Файл: Технология ремонта и технического обслуживания сцепления трактора дт 75М.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 724

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Письменная

экзаменационная работа

На тему: Технология ремонта и технического обслуживания сцепления трактора ДТ 75М________________________________________
Содержание
Введение

1. Устройство и принцип работы муфты сцепления трактора

1.1 Назначение и устройство муфты сцепления трвактора ДТ 75М

1. 2 Принцип действия муфты сцепления


2. Техническое обслуживание и ремонт сцепления трактора ДТ 75М

2.1 Техническое обслуживание сцепления трактора

2.2 Проверка и регулировка главной муфты сцепления гусеничного трактора

2.3 Неисправности сцепления трактора и их устранение

2.4 Технологический процесс ремонта сцепления трактора ДТ-75М


3. Техника безопасности  при ремонтных работах

Заключение

Использованная ЛИТЕРАТУРА

Введение
Муфта сцепления позволяет быстро отсоединить двигатель от силовой передачи (при переключении передач или кратковременной остановки) и плавного соединения их, что обеспечивает медленное трогание трактора с места и постепенное увеличения нагрузки на педали трансмиссии. Эти муфты сцепления называют главными в отличие от муфт сцепления, применяемых в некоторых узлах и механизмах трактора. Главные муфты размещаются между двигателем и коробкой передач. Муфты подразделяются на электромагнитные, гидравлические и механические фрикционные.

Наибольшее распространение на тракторах получили фрикционные муфты сцепления. И хотя принцип действия их один и тот же, их конструкция весьма разнообразна. По количеству ведомых дисков различают: однодисковые, двухдисковые и многодисковые муфты. По действию нажимного устройства муфты разделяют на постоянно замкнутые и непостоянно замкнутые.

В своей письменной работе я ставлю цель: устройство сцепления трактора ДТ-75м, неисправности и устранения их, ТО и ремонт. На тракторе ДТ75м устанавливаются двухдисковые постоянно замкнутые муфты сцепления.
1. Устройство и принцип работы муфты сцепления трактора

1.1 Назначение и устройство муфты сцепления трвактора ДТ 75М
Главная муфта сцепления предназначена для плавного соединения работающего двигателя с механизмами силовой передачи при трогании трактора с места и отъединения коленчатого вала двигателя от этих механизмов при выключении или включении передач.

На тракторе установлена сухая фрикционная двухдисковая муфта постоянно замкнутого типа. Постоянно замкнутой она называется потому, что постоянно находится во включенном (замкнутом) положении.


Действие муфты сцепления основано на использовании сил трения, возникающих между ведомыми дисками (рис. 1), маховиком, промежуточным диском и нажимным диском.

Диски муфты размещены во внутренней цилиндрической полости маховика двигателя. Промежуточный диск и нажимной диск
при помощи ведущих пальцев соединены с маховиком так, что могут перемещаться в осевом направлении. Для этого на наружных поверхностях этих дисков выполнено, по три прямоугольных паза, в которые входят головки ведущих пальцев, запрессованных в отверстие маховика.

Между маховиком, промежуточным диском и нажимным диском установлены ведомые диски.

Ведомый диск сборный, состоит из стального плоского диска, к которому с двух сторон для усиления трения прикреплены фрикционные кольца, а в центре приклепана ступица с маслоотражателем. Ступица имеет шлицевое отверстие, которым она посажена на шлицы вала и может по ним свободно перемещаться. Маслоотражатели защищают поверхности трения дисков от попадания на них масла, проникшего через уплотнения полостей подшипников. 

 



 Рис. 1. Муфта сцепления трактора ДТ 75М.

 1- маховик, 2-ведомые диски, 3- промежуточный диск, 5-картер маховика, 6- крышка муфты сцепления, 7- упорный диск, 8-отжимной болт, 9- кронштейн, 10-сухарик, 11- корончатая гайка, 12- ось отжимного рычага, 13- отжимной рычаг, 14- пружина отжимного рычага, 15- корпус муфты сцепления, 16- и 18- масленки, 17- задний шариковый подшипник, 19- крышка, 20- вал муфты сцепления, 21- корпус подшипника, 22- вилка выключения, 23- валик вилки, 24- радиально-упорный подшипник, 25- втулка муфты выключения, 26- масленка, 27- нажимные пружины, 28- прокладка пружин, 29- ведущий палец, 30-маслоотражатель, 31- корпус сальника, 32- сальник, 33- подшипник, 34- упорный винт, 35- тяга, 36- оттяжная пружина, 37- рычаг.

