса методологических структур:
1) класс операций и действий логического характера;
2) класс развитых научно-познавательных подходов и методов.
Относительно приемов эмпирического уровня теоретизация выглядит как верхний этаж, на котором обработка и осмысление эмпирического материала находит свой наиболее глубокий, совершенный и законченный вид.
Перейдем к более подробному рассмотрению класса логических действий общенаучного значения. В методологической литературе в этой связи традиционно называют следующие операции:
1) абстрагирование;
2) идеализация;
3) аналогия;
4) формализация;
5) анализ и синтез;
6) дедукция и индукция;
7) классификация и типология.
Абстрагирование. Это интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации. Результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного знания, как абстрактный объект (скажем, материальная точка, общественно-историческая формация, вектор, психологический тип и т.п.); абстрактные объекты играют важнейшую роль в научном познании. С помощью системы абстракции создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения. Абстрагирование — это всегда творческая операция, т.к. не существует алгоритма, который позволял бы однозначно выделять в бесконечно богатом свойствами многостороннем объекте исследования те его черты, которые должны стать основой для плодотворной абстракции.
Идеализация. Это разновидность абстрагирования, с помощью нее конструируются предельные абстрактные объекты, например, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.п. При операции идеализации происходит доведение до логического предела тех или иных сторон и свойств реальных объектов (скажем, бесконечно удаленная точка в проективной геометрии). Существуют различные способы введения идеальных объектов: через абстракцию отождествления, через операцию предельного перехода; кроме того, по утверждению С. А. Лебедева, есть и способ введения идеализаций с помощью определения, который стал преобладающим в современной логике и математике. Идеализация применяется не только к непосредственно исследуемым объектам, но и к познавательным ситуациям.
Аналогия. Аналогией в общем виде называют операцию нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на основе этого сходства. Умозаключение по аналогии — вид недедуктивного (т.е. нестрогого, правдоподобного) вывода, при котором производится предположительное заключение о наличии более широкого множества сходных свойств. Если предметы А и В сходны в таких-то отношениях, значит, они сходны также и в других отношениях.
Формализация. Операция формализации представляет собой построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области; исходное знание, подлежащее формализации,называется в неформализованном виде содержательным представлением. В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык; этим достигается повышение норм строгости содержательных рассуждений, выделяются существенные аспекты исходного знания, а несущественные отбрасываются.
Анализ и синтез. Эти традиционные и универсальные мыслительные операции применяются поистине в каждой познавательной ситуации. Анализ — совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому. В науке Нового времени методологическая значимость анализа была подчеркнута Р. Декартом в его «Рассуждениях о методе». Что же касается операции синтеза, то она является вторым необходимым элементом данной методологической пары; синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.
Дедукция и индукция.
Дедукция — умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Он играет ведущую роль в логико-математических науках (поэтому они и называются дедуктивными).
Индукция — умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение — это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям. В научном познании индуктивные и дедуктивные моменты постоянно переплетаются, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Классификация и типология. Это процедуры, основой которых является логическая операция
деления объема понятия. Объемом понятия в логике называется класс объектов, которые обозначаются данным понятием. Операция, которая в соответствии с каким-либо способом или правилом приводит к формированию подклассов исходного объема понятия, называется делением объема понятия. В общем случае деление объема понятия приводит к некоторому упорядочению, уточнению, структуризации исходного знания. Простейшим случаем деления является деление дихотомическое, при котором объем понятия делится на два строго взаимоисключающих подкласса: например, деление треугольников на правильные и неправильные.
В класс научно-познавательных подходов и методов входят развитые методологические образования. Эти образования включают в себя достаточно разнородные совокупности методологических форм. Ядро подхода составляют те или иные теоретические тезисы, понятия, принципы; подход является концептуальным основанием более конкретных методологических предписаний. Метод же представляет собой упорядоченную совокупность предписаний, которые, однако, могут существенно различаться между собой по уровню требовательности и определенности: они могут задавать достаточно жесткие ориентиры деятельности, а могут функционировать лишь в роли регулятивных принципов, оставляя пространство для гибкого сочетания методик и операций более конкретного уровня.
В научном познании сформировалось несколько теоретико-методологических направлений, которые имеют общенаучное значение и применяются во многих научных областях. В философии науки нет достаточного единства в вопросе о том, какие именно направления следует считать ведущими; нет и устоявшейся классификации этих подходов и методов. Предлагаем сгруппировать основные подходы и методы в три подкласса
1. Группа дедуктивных подходов и методов:
1) аксиоматический;
2) гипотетико-дедуктивный.
2. Группа исторических подходов и методов:
1) конкретно-исторический (собственно исторический);
2) абстрактно-исторический (реконструкционный).
3. Группа системных подходов и методов
-
Методы научного исследования:
- Наблюдение
Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов.
Наблюдение опирается на:
-ощущение,
-восприятие,
-представление.
- Эксперимент
Описание -это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения. | Эксперимент -это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно. |
- Моделирование
Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно (большие материальные затраты, гроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
- Обобщение и обработка эмпирических данных
Эмпирическое обобщение — обобщение, основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу.
Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов: Первичная обработка данных Составление таблиц Преобразование формы информации Проверка данных. Математико-статистическая обработка данных Анализ первичных статистик Оценка достоверности отличий Нормирование данных Корреляционный анализ Факторный анализ Составление таблиц В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.
-
7. Методология теоретического уровня: логические действия
Методология теоретического уровня научного исследования содержит обширный спектр процедур, операций, подходов. Для удобства целей их систематизации можно выделить из содержания этого уровня два класса методологических структур:
1) класс операций и действий логического характера;
2) класс развитых научно-познавательных подходов и методов.
Относительно приемов эмпирического уровня теоретизация выглядит как верхний этаж, на котором обработка и осмысление эмпирического материала находит свой наиболее глубокий, совершенный и законченный вид.
Перейдем к более подробному рассмотрению класса логических действий общенаучного значения. В методологической литературе в этой связи традиционно называют следующие операции:
1) абстрагирование;
2) идеализация;
3) аналогия;
4) формализация;
5) анализ и синтез;
6) дедукция и индукция;
7) классификация и типология.
Абстрагирование. Это интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации. Результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного знания, как абстрактный объект (скажем, материальная точка, общественно-историческая формация, вектор, психологический тип и т.п.); абстрактные объекты играют важнейшую роль в научном познании. С помощью системы абстракции создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения. Абстрагирование — это всегда творческая операция, т.к. не существует алгоритма, который позволял бы однозначно выделять в бесконечно богатом свойствами многостороннем объекте исследования те его черты, которые должны стать основой для плодотворной абстракции.
Идеализация. Это разновидность абстрагирования, с помощью нее конструируются предельные абстрактные объекты, например, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.п. При операции идеализации происходит доведение до логического предела тех или иных сторон и свойств реальных объектов (скажем, бесконечно удаленная точка в проективной геометрии). Существуют различные способы введения идеальных объектов: через абстракцию отождествления, через операцию предельного перехода; кроме того, по утверждению С. А. Лебедева, есть и способ введения идеализаций с помощью определения, который стал преобладающим в современной логике и математике. Идеализация применяется не только к непосредственно исследуемым объектам, но и к познавательным ситуациям.
Аналогия. Аналогией в общем виде называют операцию нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на основе этого сходства. Умозаключение по аналогии — вид недедуктивного (т.е. нестрогого, правдоподобного) вывода, при котором производится предположительное заключение о наличии более широкого множества сходных свойств. Если предметы А и В сходны в таких-то отношениях, значит, они сходны также и в других отношениях.
Формализация. Операция формализации представляет собой построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области; исходное знание, подлежащее формализации,называется в неформализованном виде содержательным представлением. В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык; этим достигается повышение норм строгости содержательных рассуждений, выделяются существенные аспекты исходного знания, а несущественные отбрасываются.
Анализ и синтез. Эти традиционные и универсальные мыслительные операции применяются поистине в каждой познавательной ситуации. Анализ — совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому. В науке Нового времени методологическая значимость анализа была подчеркнута Р. Декартом в его «Рассуждениях о методе». Что же касается операции синтеза, то она является вторым необходимым элементом данной методологической пары; синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.
Дедукция и индукция.
Дедукция — умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Он играет ведущую роль в логико-математических науках (поэтому они и называются дедуктивными).
Индукция — умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение — это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям. В научном познании индуктивные и дедуктивные моменты постоянно переплетаются, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Классификация и типология. Это процедуры, основой которых является логическая операция
деления объема понятия. Объемом понятия в логике называется класс объектов, которые обозначаются данным понятием. Операция, которая в соответствии с каким-либо способом или правилом приводит к формированию подклассов исходного объема понятия, называется делением объема понятия. В общем случае деление объема понятия приводит к некоторому упорядочению, уточнению, структуризации исходного знания. Простейшим случаем деления является деление дихотомическое, при котором объем понятия делится на два строго взаимоисключающих подкласса: например, деление треугольников на правильные и неправильные.
-
8. Методология теоретического уровня: подходы и методы
В класс научно-познавательных подходов и методов входят развитые методологические образования. Эти образования включают в себя достаточно разнородные совокупности методологических форм. Ядро подхода составляют те или иные теоретические тезисы, понятия, принципы; подход является концептуальным основанием более конкретных методологических предписаний. Метод же представляет собой упорядоченную совокупность предписаний, которые, однако, могут существенно различаться между собой по уровню требовательности и определенности: они могут задавать достаточно жесткие ориентиры деятельности, а могут функционировать лишь в роли регулятивных принципов, оставляя пространство для гибкого сочетания методик и операций более конкретного уровня.
В научном познании сформировалось несколько теоретико-методологических направлений, которые имеют общенаучное значение и применяются во многих научных областях. В философии науки нет достаточного единства в вопросе о том, какие именно направления следует считать ведущими; нет и устоявшейся классификации этих подходов и методов. Предлагаем сгруппировать основные подходы и методы в три подкласса
1. Группа дедуктивных подходов и методов:
1) аксиоматический;
2) гипотетико-дедуктивный.
2. Группа исторических подходов и методов:
1) конкретно-исторический (собственно исторический);
2) абстрактно-исторический (реконструкционный).
3. Группа системных подходов и методов