Файл: Технология ремонта и технического обслуживания сцепления трактора дт 75М.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 721

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муфта сцепления выключается с помощью гидроусилителя под дей­ствием давления масла, нагнетаемого насосом из бака гидросистемы трактора. Гидроусилитель закреплен на кронштейне рамы трактора (рис. 2,б),в тщательно обработанную расточку которого вставлен поршень,
внутри которого помещен стер­жень с золотниковой втулкой
и пружиной. Хвостовики поршня пропущены через отверстия в крышках
уплотнены резино­выми кольцами, а пакеты стальных шайб, заложенных в гнезда крышек, очищают поверхности хвостовиков при перемещении поршня.

Когда муфта сцепления включена, детали привода и гидроусилителя занимают положение, показанные на рисунке. При этом масло, нагне­таемое насосом, свободно циркулирует через гидроусилитель. По шлангу поступает в отверстие корпуса, проходит через сверление поршня, каналы корпуса и из сверления по трубопроводу сливается в бак гидросистемы.

При выключении муфты сцепления рычаг своим роликом
на­жимает на палец и, преодолевая сопротивление пружины
пере­мещает стержень вместе с золотниковой втулкой вперед. Как только золотниковая втулка перекроет сверление, слив масла из гид­роусилителя прекратится. Под действием повышенного давления масла поршень перемещается вперед и штоком нажимает на ролик рыча­га.
Происходит выключение муфты сцепления. Когда педаль отпускают, пружины возвращают детали привода в исходное положение. Но поскольку ролик при этом прекра­щает нажимать на палец, пружина сместит стержень
назад, золотниковая втулка откроет сверления Б и масло, нагнетаемое насосом, будет снова свободно циркулировать через гидроусилитель.

Следящее действие гидроусилителя обеспечивается следующим об­разом. Если при выключении муфты педаль задержать в промежу­точном положении, то сначала остановится стержень.

Поршень же под давлением масла еще немного сместится вперед, скользя по оста­новившейся золотниковой втулке, но лишь до положения, при котором частично откроются сверления, куда и будет масло уходить на слив. Открытие сверлений будет таким, при котором сила давления масла на поршень уравновесится силой, воспринимаемой поршнем от сжатых пружин муфты сцепления. Если педаль еще переместить вниз, то зо­лотниковая втулка, перекрыв сверления, снова прекратит свободный слив масла и гидроусилитель будет
, продолжать выключать муфту сцеп­ления. Благодаря этому степень выключения муфты сцепления оказы­вается пропорциональной перемещению педали.

Если муфту сцепления полностью выключить и удерживать педаль, то под действием возросшего давления откроется предохра­нительный клапан и масло через него будет уходить на слив, что предотвратит привод от поломки.

Масло в гидроусилитель нагнетается насосом, установлен­ным на дизеле.
2. Техническое обслуживание и ремонт сцепления трактора ДТ 75М

2.1 Техническое обслуживание сцепления трактора
Техническое обслуживание машинно-тракторного парка проводят обязательно после выработки определенного количества мотто-часов или расходования определенного количества топлива. Машина, не прошедшая очередного технического обслуживания, к дальнейшей работе не допускается. Для тракторов в процессе их использования независимо от их технического состояния установлены следующие виды планового технического обслуживания. Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); Первое техническое обслуживание (ТО-1) - 125 часов. Второе техническое обслуживание (ТО-2) - 500 часов. Третье техническое обслуживание (ТО-3) - 1000 часов

Сезонное техническое обслуживание (СТО). - 2 раза в год. Периодичность тех. обслуживания и ремонта сцепления в часах единая для всех тракторов, а в килограммах израсходованного топлива - разная и зависит от часового расхода топлива двигателем. Сезонное тех. обслуживание проводят при переходе с летней на зимнюю эксплуатацию и наоборот.

Для длительной и надежной работы агрегатов трансмиссии своевременно подтягивают их крепления, проверяют отсутствие течи через уплотнения, наличие уровня масла в емкостях, своевременно смазывают подшипники и меняют масло в агрегатах, проверяют и регулируют механизмы. Проверка общего состояния и промывка сцепления (ТО-3). Запускают двигатель, включают рабочую передачу и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. При движении по ровному горизонтальному участку полностью затормаживают трактор, не выключая сцепления. Если двигатель при этом остановится, значит, сцепление работает нормально. Если же двигатель только сбавит обороты и будет продолжать работать, то это указывает на пробуксовку дисков.

Останавливают трактор и двигатель,  открывают люк и проверяют состояние сцепления. Наличие дыма, чрезмерный нагрев корпуса и специфический запах в пространстве около люка свидетельствуют о пробуксовки дисков.    Если отрегулированное сцепление  пробуксовывает, то промывают диски. До этого выключают сцепление и, прокручивая коленчатый вал вручную, поливают рабочие поверхности дисков керосином или бензином, давая ему полностью стечь.  



Пробуксовка дисков после промывки свидетельствует о предельном износе и необходимости замены фрикционных накладок. 
2.2 Проверка и регулировка главной муфты сцепления гусеничного трактора
Основная неисправность муфты сцепления — её пробуксовывание — приводит к заметному снижению силы тяги трактора и выходу из строя муфты.

Пробуксовывание муфты можно обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпусов, шуму при включении передач.

Основными причинами пробуксовывания муфт сцепления являются: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин.

При уходе за муфтой сцепления смазывают подшипники, проверяют и регулируют ее, промывают ведомые диски.

Показателем правильности регулировки муфт сцепления служит величина свободного хода педали (рычага) или сила нажатия на рычаг управления. Величину свободного хода замеряют с помощью линейки от крайнего заднего положения подушки педали или рычага до положения педали или рычага, соответствующего началу выключения муфты.

Регулировать муфту сцепления необходимо во включенном положении.