Вал муфты установлен на двух подшипниках. Передний подшипник двухрядный, шариковый. Во внутреннюю обойму этого подшипника установлена шейка вала. Наружной обоймой подшипник запрессован в расточку маховика. Вытекание смазки из полости подшипника предотвращается самоподжимным сальником, помещенным в корпус. Этот корпус прикреплен болтами к торцу маховика и фиксирует подшипник в осевом направлении.

Задний подшипник вала шариковый. Наружной обоймой он запрессован до упора в торец расточки корпуса, который установлен в расточке крышки муфты сцепления, и фланцем при помощи четырех шпилек и гаек соединен с этой крышкой. Крышка, в свою очередь, закреплена на картере маховика двигателя. От осевого перемещения наружная обойма подшипника удерживается торцом центрирующего бурта крышки, которая теми же шпильками, что и корпус подшипника, прикреплена к крышке муфты. Внутренняя обойма подшипника напрессована на шейку вала до упора в стопорное кольцо, установленное в кольцевую канавку этого вала, и через вилку кардана, надетую на задний шлицевой конец вала, гайкой закреплена на шейке вала. Гайка стопорится замковой шайбой 



Для нагнетания смазки в полость подшипника в резьбовое отверстие крышки, соединенное сверлением с этой полостью, ввернута масленка. Полость подшипника уплотнена двумя самоподжимными сальниками, установленными в расточках корпуса подшипника и крышке.

Для подшипника смазка нагнетается через масленку, ввернутую в резьбовое, радиально расположенное отверстие вала и центральное отверстие этого вала.

Диски и муфты прижимаются к маховику двенадцатью парами нажимных пружин, вследствие чего от ведущих дисков вращающее усилие передается к ведомым дискам.

Нажимные пружины установлены в стаканах, которые буртами удерживаются в отверстиях упорного диска, прикрепленного болтами к внешнему торцу маховика. Нажимные пружины торцами упираются в дно стакана и через термоизоляционные асбожелезные прокладки в торцы зенковок нажимного диска.

Если муфта включена, ведомые диски зажаты. Вращение от маховика и связанных с ним промежуточного и нажимного дисков через ведомые диски передается валу муфты и далее через карданную передачу остальным механизмам силовой передачи.

Выключают муфту с помощью механизма выключения. К упорному диску приклепаны три кронштейна. В отверстие ушек кронштейнов вставлены оси, на которых свободно посажены отжимные рычаги. Верхний короткий конец рычага соединен с нажимным диском отжимным болтом, проходящим через отверстие в рычаге. Сферическая головка болта сопряжена с соответствующим сферическим гнездом в нажимном диске; на резьбовой конец болта навинчена корончатая гайка, упирающаяся через сухарик в фасонную выемку рычага.

При включенном положении муфты отжимные рычаги под действием пружин постоянно прижимаются короткими плечами к сухарикам, в результате чего обеспечивается установленный при регулировке зазор между рычагами и втулкой муфты выключения.

Корпус муфты выключения свободно посажен на цилиндрическую направляющую корпуса заднего подшипника. С передней стороны корпуса муфты выключения запрессован подшипник, во внутреннюю обойму которого запрессована втулка. Полость подшипника закрыта штампованной крышкой, прикрепленной болтами к корпусу муфты выключения. В корпусе муфты выключения просверлены каналы, по которым к подшипнику и к внутренней посадочной поверхности корпуса муфты выключения через масленку подводится смазка.

Корпус имеет две цапфы, которые входят в прорези вилки выключения. Вилка неподвижно закреплена на валике
, который может свободно поворачиваться в металлокерамических втулках, запрессованных в крышку муфты. С правой стороны муфты, на шлицах валика, установлены рычаги выключения муфты и тормозка. Рычаг выключения муфты соединен тягой с рычагом управления главной муфтой сцепления, находящимся в кабине трактора.

При перемещении рычага управления главной муфтой сцепления соединенная с ним тяга отведет рычаг назад, вследствие чего валик с вилкой повернется в направлении к маховику. В этом же направлении переместится корпус муфты выключения. При этом втулка корпуса муфты выключения буртом нажмет на головки длинных плеч отжимных рычагов и заставит их повернуться на осях. Короткие плечи отжимных рычагов отойдут от маховика и в том же направлении потянут за собой отжимные болты. Вследствие этого соединенный с ними нажимной диск переместится. Также отойдет от маховика промежуточный диск, и муфта выключится.

