Файл: Исследование удовлетворенности как критерия психологической безопасности родителей в инклюзивной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ научной статьи по теме - Исследование удовлетворенности как критерия психологической безопасности родителей в инклюзивной образовательной среде

  1. Библиографическая ссылка на источник - Слюсарева, Е. С. Исследование удовлетворенности как критерия психологической безопасности родителей в инклюзивной образовательной среде / Е. С. Слюсарева, Н. Н. Мизина // Проблемы современного образования. – 2022. – № 6. – С. 89-103.

Ссылка на статью

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50146084_72294900.pdf

Авторы статьи

Е. С. Слюсарева доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности, Ставропольский государственный педагогический институт, кандидат психологических наук, доцент

Н. Н. Мизина доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности, Ставропольский государственный педагогический институт, кандидат психологических наук, доцент

Статья опубликована в журнале - Проблемы современного образования.

  1. Актуальность: На современном этапе развития образования одной из форм удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Ведущей потребностью, реализующей удовлетворение последующих потребностей (потребности в принадлежности к классу как референтной группе, потребности в общении) в образовательной среде, в которую включаются дети с разными образовательными возможностями, является потребность в безопасности.

Новизна: Традиционно в современных научных исследованиях в большей степени рассматривается психологическая безопасность школьников как субъектов образовательной среды (И. А. Баева, Т. Б. Беляева, П. И. Беляева, Н. Г. Рассоха), тогда как психологическая безопасность взрослых субъектов (родителей) не получила достаточного освещения в психологопедагогической литературе. Новизна данной статьи в рассмотрении новой категории субъектов образовательного процесса в школе – родителей школьников.

  1. Основные понятия, используемы в работе (их определения с указанием авторов)

Наиболее обобщающей характеристикой понятия психологической безопасности личности является рассмотрение ее как психического состояния защищенности личности от внешних и
внутренних угроз окружающей ее среды, основанное на наличии и развитии собственного внутреннего ресурса сопротивляемости разным видам психических и физических насильственных действий по отношению к этой личности (И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова).

Удовлетворенность - устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение (установка) человека к чему-либо, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-то сфере жизни и деятельности и высказываемое в форме суждения (Е. П. Ильин).

Удовлетворенность - эмоционально окрашенное состояние человека, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, надежд, потребностей с последствиями и результатами деятельности, взаимодействия с социальным окружением (Е. Б. Лактионова).

  1. Цель исследования выявить уровень и специфические особенности психологической безопасности родителей детей, включенных в инклюзивное образование (родителей детей с нормотипичным развитием и родителей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, проявляющиеся в разных вариантах нетипичности).

Гипотезы авторами статьи не указаны.

Методики - «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И. А. Баева), «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (Е. Н. Степанов).

Следует отметить, что мы адаптировали методику «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И. А. Баева) и в шкалу «удовлетворенность» и «защищенность» добавили утверждения, отражающие процессы взаимодействия с учениками, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их родителями. Нам важно было выявить значимость и уровень удовлетворенности этими взаимоотношениями в инклюзивной образовательной среде.

Описание выборки - В исследовании приняло участие 233 родителя учащихся начальной школы, реализующей инклюзивное образование, из них – 187 родителей, воспитывающих детей с нормотипичным развитием, и 46 родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Какие данные были получены? Результаты научного исследования и выводы авторов статьи.


Наиболее значимым критерием психологической безопасности для родителей выступает удовлетворенность. Индекс удовлетворенности у родителей детей с нормотипичным развитием составил 3,1, что свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности, и 2,3 – у родителей детей с ОВЗ, что относится к уровню ниже среднего.

Выделено 3 типа родительского отношения. Первый тип (16,9% от общего числа родителей). Эти родители продемонстрировали самую высокую удовлетворенность тем, насколько комфортно их ребенок чувствует себя в среде своих одноклассников; они высоко оценивают свою удовлетворенность действиями администрации образовательного учреждения и непосредственно действиями педагогов, которые обучают их детей; удовлетворены они и организацией внеклассной работы с детьми в инклюзивном образовательном учреждении.

Второй тип (18,9% от общего числа родителей) – это родители детей с ОВЗ (68,2% от родителей данного типа) и родители детей с нормотипичным развитием (31,8% от родителей данного типа). Эти родители в целом демонстрируют достаточно высокую удовлетворенность различными аспектами инклюзивной образовательной среды. Однако уровень их удовлетворенности заметно ниже, чем уровень удовлетворенности родителей первого типа.

Третий тип (74,2% от общего числа родителей) – это родители детей с нормотипичным развитием. Эти родители продемонстрировали среднюю степень удовлетворенности различными аспектами инклюзивной образовательной среды. У них самый низкий уровень удовлетворенности инклюзивной образовательной средой, в которой обучается их ребенок.