Известны два способа регулировки муфты сцепления: изменением длины тяги и восстановлением первоначального положения отжимных рычагов.

Перед регулировкой очищают внешнюю поверхность крышки люка и стенки кожуха муфты сцепления от пыли и грязи. Открывают люк кожуха муфты сцепления и, включив декомпрессионный механизм, поворачивают рукояткой коленчатый вал и подводят поочередно к люку каждый отжимной рычаг.

Щупом замеряют зазор между концом отжимного рычага и упором нажимного подшипника.

Если зазоры между отжимными рычагами и упором подшипника одинаковы, но их значения выходят за пределы допустимых значений, необходимо изменить длину тяги педали или рычага муфты сцепления. Для уменьшения зазоров тягу укорачивают, а для увеличения — удлиняют.

Если зазоры между отжимными рычагами и упором нажимного подшипника различны по величине, то в этом случае восстанавливают первоначальное положение отжимных рычагов. Для этого вынимают шплинт из корончатой гайки отжимного рычага и, отвинчивая (если зазор мал) или завинчивая (если зазор велик) корончатую гайку, устанавливают по щупу требуемый зазор; при этом отжимной болт удерживают от проворачивания ключом. После регулировки корончатую гайку зашплинтовывают.


Одновременно с этим устанавливают нормальный зазор между промежуточным диском муфты сцепления и упорными винтами. Дли этого завертывают каждый из трех винтов до упора в промежуточный диск, а затем вывертывают упорный винт на один оборот.

Кроме указанных регулировок, выполняют дополнительно следующие регулировочные операции.

У трактора ДТ-75М переводят рычаг главной муфты сцепления в крайнее переднее положение (муфта сцепления выключена) до упора. Проверяют по шаблону полный ход муфты выключения. При необходимости изменяют длину тяги с помощью регулировочной муфты. Проверяют зазор между упором пружин и буртом рычага выключения тормозка кардана. Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку и завинчивать отвинчивать упорный болт. Если резьбы упорного болта хватает, переставляют рычаг по шлицам валика или заменяют изношенные накладки тормозка кардана.



Рис. 3. Регулировка муфты сцепления трактора ДТ-75М

1 — муфта выключения; 2 — валик вилки выключения; 3 — рычаг выключения тормозка кардана; 4 — упор пружин; 5 — контргайка; 6 — болт упорный; 7 — регулировочная муфта; 8 — тяга главной муфты сцепления; 9 упор рычагов; 10 — рычаг главной муфты сцепления

Для этого выключают муфту сцепления и регулировочным винтом прижимают тормозную колодку к тормозному шкиву. Затем включают муфту сцепления и дополнительно завертывают регулировочный винт еще на два оборота.

При несоответствии указанным усилиям и в случае пробуксовывания муфту сцепления регулируют в следующей последовательности. Включают муфту сцепления, передвинув рычаг управления в крайнее переднее положение, и устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение. Через смотровой люк верхней половины кожуха муфты сцепления поворачивают от руки за крестовину муфту сцепления до тех пор, пока стяжной болт крестовины не станет в удобное для отвертывания положение. Расшплинтовывают головку стяжного болта и ослабляют его затяжку.

Включают какую-либо передачу и, поворачивая крестовину, изменяют усилие на конце рычага управления муфтой сцепления. Для увеличения усилия поворачивают крестовину по ходу часовой стрелки, для уменьшения усилия — против хода часовой стрелки.

Правильность регулировки проверяют с помощью пружинного динамометра. При включении муфты должен быть слышен характерный щелчок.

После регулировки затягивают и зашплинтовывают стяжной болт крестовины и устанавливают на место крышку смотрового люка.


Если после регулировки муфта сцепления продолжает пробуксовывать, это означает, что или замаслились диски, или износились фрикционные накладки, или ослабли нажимные пружины у постоянно замкнутых муфт.

Замасленные диски необходимо промыть. Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают муфту сцепления (нагревают диски). Сразу же после остановки дизеля устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха муфты сцепления.

Выключив муфту сцепления, заливают через люк 0,5 л керосина и проворачивают несколько раз коленчатый вал дизеля с помощью рукоятки при включенном декомпрессионном механизме. Вывертывают сливную пробку и сливают керосин. При открытом сливном отверстии и выключенной муфте промывают диски, направляя на них струю керосина или бензина из шприца; коленчатый вал поворачивают за рукоятку.

После этого дают возможность керосину или бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.

Если после промывки дисков отрегулированная муфта сцепления продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин. Муфту сцепления следует разобрать и устранить неисправности.

При работе на тракторе муфту сцепления необходимо включать и выключать плавно и достаточно быстро. Плавное включение и выключение муфты сцепления предотвращает возникновение ударных нагрузок, что способствует более продолжительной работе агрегатов силовой передачи и дизеля. Быстрое включение муфты сцепления снижает износ накладок ведомых дисков.

Запрещается при движении трактора держать ногу на педали управления муфтой сцепления, так как при этом изнашивается отжимной подшипник.
2.3 Неисправности сцепления трактора и их устранение
-Сцепление пробуксовывает. Отсутствует свободный ход педали- отрегулировать сцепление. 

-Замаслены диски- промыть сцепление.

-Изношены накладки ведомого диска- заменить накладки.

-Сцепление не полностью выключается. Увеличенный свободный ход педали- отрегулировать сцепление.

-Покороблен ведомый диск- выправить ведомый диск.

-Заедание шлицов ступицы ведомого диска на валу- зачистить шлицы вала и ступицы. 

-Не достаточный ход педали  до упора в защелку- отрегулировать  тягу, соединяющую педаль с регулировочным валиком, до получения хода педали 140…160мм.

-Изношены накладки соединительного диска - заменить изношенные накладки.