Для равномерного распределения зазора между дисками промежуточный диск под действием пружин оттягивается тремя тягами до упора в три винта. Тяги соединены с промежуточным диском своими головками при помощи шпилек, ввернутых в резьбовые отверстия, расположенные на наружной поверхности промежуточного диска. Пружины надеты на резьбовые концы тяг и закреплены на тягах с предварительным сжатием при помощи шайб и шплинтов. Для предотвращения износа промежуточного диска в месте касания упорного винта в диск запрессовано три упора.

Осмотр, регулировку и смазку главной муфты сцепления выполняют через люк крышки, закрываемый штампованной крышкой.

Масло, проникшее через уплотнения, сливают через резьбовое отверстие в нижней части картера маховика, закрываемое пробкой 

1. 2 Принцип действия муфты сцепления


Действие муфты осуществляется при помощи возникающих сил трения между ведомым, нажимным и промежуточным дисками и маховиком. Диски размещены в цилиндрической внутренней полости маховика; нажимной и промежуточный диски через ведущие пальцы соединяются с маховиком. Особенностью конструкции муфты является наличие тормозка, который обеспечивает быструю остановку после выключения ведомых частей.
При регулировке тормозка муфта сцепления полностью выключается, откручивается регулировочный болт (на рисунке поз. 27) до положения, при котором рука может плотно прижать к шкиву колодку. Затем болт закручивают до его касания пружинного упора и после этого делают дополнительно 2,5 оборота, застопорив контргайкой.


Ведущие части муфты сцепления: маховик, промежуточный и нажимной чугунные диски. Ведомыми частями являются два ведомых стальных диска с фрикционными накладками. Диски размещены в кожухе 40 (рис. 2, а), который прикреплен к маховику. Промежуточный и нажимной диски своими совмещенными прорезями надеты на призматические выступы трех накладок, приклепанных к кожуху. При таком соединении оба диска при вращении могут перемещаться и в осевом направлении.

В кожух ввинчены балансировочные болты, с помощью которых балансируют муфту сцепления после сборки.

Ведомые диски взаимозаменяемы и надеты на шлицы вала. Передний конец вала опирается на роликовый подшипник, помещенный в расточке маховика, а задний вращается в шариковом подшипнике, установленном в расточке кронштейна отводки.

Когда муфта сцепления включена, ее диски и три отводящие пружины, заложенные в гнезда маховика, сжаты двенадцатью парами пружин, установленных в стаканах. Между пружинами и диском находятся теплоизолирующие прокладки.

В приводе муфты сцепления предусмотрены три двуплечих отжимных рычага, которые шарнирно установлены на пальцах в серьгах, приклепанных к кожуху. На концах отжимных болтов имеются регулировочные гайки.





Рис. 2 Муфта сцепления трактора ДТ-75М (а) и схема работы гидроусилителя привода (б)

1 – педаль; 2 и 28 – упоры; 3 – тяга; 4 – гидроусилитель; 5 – шток; 6, 10, 12, 27 и 34 – пружины; 7 – вилка; 8 – отводка; 9 – крышка люка; 11 – упорный болт; 13, 14 и 15 – нажимной, промежуточный и ведомые диски; 16 – вал; 17 – отжимной рычаг; 18 – маховик; 19 – отжимной болт; 20 – регулировочная гайка; 21, 23 и 29 – рычаги; 22 – стяжка; 24 и 26 – ролики; 25 – палец; 30 – стержень; 31 – золотниковая втулка; 32 – поршень; 33 – корпус гидроусилителя; 35 и 38 – крышки; 36 – предохранительный клапан; 37 – корпус предохранительного клапана; 39 – накладка; 40 – кожух; А, Б, В – отверстия.

В муфте сцепления имеется тормозок, который находится вне корпуса. Его шкив, расположенный на ступице вилки карданной передачи, вращается вместе с валом. Под шкивом имеется колодка с фрикционной накладкой. В ролик рычага упирается шток гидроусилителя.

Для выключения муфты сцепления нажимают на педаль, в результате чего тяги привода перемещаются по направлению стрелок на рисунке. Отводка через отжимной подшипник давит на концы рычагов 2, при повороте которых перемещается нажимной и промежуточный диски. После полного выключения муфты сцепления колодка тормозка прижимается к шкиву и вместе с ним останавливает вал и соединенные с ним детали.