Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические основы монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренцию можно назвать основным двигателем экономического прогресса. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция в нем. Если нет конкуренции, то одно предприятие может бесконечно повышать цену и снижать качество, что отрицательно влияет на всеобщее благо. Данный процесс приводит к созданию монополий.

Хотя основная идея термина монополии противоположна конкуренции, но именно монополия в рыночных экономиках является последствием конкуренции, в результате которой плохо работающие предприятия вытесняются из рынка, а производство концентрируется на больших предприятиях. Действительно, отсутствие конкуренции может привести к полной остановке научно-технического прогресса, ведь ни один монополист не заинтересован в развитии новых технологий, которые в будущем могут угрожать его лидирующим позициям в отрасли.

Помимо этого, монополисты в состоянии понижать качество своего товара с целью экономии своих средств. Достигнутое за счет экономии средств уменьшение издержек позволяет получать максимальную прибыль для предприятия. В то время как при совершенной конкуренции предприятие очень редко может применять подобную политику, ведь клиенты могут отвернуться от них.

Преобладание различных монополий на рынке сводится к общепризнанному единому следствию – самостоятельному установлению рыночной цены. При этом законы, которые выражают зависимость стоимости от спроса и предложения, используются своеобразно.

В развитых странах мира борьбу с монополизмом ведет государство. Причем основной задачей регулирования антимонополии считается защита конкуренции от подавлений монополистов и ограничение власти фирм-монополистов, которые диктуют потребителям собственные уровни цен.

На сегодняшний день в РФ доминирующие фирмы могут относиться к трем категориям, таким, как временные, разрешенные и естественные монополии.

Актуальность темы исследования заключается в том, что монополии, в отличие от других хозяйственных единиц, занимают особое место в системе экономических отношений.

Цель курсовой работы – исследовать процесс монополизации рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие, виды и особенности монополии;
  • изучить структуру и отраслевую направленность монополий в российской экономике;
  • изучить сущность и особенности монополистического рынка;
  • рассмотреть понятие и выявить основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
  • провести анализ монополистического рынка в России;
  • проанализировать стратегические меры антимонопольного регулирования и развития конкуренции в российской экономике;
  • исследовать направления стратегического развития антимонопольной политики государства.

Объектом исследования данной работы является монополистический рынок.

Предмет исследования – регулирование монополизации рынка в Российской экономике.

Теоретическую и научно-методологическую основу работы составляют работы отечественных и зарубежных ученых, основные их выводы и положения, нормативно – правовые акты Российского законодательства, периодические издания, интернет- ресурсы.

В работе будут использованы следующие основные методы исследования:

  • системный подход;
  • экспертно-аналитический метод;
  • методы экономического анализа.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА

1.1 Понятие, особенности и виды монополии

Под монополией понимается такая структура рынка, при которой существует всего один продавец, контролирующий всю отрасль, и реализуемый им продукт не имеет субститутов в других отраслях.

Монополия – противоположность конкурентному рынку, где действует большое количество продавцов. Соперничество на конкурентном рынке заставляет продавцов снижать цены – при монополии же продавец может устанавливать любую цену на свою продукцию [7, c. 121].

Основными причинами, по которым образуются монополии, считаются следующие:

  • Стремление получить прибыль выше средней – монополистическую прибыль. Считается, что, если компания имеет более 65% всей прибыли отрасли, значит, отрасль монополистична. Достичь такой прибыли можно, только если лишить потребителя возможности выбора;
  • Законодательные барьеры. Вход в рынок может быть доступен только фирмам, имеющим специальный сертификат или лицензию;
  • Внешняя политика. Монополия может быть образована из-за желания государства защитить отечественного производителя. С этой целью государство ставит барьеры для зарубежных игроков, например, ограничение импорта;
  • Поглощения и слияния;
  • Запугивание. На руководство конкурирующей фирмы может оказываться давление с целью добиться ухода этого предприятия из отрасли [15, c. 99].

Существует несколько классификаций монополий – наиболее распространенная предлагает делить их на следующие типы:


1. Открытая монополия – это временная ситуация, обусловленная тем, что конкуренты пока не освоили производство продукта. Чаще всего возникает при появлении новой технологии.

2. Закрытая монополия создается с помощью законодательных барьеров.

3. Естественная монополия – ситуация, при которой предприятия отрасли объединены одной организацией. Естественная монополия существует, если в отсутствии конкуренции удовлетворять потребности населения проще и выгоднее (за счет снижения издержек на единицу товара). К отраслям естественной монополии в России относят железнодорожный транспорт, линии электропередач, водоснабжение и канализацию. Естественная монополия характеризуется большим количеством барьеров входа в отрасль. Прежде всего потенциальных конкурентов отпугивает внушительный размер капитала, необходимый для входа [5, c. 116].

Естественные монополии имеют ряд плюсов, в числе которых:

  • Возможность использовать значительные финансовые ресурсы для поддержания или модернизации производства;
  • Установление единых стандартов, которым должна соответствовать продукция (что упрощает контроль качества);
  • Возможность использовать современные достижения НТП.

Однако существуют и минусы:

  • Соблазн переложить максимум издержек на потребителя, который не в состоянии оказать обратное влияние на производителя (например, отказаться от его услуг);
  • Вероятность снижения качества предоставляемых услуг (компания идет на это, чтобы снизить издержки);
  • Вероятность «застоя» в техническом прогрессе (у производителя нет побудительных мотивов к совершенствованию услуг).

