Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические основы монополизации рынка).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА
1.1 Понятие, особенности и виды монополии
1.2 Монополии в российской экономике: структуры, отраслевая направленность
1.3 Сущность и особенности монополистической конкуренции
1.4 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие и основные принципы
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА
2.1 Анализ монополистического рынка в России
2.2 Анализ специфики деятельности естественных монополий
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1 Направления стратегического развития антимонопольной политики государства
3.2 Направления совершенствования антимонопольного законодательства
На сегодняшний день монополистические тенденции определяются некоторыми факторами. Прежде всего, к ним можно отнести научно-техническую революцию (НТР), которая начала набирать обороты в государствах с развитой промышленностью во второй половине ХХ века [8, c. 139].
НТР, способствуя совершенствованию всей системы производительных сил, обусловливает существенное уменьшение капиталоемкости, энергоемкости, материалоемкости продуктов, снижение в некоторых отраслях масштабов высокоэффективных предприятий. Это все стало причиной того, что к разряду рентабельных высокоэффективных предприятий стали причисляться не исключительно монополистические объединения, но также средние и даже малые предприятия.
Российским антимонопольным законодательством определение понятию «монополия» не дается, так как чистых монополий в реальности не существует. Однако имеются предприятия, обладающие главным признаком монополии – значительной долей на рынке конкретного товара. К «реальным монополиям» относятся хозяйствующие субъекты, доля которых на рынке конкретного товара равняется 65% или более. В такой ситуации говорят, что компания занимает «доминирующее положение». Также доминирующей признают позицию хозяйствующего субъекта, у которого доля на рынке какого-либо товара находится в диапазоне 35%-65%, в случае, когда это установлено соответствующими антимонопольными органами [16].
Каждое предприятие, которое имеет на рынке какого-либо товара долю, превышающую 35%, фиксируется в специальном реестре (по региональному и федеральному рынку). Значение реестра заключается в формировании информационной базы данных по крупнейшим субъектам рынка с целью проведения государственного контроля соблюдения такими компаниями антимонопольных законов.
Отдельное и значимое место в российской экономике принадлежит естественным монополиям. Естественная монополия представляет собой монополию, при которой формирование конкурентной среды на рынке при нынешнем уровне научно-технического прогресса экономически неэффективно или невозможно вне зависимости от уровня спроса.
В России можно назвать три или четыре естественных монополиста, это:
- РАО «ЕЭС» (генерация электроэнергии, последующая передача ее по высоковольтным линиям электропередачи);
- ПАО «ГАЗПРОМ» (реализация природного газа, транспортирование газа по трубопроводам);
- ОАО «РЖД» (осуществление железнодорожных перевозок);
По отношению к российской нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности тоже можно говорить про монополизацию производства. Добычей нефти в государстве занимается больше 240 нефтегазодобывающих компаний, однако 11 нефтедобывающими холдингами обеспечивается больше 95% от общего объема добычи [22].
Наиболее крупные торговые сети России также находятся на положении монополистов. На долю Х5 Retail Group приходится 45%, доля ПАО «Магнит» составляет 40%. Эти компании – лидеры по числу магазинов, по объемам оборота денежных средств, по размерам торговых площадей.
Каждая из таких компаний, вне зависимости от того, является ли предприятие естественным монополистом или искусственным, обладает монопольной властью, т.е. возможностью регулировать цены на предлагаемый товар посредством ограничения предложения. Довольно часто монополисты такой властью злоупотребляют, стараясь ограничить конкуренцию, и нанося таким образом ущерб потребителям. Данное явление носит название монополистической деятельности, проявляется такая деятельность в виде ценовых злоупотреблений.
С целью преодоления высокого уровня монополизации экономики в России, а также с целью развития конкуренции разработаны были специализированные государственные программы. Главная задача этих программ – снижение концентрации производства, формирование благоприятных условий развития конкуренции на российских рынках в отношении приоритетных групп товаров, диверсификация производства, повышение выпуска конкурентоспособных продуктов.
1.3 Сущность и особенности монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это один из видов структуры рынка, в котором большое количество предприятий выпускают дифференцированные товары. Основная особенность этой структуры — в продукции существующих предприятий [7, c. 128]. Она очень схожа, однако, не абсолютно взаимозаменяема. Эта рыночная структура получила такое название из-за того, что каждое предприятие становится маленьким монополистом, который выпускает свой особый вариант продукта, а также из-за множества конкурирующих фирм, выпускающих аналогичную продукцию.
Главные особенности монополистической конкуренции
- Дифференцированные товары и большое количество конкурентов;
- Высокая степень соперничества обеспечивает ценовую, а также жесткую неценовую конкуренцию (рекламирование товаров, выгодные условия продажи);
- Отсутствие зависимости между компаниями практически полностью исключает возможность тайных договоренностей;
- Свободная возможность входа и выхода с рынка для любого предприятия;
- Убывающая кривая спроса, заставляющая постоянно пересматривать ценовую политику.
- В краткосрочном периоде
В условиях данной структуры до определенного момента спрос является достаточно эластичным по отношению к цене, однако, расчет оптимального уровня производства, позволяющего максимизировать доход, похож на монополистический.
Линия спроса на некий товар DSR, обладает более крутым наклоном. Оптимальный объем изготовления продукции QSR, позволяющий получить максимальный доход, находиться в точке пересечения маржинального дохода и затрат. Оптимальный уровень цены РSR, соответствует заданному объему изготовления продукции, отражает спрос DSR, поскольку эта цена покрывает средние издержки, а также обеспечивает определенную прибыль.