Выводы:

Проведенное исследование позволило рассмотреть психологическую безопасность родителей как психическое состояние, отраженное в отношении (положительном, нейтральном, отрицательном) к инклюзивной образовательной среде, защищенности от психологического насилия, удовлетворенности отдельными характеристиками инклюзивной образовательной среды. Рассматривая критерии и показатели психологической безопасности родителей как субъектов инклюзивной образовательной среды, мы отметили высокий уровень проявлений положительного отношения родителей детей с нормотипичным и нетипичным развитием к инклюзивной образовательной практике, защищенность от проявлений психологического насилия.

При этом, рассматривая удовлетворенность работой инклюзивной образовательной организацией, мы выявили разброс показателей, что позволило нам выделить три типа родителей, где первый тип, продемонстрировавший наибольшую удовлетворенность, составили родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Во второй тип вошли родители обеих групп. И третий тип, в котором наименьшие показатели удовлетворенности, составили родители детей с нормотипичным развитием. Данные показатели обусловлены степенью включенности и активности родителей в разработке и реализации образовательного маршрута детей.


  1. Собственные выводы по результатам анализа статьи:

Исследования психологической безопасности образовательной среды в школе по преимуществу рассматривают как субъектов школьников и педагогов. Очень мало исследований направленных на родителей. Ещё меньше исследований направленных на категории родителей детей с ОВЗ и родителей детей с нормотипичным развитием, их удовлетворённостью инклюзивным образованием. В данной статье рассматриваются именно эти категории родителей. Безусловно, это один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день, так как инклюзивное образование введено во всех общеобразовательных школах, в силу роста количества детей с ОВЗ.

Важно отметить, и данное исследование это подтверждает, что далеко не все родители удовлетворены подобным образовательным нововведением. Особенно интересной оказалась выделенная авторами статьи 3 группа родителей, которую составляли только родители, воспитывающие детей с нормотипичным развитием.

Исследователи связали данный факт с малой включенностью родителей в инклюзивный образовательный процесс. Но, на мой взгляд, могут существовать и другие факторы, влияющие на данные показатели. В любом случае данная проблема требует дальнейшего более детального изучения.
Анализ научной статьи по теме - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1. Библиографическая ссылка на источник:

Петросянц Виолетта Рубеновна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник Прикамского социального института. 2021. №2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-v-subektivnyh-otsenkah-starsheklassnikov (дата обращения: 03.05.2023).

Статья опубликована в 2021 году, в журнале «Вестник Прикамского социального института».

Автор статьи: Петросянц Виолетта Рубеновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института педагогики и психологии. Специальность по диплому: Учитель начальный классов, педагог-психолог. Место работы: Воронежский государственный педагогический университет.


Название соответствует научному стилю и содержанию.

2. Актуальность: тема актуальна, востребована. Психологически безопасная образовательная среда предоставляет ребенку возможности для полноценного развития и, что не менее важно, удовлетворения базовых потребностей, одной из которых является потребность в безопасности.

Значимость: заключается в изучение субъективных представлений учащихся 16–18 лет о психологической безопасности образовательной среды, участниками которой они являются.

Новизна: заключается в том, что рассматривается психологическая безопасность со стороны школьников в определенном районе.

3. Основные понятия, используемые в работе.

В статье не используются определения, но раскрываются другие аспекты. Выделены аспекты психологической безопасности по И.А. Баевой. Выделены условия стратегий поведения по Е. В. Ахмадеева и С. И. Галяутдинова.

4. Цель исследования: изучение субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками

Задачи не указаны, но можно выделить по этапам исследования:

1) изучение оценки отношения старшеклассников к образовательной среде школы;

2) изучение оценки уровня удовлетворенности старшеклассников характеристиками образовательной среды;

3) установить уровень защищенности старшеклассников от психологического насилия во взаимодействии.

Гипотеза не сформулирована. Но можно предположить, что она звучала бы следующим образом: Референтность образовательной среды для включенных в нее старшеклассников выше если, они удовлетворены характеристиками данной среды и чувствуют свою защищенность от угроз в системе взаимодействия с другими субъектами образовательных отношений (учителями и одноклассниками).

Методики: «Психологическая безопасность образовательной среды школы (опросник для ученика)» (автор И. А. Баева); количественный и качественный анализ результатов (математическая обработка).

5. Какие данные были получены:

Выборку исследования составили 155 старшеклассников в возрасте от 16 до 18 лет (61 % девушек и 39 % юношей).

Для подавляющего большинства старшеклассников характерно положительное отношение к образовательной среде (71,6 %).

Старшеклассникам также свойственно демонстрировать нейтральное отношение к той образовательной среде, в которую они вовлечены (24,5 %).