Чистая монополия – ситуация, когда на рынке присутствует всего один производитель [7, c.122]. Явление чистой монополии считается теоретическим – на данный момент встретить чистую монополию, образованную естественным способом (без поддержки государства), проблематично.

Чистая монополия характеризуется следующими чертами:

  • Реализуемый товар не имеет субститутов, то есть продуктов-заменителей. Это тоже абстракция – сейчас практически любой продукт заменяем, поэтому у потребителя всегда есть возможность выбора;
  • Ценовой диктат. Цена устанавливается фирмой, а не рынком. Реализация этой особенности тоже невозможна – диктата не допускает государство;
  • Компания не имеет стратегии, так как необходимость бороться за потребителя отсутствует [7, c. 124].

К основным методам борьбы с монополией относятся:


  • Устранение всяких барьеров и создание благоприятных условий для образования в отрасли фирм-конкурентов.
  • Устранение препятствий для зарубежных производителей.
  • Принудительное разделение большой организации на несколько мелких.
  • Государственный надзор за процессами слияния и поглощения, которые приближают отрасль к монополии, а также установление высоких требований к фирме-«поглотителю» [10, c.15].
  • Прямой контроль. Государство самостоятельно определяет заработную плату сотрудников и цену продукции предприятий, являющихся естественными монополистами.

1.2 Монополии в российской экономике: структуры, отраслевая направленность

Вопросы монополизма в экономике интерес вызывает в течение практически всего двадцатого столетия. Данная тематика была и будет актуальной, пока будут существовать мировые экономические гиганты, которые прочно занимают в производстве монополистическое место.

Корнями история монополии уходит в глубокую древность. В разнообразных формах и в различной степени монополистические объединения проявлялись на всех стадиях развития рыночных процессов. Взаимосвязь таких явлений, как кризис и монополия, отображает один из факторов монополизации, в частности: попытку ряда компаний найти избавление от кризисных потрясений именно в монополистической практике. Так что вполне обоснованно монополии в экономической литературе именовались «детьми кризиса» [8, c. 136].

Сегодня в экономике основные формы монополистических объединений – это трест, синдикат, концерн и картель. Подробнее описание каждой из форм представлены в таблице 1.

Таблица 1.1

Формы монополистических объединений. [1]

Форма объединения

Характеристика такого союза

Трест

Предпринимателями объединяется производство, финансы, сбыт, управление, при этом собственники отдельных предприятий в соответствии с суммой вложенного капитала получают акции треста, дающие им право на участие в управлении трестом.

Картель

Участниками данного объединения вступают в длительные соглашения в отношении единого ценообразования, а также деление покупателей или рынков.

Концерн

Одна из наиболее «жестких» форм объединений. Формируется головная компания-холдинг, в которой формально зависимые предприятия входят путем установления над ними финансового контроля.

Синдикат

Объединение, подразумевающее, что права собственности на средства производства сохранены за участниками этого соглашения, в то время как изготовленная продукция представляет собой собственность всего синдиката.


Необходимо заметить, что существуют разные виды монополий, из которых можно выделить три основных: естественная, экономическая и административная.

Естественная монополия формируется, если спрос на конкретный товар в большей степени удовлетворяют одна или несколько фирм. Она базируется на особенностях технологий производства или обслуживания покупателей. В этом случае конкуренция нежелательна или невозможна. Таким примером могут быть энергообеспечение, связь, телефонные услуги и т.п. В данных отраслях имеется ограниченное количество участников или единственное национальное предприятие, а потому, естественно, им принадлежит на рынке монопольное положение. Естественные монополии бывают двух типов:

  1. природные. Возникновение этих монополий происходит благодаря барьерам для конкуренции, созданных самой природой. Так, монополистом может стать компания, исследователи которой нашли уникальное месторождение полезных ископаемых, купившая права на участок земли, на котором расположено данное месторождение. В этом случае уже никто другой не сможет использовать данное месторождение.
  2. технико-экономические. Такое условное название можно дать монополиям, возникновение которых продиктовано причинами экономическими либо техническими, которые связаны с проявлением эффекта масштаба. К примеру, технически практически невозможно (и невыгодно) создание в одном городе двух или более сетей канализации, подвода электроэнергии или газа в дома и квартиры [6, c. 29].

Административная монополия возникает как следствие прямого влияния, оказываемого на рынок государственными или, в случае более локальных рынков, муниципальными органами власти. Такой вид монополии представляет собой разновидность закрытых монополий, потому что соответствующие политические институты могут создавать административные барьеры к входу новых компаний на рынок. Сюда относятся т.н. организационные структуры для государственных предприятий, если они объединяются и подчиняются разным ассоциациям и министерствам.

Экономическая монополия наиболее распространена. Появление ее обусловливается экономическими причинами, формируется она на базе закономерностей хозяйственного развития. Таковыми являются предприниматели, сумевшие завоевать на своем рынке монопольное положение. Существуют два пути для этого: первый – успешное развитие компании, постоянное увеличение ее масштабов при помощи концентрации капитала; второй основан на процессе централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении либо поглощении банкротов победителями. Одним из двух путей, либо или при помощи обоих одновременно, компания достигает таких размеров и масштабов, при которых способна доминировать на рынке.