Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические основы монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня в РФ очень широко используют реестр в качестве инструмента антимонопольного контроля. По итогам анализа состояния товарного рынка, а также доли предприятий-участников они могут быть внесены или исключены из государственного реестра.

К сожалению, РФ подверглась негативному воздействию отраслей, которые являются естественными монополистами на рынке. На данном этапе работают более четырех тысяч монополистов (естественных монополистов – 500), продукция их составляет 7% от общего количества выпускаемых товаров.

По мере сокращения темпов производства в РФ спрос на услуги и продукты, что производятся естественными монополиями, быстро снижается. Приведенные выше отрасли очень капиталоемкие, а издержки у монополистов возникают постоянно.

Не так давно монополисты финансированы инвестиции, прежде всего, за счет своих внутренних источников (это стабилизационные и инвестиционные фонды, которые были сформированы за счет прибыли и себестоимости) – как следствие, это создало огромную нагрузку на тарифы для конечного потребителя. Современный процесс формирования органов регулирования носит продолжительный и очень болезненный характер – профильные министерства очень неохотно отдают соответствующие полномочия. Основные проблемы:

  • Острая проблема финансирования;
  • Сложность в привлечении квалифицированных кадров;
  • Сложность в разработке методов регулирования;
  • Необходимость улучшения нормативной базы.

Тем не менее, в случае создания эффективной системы регулирования РФ сумеет сформировать управляемую и компактную сферу регулирования монополистов на рынке.

2. АНАЛИЗ УРОВНЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА

2.1 Анализ монополистического рынка в России

Важнейшее место в системе крупнейших предпринимательских структур в российской экономике принадлежит компаниям, которые функционируют в системе монополий. К крупнейшим компаниям относятся: ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», и бывшее РАО «ЕЭС». На данный момент только одна из названных компаний – РАО «ЕЭС» - претерпела глубокую реструктуризацию - был создан комплекс межрегиональных распределительных сетевых компаний; оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний. Доли национального рынка для крупнейших, по состоянию на 2017 год, естественных монополий России, представлены на рисунке 2.1.


Рис. 2.1. Доли национального рынка для крупнейших, по состоянию на 2017 год, естественных монополий России, %[2]

1. ПАО «Газпром» – представляет собой крупнейшую газовую компанию в мире. Основными направлениями деятельности компании являются – геологоразведка, добыча, транспортировка газа. Государство - собственник контрольного пакета акций Газпрома. Ему принадлежит 50,002%. Государство видит миссию ПАО «Газпром» в эффективном и сбалансированном газоснабжении российским потребителей и выполнении международных обязательств .

Ключевой целью является позиционирование ПАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, за счет освоения новых рынков, обеспечения диверсификации видов деятельности, надежности поставок газа.

Газпром имеет наиболее богатые в мире запасы природного газа. Доля ПАО «Газпром» в мировых запасах газа - 17%, в российских запасах газа – 60%.

На монополиста по данным на 2017 год приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. ПАО «Газпром» является владельцем крупнейшей в мире системы передачи газа – Единой системы газоснабжения РФ. Протяженность этой системы составляет 156,9 тыс. км. ПАО «Газпром» и дочерние предприятия обслуживают 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов России.

«Газпром» в 2017 году экспортировал в дальнее зарубежье 193,9 млрд куб. м газа после 179,3 млрд куб. м в 2016 году.

2017 год стал годом новых экспортных рекордов "Газпрома". В январе компания достигла максимального показателя поставок за месяц - 19,1 млрд куб. м газа. 19 декабря был обновлен пиковый результат суточных поставок - 640 млн куб. м газа. Установлен новый рекорд экспорта за год. По оперативным данным, в 2017 году компания поставила в дальнее зарубежье 193,9 млрд куб. м газа. Это на 14,6 млрд куб. м (на 8,1%) превышает предыдущий максимум, достигнутый в 2016 году (179,3 млрд куб. м).

Итоги 2017: Европа проиграла борьбу за независимость от российского газа.

В 2017 году импорт российского газа, в частности, увеличили страны Северо-Западной и Центральной Европы - целевого региона для проекта "Северный поток - 2", который "Газпром" реализует при поддержке ведущих энергетических компаний Европы.

Так, максимальный исторический объем - 53,4 млрд куб. м газа - "Газпром" поставил на крупнейший экспортный рынок компании - в Германию. Рост - на 3,6 млрд куб. м (на 7,1%) по сравнению с 2016 годом, когда было зафиксировано предыдущее пиковое значение (49,8 млрд куб. м). На новый исторический уровень вышли поставки российского газа в Австрию - они составили 8,5 млрд куб. м (на 25% больше, чем в рекордном для республики 2005 году, и на 40% - чем в 2016 году) и в Нидерланды - 4,6 млрд куб. м (на 4,5% (к рекордному 2007 году) и на 9,7% соответственно)


Вырос спрос на российский газ во Франции - поставки достигли 12,3 млрд куб. м (увеличение на 6,8%), в Чехии - 5,8 млрд куб. м (на 28%), в Словакии - 4,6 млрд куб. м (на 24,5%), - заключил глава "Газпрома". - Кроме того, рекордный объем российского газа был поставлен в Данию - 1,75 млрд куб. м (на 1,9% больше, чем в 2016 году, когда был установлен предыдущий максимальный показатель).

Расширение нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в сфере электроэнергетики – перспективные задачи Газпрома в процессе становления как глобальной энергетической компании. Таким образом, электроэнергетика является одним из профильных направлений деятельности ПАО «Газпром». При соединении электроэнергетики и газовой сферы бизнеса может быть получен значительный синергетический эффект.

