Файл: Основные структуры научного знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теоретические (об интерпретациях той или иной сущности) и вопросы методологические (каким образом получено то или иное утверждение).

  1. Методы научного исследования:

- Наблюдение

Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов.

Наблюдение опирается на:

-ощущение,

-восприятие,

-представление.

- Эксперимент

Описание

-это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.

Эксперимент

-это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.

- Моделирование

Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно (большие материальные затраты, гроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.

- Обобщение и обработка эмпирических данных

Эмпирическое обобщение — обобщение, основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу.

Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов: Первичная обработка данных Составление таблиц Преобразование формы информации Проверка данных. Математико-статистическая обработка данных Анализ первичных статистик Оценка достоверности отличий Нормирование данных Корреляционный анализ Факторный анализ Составление таблиц В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.

  1. 7. Методология теоретического уровня: логические действия

Методология теоретического уровня научного исследования содержит обширный спектр процедур, операций, подходов. Для удобства целей их систематизации можно выделить из содержания этого уровня два класса методологических структур:

1) класс операций и действий логического характера;


2) класс развитых научно-познавательных подходов и методов.

Относительно приемов эмпирического уровня теоретизация выглядит как верхний этаж, на котором обработка и осмысление эмпирического материала находит свой наиболее глубокий, совершенный и законченный вид.

Перейдем к более подробному рассмотрению класса логических действий общенаучного значения. В методологической литературе в этой связи традиционно называют следующие операции:

1) абстрагирование;

2) идеализация;

3) аналогия;

4) формализация;

5) анализ и синтез;

6) дедукция и индукция;

7) классификация и типология.

Абстрагирование. Это интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации. Результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного знания, как абстрактный объект (скажем, материальная точка, общественно-историческая формация, вектор, психологический тип и т.п.); абстрактные объекты играют важнейшую роль в научном познании. С помощью системы абстракции создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения. Абстрагирование — это всегда творческая операция, т.к. не существует алгоритма, который позволял бы однозначно выделять в бесконечно богатом свойствами многостороннем объекте исследования те его черты, которые должны стать основой для плодотворной абстракции.

Идеализация. Это разновидность абстрагирования, с помощью нее конструируются предельные абстрактные объекты, например, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.п. При операции идеализации происходит доведение до логического предела тех или иных сторон и свойств реальных объектов (скажем, бесконечно удаленная точка в проективной геометрии). Существуют различные способы введения идеальных объектов: через абстракцию отождествления, через операцию предельного перехода; кроме того, по утверждению С. А. Лебедева, есть и способ введения идеализаций с помощью определения, который стал преобладающим в современной логике и математике. Идеализация применяется не только к непосредственно исследуемым объектам, но и к познавательным ситуациям.



Аналогия. Аналогией в общем виде называют операцию нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на основе этого сходства. Умозаключение по аналогии — вид недедуктивного (т.е. нестрогого, правдоподобного) вывода, при котором производится предположительное заключение о наличии более широкого множества сходных свойств. Если предметы А и В сходны в таких-то отношениях, значит, они сходны также и в других отношениях.

Формализация. Операция формализации представляет собой построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области; исходное знание, подлежащее формализации,называется в неформализованном виде содержательным представлением. В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык; этим достигается повышение норм строгости содержательных рассуждений, выделяются существенные аспекты исходного знания, а несущественные отбрасываются.

Анализ и синтез. Эти традиционные и универсальные мыслительные операции применяются поистине в каждой познавательной ситуации. Анализ — совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому. В науке Нового времени методологическая значимость анализа была подчеркнута Р. Декартом в его «Рассуждениях о методе». Что же касается операции синтеза, то она является вторым необходимым элементом данной методологической пары; синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.

Дедукция и индукция.

Дедукция — умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Он играет ведущую роль в логико-математических науках (поэтому они и называются дедуктивными).

Индукция — умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение — это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям. В научном познании индуктивные и дедуктивные моменты постоянно переплетаются, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Классификация и типология. Это процедуры, основой которых является логическая операция
деления объема понятия. Объемом понятия в логике называется класс объектов, которые обозначаются данным понятием. Операция, которая в соответствии с каким-либо способом или правилом приводит к формированию подклассов исходного объема понятия, называется делением объема понятия. В общем случае деление объема понятия приводит к некоторому упорядочению, уточнению, структуризации исходного знания. Простейшим случаем деления является деление дихотомическое, при котором объем понятия делится на два строго взаимоисключающих подкласса: например, деление треугольников на правильные и неправильные.

  1. 8. Методология теоретического уровня: подходы и методы

В класс научно-познавательных подходов и методов входят развитые методологические образования. Эти образования включают в себя достаточно разнородные совокупности методологических форм. Ядро подхода составляют те или иные теоретические тезисы, понятия, принципы; подход является концептуальным основанием более конкретных методологических предписаний. Метод же представляет собой упорядоченную совокупность предписаний, которые, однако, могут существенно различаться между собой по уровню требовательности и определенности: они могут задавать достаточно жесткие ориентиры деятельности, а могут функционировать лишь в роли регулятивных принципов, оставляя пространство для гибкого сочетания методик и операций более конкретного уровня.

В научном познании сформировалось несколько теоретико-методологических направлений, которые имеют общенаучное значение и применяются во многих научных областях. В философии науки нет достаточного единства в вопросе о том, какие именно направления следует считать ведущими; нет и устоявшейся классификации этих подходов и методов. Предлагаем сгруппировать основные подходы и методы в три подкласса

1. Группа дедуктивных подходов и методов:

1) аксиоматический;

2) гипотетико-дедуктивный.

2. Группа исторических подходов и методов:

1) конкретно-исторический (собственно исторический);

2) абстрактно-исторический (реконструкционный).

3. Группа системных подходов и методов