Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические основы монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последнее десятилетие в Российской Федерации проведена масштабная реформа антимонопольного законодательства. Регулярно осуществляются меры по его совершенствованию, а также по совершенствованию правоприменительной практики в указанной сфере. Созданы условия обеспечения субъектами естественных монополий недискриминационного доступа на товарные рынки, поддерживается международно-правовое сотрудничество по вопросам развития конкуренции с зарубежными антимонопольными органами в рамках Евразийского экономического союза, БРИКС, Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств.

Усиление антимонопольного регулирования и эффективная деятельность Федеральной антимонопольной службы содействовали улучшению конкурентной рыночной среды.

Вместе с тем в результате изменения политических и экономических условий возник ряд проблем в действующем антимонопольном законодательстве и проведении государственной антимонопольной политики.

Отрицательным фактором, влияющим на развитие конкуренции, является увеличение доли государства в российской экономике.

Очевидно, что необходимо принятие мер, направленных на снижение уровня участия государства в экономике с сохранением его регулирующей роли.

Практика функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявила проблемы, связанные с реализацией Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В их числе: увеличение объемов закупок у единственного поставщика, повышение значимости субъективных критериев оценки при проведении конкурса, одностороннее расторжение контрактов по инициативе заказчика, недостаточно эффективная система поддержки субъектов малого предпринимательства, снижение прозрачности проведения торгов.

Необходимо внести существенные изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленные на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в этой сфере, снижение объема закупок у единственного поставщика.

Следует установить также общие требования к процедурам закупки, в том числе через электронные площадки.


Рост тарифов естественных монополий является одной из преград для развития бизнеса и непосредственно влияет на конкурентоспособность как отдельных отраслей, так и российской экономики в целом.

В настоящее время недостаточно механизмов, стимулирующих деятельность субъектов естественных монополий к снижению затрат.

Требует совершенствования нормативная правовая база в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Федеральный закон «О естественных монополиях» [1] не отвечает современным требованиям, а в ряде случаев вступает в противоречие с гражданским и антимонопольным законодательством.

Проблемой также является отсутствие системности и непротиворечивости законодательства и подзаконных нормативных актов по вопросам тарифного регулирования. Поэтому возникла необходимость принятия федерального закона об основах тарифного регулирования.

Общественно-экономическое развитие обусловливает появление новых направлений антимонопольного регулирования, в частности ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3.2 Направления совершенствования антимонопольного законодательства

Несмотря на предпринимаемые в России в последнее время меры, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования, в этой области предстоит еще много чего сделать.

На наш взгляд, имеет смысл в разумной мере использовать зарубежный опыт осуществления антимонопольной политики.

Сравнение антимонопольного законодательства и факторов, влияющих на конкуренцию в России и за рубежом, представлено в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Сравнительный анализ антимонопольного законодательства и факторов конкуренции в России и за рубежом[7]

Критерий для сравнения

Развитые страны зарубежья

Российская Федерация

Законодательная направленность

Выражает, в основном, интересы государства, которое недовольно обширной сферой влияния монополистов

Выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, так как не допускает образование новых монополий

Санкции, применяемые к нарушителям

Наложенные Европейской комиссией и министерством юстиции США штрафы являются крупнейшими за всю историю работы зарубежных антимонопольных органов

Сравнительно низкие санкции


Продолжение таблицы 3.1

Критерий для сравнения

Развитые страны зарубежья

Российская Федерация

Поддержка малого и среднего бизнеса

Довольно сильная поддержка малого и среднего бизнеса, следовательно, осуществляется помощь в преодолении административных барьеров

Слабая поддержка малого и среднего бизнеса

Уровень экономической свободы

Довольно высокий уровень экономической свободы

Низкий уровень экономической свободы

Уровень коррумпированности

Низкий уровень коррумпированности

Высокий уровень коррумпированности

Как видно из таблицы 3.1, на Западе антимонопольное законодательство хорошо разработано и весьма действенно. Государство активно способствует созданию проконкурентной среды, в частности за счет поддержки малого и среднего предпринимательства, развития частной инициативы. Тем не менее, между американским и европейским антимонопольным законодательством существует значительная разница:

1. американское антимонопольное законодательство в большей степени направлено против монополий в лице структурной единицы;

2. европейское антимонопольное законодательство направлено не на устранение самой монополии, а на противодействие негативных последствий рыночной власти монополий.