2. По данным за 2017 год межрегиональные распределительные сетевые компании, оптовые генерирующие компании и территориальные генерирующие компании, сформированные на базе РАО «ЕЭС России» обеспечивают 70% электроэнергии и около 1/3 производимой тепловой энергии в России, обеспечивают контроль 72% генерирующих мощностей и 96% общей длины магистральных ЛЭП страны. На указанных предприятиях создано свыше 400 тыс. рабочих мест. По данным за 2017 год межрегиональными распределительными сетевыми компаниями, оптовыми генерирующими компаниями и территориальными генерирующими компаниями, сформированными на базе РАО «ЕЭС России» перечислено за год в бюджеты разных уровней налогов на сумму свыше 100 млрд. руб.

3. ОАО «РЖД». Функционирование компании "Российские железные дороги" является жизненно важным для развития экономики России. Работа компании затрагивает жизнь фактически всего населения РФ. От качественной работы железной дороги напрямую зависит уровень развития не только РЖД, но и всего государства в целом. В связи с этим одной из ключевых задач ОАО "РЖД" является формирование эффективной системы организации и оплаты труда, системы эффективной социальной защиты работников компании.

Реализация стратегического плана развития ОАО «РЖД» в настоящий момент сведена к привлечению инвестиций для дальнейшего развития железнодорожного транспорта на территории РФ за счет реализации пакетов акций дочерних обществ компании.

Главные цели деятельности ОАО «РЖД» - обеспечение государственных потребностей в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также получение прибыли. На конец 2017 года, занимая всего 4% рабочих и служащих, три монополии (газовая - ПАО «Газпром», железнодорожная – ОАО «РЖД» и комплекс энергопредприятий на базе реформированного РАО «ЕЭС России») дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.


2.2 Анализ специфики деятельности естественных монополий

Рассмотрим специфику деятельности естественных монополий на примере ПАО «Газпром». Газпром – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Для России характерно огромное расстояние между местами добычи газа и центрами его потребления. Это привело к тому, что ПАО "Газпром" сконцентрировало в своих руках всю газотранспортную сеть. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км.

Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2017 году поставку 60% населения страны. Владея также 80% газовых месторождений, огромный концерн фактически сохранил структуру советского газового министерства. Пользуясь своим положением, "Газпром" полностью контролирует доступ независимых газодобывающих компаний к газопроводу, следовательно и к продаже газа. Это приводит к почти полной монополии "Газпрома" внутри России. Кроме этого, концерн является главным экспортером газа, не давая независимым компаниям возможности получить прибыль на главном для этой отрасли рынке. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В работе рассмотрен следующий период анализа с 2015-2017 гг. Объемы выручки ПАО «Газпром» и ВВП России представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Динамика объема выручки ПАО «Газпром» и объема ВВП [3]

Год

ВВП,

млрд руб.

Выручка ПАО

"Газпром" от продаж

газа, млрд. руб.

2015

79199,7

2985

2016

83232,6

3427

2017

86043,6

3302

Далее на рисунке 2.2 рассмотрим выручку от продаж Газпрома.

Рисунок 2.2

Выручка от продаж Газпром, 2015–2017 гг., млрд руб [4].

Из рисунка 2.2 видно, что выручка от продаж (за вычетом акциза, НДС и таможенных пошлин) выросла на 37 733 млн руб., или на 1 %, за 2017 год, по сравнению с 2016 годом и составила 6 111 051 млн руб. Увеличение выручки от продаж в основном вызвано ростом продаж сырой нефти и газового конденсата на 151350 млн. руб., или на 58%, по сравнению с 2015 годом за счет роста цен и увеличения продаж. Однако, прибыль от продаж в 2017 году уменьшилась на 41% и составила 725 580 млн руб. Это связано с увеличением амортизации, расходов на покупку товаров для перепродажи, прочих операционных расходов и НДПИ. Доля чистой выручки от продажи газа составляет приблизительно ½ часть общего объема чистой выручки от продаж (в 2017 г. 54%) К уменьшению чистой выручки от продаж газа на 124 487 млн руб. (4 %) привело снижение средних цен продаж газа в Европу и СББ на 20%, а также снижение объемов продаж в СББ.


Основными макроэкономическими факторами, влияющими на

Результаты деятельности компании являются:

  • изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты;
  • изменение курса российского рубля к доллару США и инфляция;
  • налогообложение;
  • изменение тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов.

Рассмотрим также уровень расходов (см. рис.2.3)

Рисунок 2.3

Структура расходов группы Газпром в 2017 г., в % [5].

Из рисунка 2.3 видно, что основную часть занимают расходы на покупку нефти и газа, а также прочие расходы, включающие в себя расходы на электроэнергию и аренду, затраты на материалы и товары для перепродажи, а также ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание оборудования. 819 327 млн руб. за аналогичный период прошлого года. В 2017 г. Компания реализовала на внутреннем рынке 6,14 млн т нефти, что на 2,18 млн т больше, чем в 2016 г. Реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке в натуральном выражении незначительно снизилась на 0,1 %, в стоимостном – выросла на 3,4 %.

Таблица 2.2

Динамика реализации нефти в России и на внешнем рынке с 2015 по 2017г.[6]

2015

2016

2017

Реализация нефти на внутреннем рынке

1,86

3,96

6,14

Реализация нефти в страны дальнего зарубежья

8,03

8,36

9,58

Реализация нефти в СНГ

5,09

2,34

2,45

Из таблицы 2.2 видно, что реализация нефти на Российском рынке в 2017г. увеличилась на 55% по сравнению с 2016г., а объем экспорта увеличился на 13%. Это связано с ростом добычи нефти с арктических проектов компании.

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1 Направления стратегического развития антимонопольной политики государства