В случае если стоимость ниже средних затрат, предприятию необходимо минимизировать свои убытки. Для того чтобы понять стоит ли выпускать продукцию, необходимо определить превышает ли цена продукции переменные затраты. Если рыночная стоимость выше переменных затрат, то предпринимателю следует произвести оптимальный объём продукции, поскольку она позволит покрыть не только переменные, но и часть постоянных затрат. Если же рыночная стоимость ниже переменных затрат, то с выпуском продукции следует повременить.
- В долгосрочном периоде
В долгосрочной перспективе на размер прибыли начинают влиять другие компании, вступившие на рынок. Это приводит к тому, что совокупный покупательный спрос распределяется между всеми компаниями, количество товаров-субститутов возрастает и спрос на продукцию конкретной фирмы снижается. В попытке увеличить уровень продаж существующие компании расходуют средства на рекламу, продвижение, улучшения качества товаров и т. п., а, следовательно, возрастают и издержки.
Такая рыночная ситуация продлится до того момента пока не исчезнет потенциальная прибыль, привлекающая новые компании. В результате фирма остается как без убытков, так и без дохода.
Рынок монополистической конкуренции является самым благоприятным вариантом для покупателей.
Дифференциация товаров предоставляет огромный выбор товаров и услуг для населения, а уровень цен определяется потребительским спросом, а не предприятием.
Равновесная цена в монополистической конкуренции выше маржинальных издержек, в отличие от уровня цен на продукцию, которые устанавливаются на конкурентном рынке. То есть цена, которую заплатят потребители дополнительных товаров превысит затраты на их изготовление.
Основным недостатком монополистической конкуренции является размер существующих предприятий. Быстрое возникновение убытков от увеличения масштабов производства значительно ограничивает размер фирм. А это обеспечивает нестабильность и неопределенность рыночных условий и развития малого бизнеса.
В случае незначительного спроса фирмы могут понести значительные финансовые потери и обанкротится. А ограниченные финансовые ресурсы не позволяют предприятиям задействовать инновационные технологии.
1.4 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие и основные принципы
Для динамичного развития российской экономики очень важна антимонопольная политика, проводимая современным правительством. Так, должным образом продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей:
- Будет стабилизирован рынок
- Будет усовершенствована экономика в целом
- Будет развиваться конкуренция [14, c. 80].
На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики:
- В отношении искусственным монополиям
- В отношении естественных монополий.
На самом деле, антимонопольная политика РФ, созданная в государстве, преследует несколько глобальных целей:
- Развить конкурентные начала;
- Стимулировать частное предпринимательство [14, c. 83].
Антимонопольное же регулирование представлено в России в двух методах:
- Косвенный метод – финансово-кредитное регулирование, направленное на преодоление монополий в экономике;
- Простой метод – регулирование, которое предупреждает или устраняет монопольное положение субъектов рынка [5, c. 122].
Основная суть проводимой правительством антимонопольной политики – с выгодой использовать крупномасштабную экономику и, при этом, нейтрализовать ее побочные последствия, которые возникают по причине ослабления конкуренции на рынках страны.
Из-за возможности потерять всеобщее благосостояние зародилось антимонопольное регулирование. Стоит отметить, что значительно осложняются условия осуществления данной деятельности с развитием представлений о конкуренции. Противодействовать появлению новых крупных торговцев и контролировать их поведение – задача намного проще, чем обеспечивать равный доступ участникам рынка к ресурсам, содействовать динамической конкуренции и т.д.
В свою очередь, отечественное законодательство, регулирующее вопросы конкуренции разрабатывалось только при формировании рыночных отношений и при очень серьезных существующих монополиях. Антимонопольная политика преследует несколько важных целей:
- Ограничение монополизма,
- Ограничение злоупотребления доминирующим положением,
- Исполнение правил конкуренции,
- Наказание за нарушение правил,
- Создание конкурентной среды [14, c.86].
Наиболее действенной мерой в России по сей день является ограничительная мера, предусмотренная « законом «О защите конкуренции»[2] Строгие запреты на недобросовестную конкуренцию, монополистическую деятельность, а также действия органов власти, впрочем, могут оказать негативное влияние на развитие конкуренции.
Современные запреты на монополистическую деятельность разделены на несколько видов:
- Запрет развития ограничивающих конкуренцию соглашений
- Запрет предприятиям злоупотреблять доминирующим положением [11, c. 108].
Как показывает практика, именно такие злоупотребления составляют больше 60% нарушения антимонопольного законодательства.
Современное законодательство также накладывает запрет на установление монопольно низких и монопольно высоких цен, создание дефицита путем изъятия товара из обращения и навязывание контрагентам условий, который невыгодны для них.
Современная антимонопольная политика стремится запретить соглашения, которые ограничивают конкуренцию. В частности, речь идет про:
- Отказы контрагентов от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами;
- Соглашения, которые препятствуют выходу на рынок других предприятий;
- Соглашения между предприятиями о разделе рынка по ассортименту продукции или территориальному принципу;
- Другие ценовые соглашения.
Так, по действующему законодательству РФ - "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в случае, если предприятие достигло определенного порога по заданному объему операций, возникает необходимость получения согласия антимонопольного органа на собственные действия (это называется предварительный контроль), а также последующего уведомления про них (речь идет о последующем контроле).
Антимонопольные службы контролируют:
- Ликвидацию и разделение унитарных муниципальных предприятий
- Присоединение и слияние коммерческих объединений, организаций, ассоциаций и союзов [9, c. 46].
Современное антимонопольное законодательство РФ также не разрешает сделки и действия, по итогам которых устанавливаются или расширяется рыночная власть коммерческой организации в случае, если негативные последствия для конкуренции не будут компенсированы повышением конкурентоспособности на международном и внутренних рынках. Таким образом, существующая форма контроля не мешает отечественным предприятиям интегрироваться для успешной конкуренции с зарубежными производителями.