Что касается малого и среднего бизнеса, то малые и средние фирмы имеют значение для роста экономики и играют значительную роль в обеспечении занятости населения. В частности, если сравнивать малые предприятия с крупным бизнесом, то можно отметить, что крупные фирмы не стремятся к созданию новых рабочих мест, а наоборот сокращают их за счет автоматизации производства. Малые предприятия готовы к созданию новых рабочих мест, предоставления возможности трудоустроиться тем, кто на протяжении долгого периода времени занимается поиском работы. К тому же малые предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь решению проблемы инфляции, инфляционной неустойчивости российской экономики.

Можно выделить следующие ключевые проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в РФ:

  • недостаточно продуманная система налогообложения, медленный процесс формирования инфраструктуры малого бизнеса;
  • низкие темпы роста числа малых предприятий;
  • плохая кооперация регионов, как с точки зрения обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в сфере организации взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой в практической плоскости.

С учетом всего вышесказанного, можно выделить следующие ключевые направления совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ:

  1. модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);
  2. улучшение конкурентной среды;
  3. совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;
  4. повышение эффективности особых экономических зон.

В то же время, на наш взгляд, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).

Резюмируя, анализ показывает, что антимонопольное законодательство за рубежом по сравнению с российской практикой является более разработанным. Несмотря на ухудшение политико-экономических отношений РФ с другими странами, в связи с действием санкций со стороны США и ЕС, необходимо изучать лучшие образцы антимонопольного законодательства, переносить на российскую почву, адаптируя под особенности российской специфики и исторических условий, поскольку еще со времен существования СССР для России характерна высокая монополизация рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать следующие выводы:

1. Под монополией понимается такая структура рынка, при которой существует всего один продавец, контролирующий всю отрасль, и реализуемый им продукт не имеет субститутов в других отраслях. Монополия – противоположность конкурентному рынку, где действует большое количество продавцов.

2. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только регулированием естественной монополии.


3. Последствия действия объективных экономических законов не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества. Поэтому саморегулирование необходимо корректировать и дополнять с целью уменьшения негативных проявлений рыночной стихии при помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого и является антимонопольное регулирование.

4. Система антимонопольного законодательства состоит из законов, подзаконных актов, нормативных правовых актов. Данная система требует упорядочения и проведения границ их действия. Антимонопольная политика может быть малоэффективной, если не выявить границы ее применения.

5. Целью антимонопольной политики является не запрет монопольных образований, а поддержание конкуренции в данной сфере, осуществляющийся установленными способами.

6. Положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий нельзя признать удовлетворительным. Этот вопрос требует незамедлительного решения, так как российские естественные монополии в настоящее время находятся в процессе реформирования.

7. Главные российские естественные монополии – ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС» – находятся на уровне лучших мировых стандартов по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам. Эти хозяйственные структуры ещё не успели подвергнуться радикальному реформированию, а значит, при разумном к ним отношении они позволят занять российской экономике одно из ведущих мест в мире, вытянут её из сегодняшнего прорыва. Эти инфраструктурные отрасли до сих пор успешно функционируют в тяжелейших условиях. Значительную устойчивость придаёт им то, что они являются наиболее передовыми в техническом и организационном отношениях, мощными и вертикально-интегрированными производственно-техническими комплексами.

8. Естественные монополии – это наше национальное достояние, которое во многом не имеет аналогов во всём мире. Новизной данной курсовой работы можно считать то, что в ходе изучения данной темы была выявлена частичная несостоятельность антимонопольной политики и необходимость ее систематизации и реформирования. Также показана необходимость доработки существующих стратегий и увеличения количества возможных вариантов развития естественных монополий.

9. Международные монополии наносят большой вред национальным экономикам и в целом всей мировой экономике. Она лишает рынок очень важного свойства – это свободная конкуренция. Каждый год государство тратит огромные деньги на борьбу с международными монополиями.