Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр и занимательных упражнений в обучении).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ
1.2 Эффективность применения дидактических игр
1.3 Занимательность и занимательные упреждения
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Роль дидактических игр в начальной школе
2.2 Дидактическая игра как форма психолого-педагогической диагностики
2.3 Методика организации дидактических игр в начальной школе
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Известно, что неблагополучное положение в коллективе сверстников порождает у детей тревожность в общении с людьми, неверие в доброжелательность, а также страх. При длительном неблагополучии эти отрицательные эмоции могут закрепиться и превратиться в общую тревожность личности, распространяющуюся на все сферы общения человека. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Эта нелегкая работа требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом, социальной ситуации их развития.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Он является сензитивным не только для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, но и развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоения социальных норм, нравственного развития; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Как свидетельствует практика, школьный коллектив трудно формировать не только тогда, когда в классе много учащихся из социально неблагополучных семей или детей условной «группы риска» (гиперактивных, агрессивных, тревожных, демонстративных и т. д.). Очень часто дети из внешне благополучных семей не имеют опыта взаимодействия со сверстниками, выделяются среди одноклассников высоким самомнением, чувством «уникальности». Они эгоцентричны, пренебрежительно и высокомерно относятся к сверстникам и взрослым, прикрываясь порой высоким статусом своих родителей.
В связи с этим в помощь классному руководителю, школьным педагогам, администрации образовательного учреждения нами разработана коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения формирования классного коллектива «Мы вместе», адресованная учащимся 8-10 лет. Программа состоит из 14 занятий, в ходе которых дети учатся: быть внимательными и чуткими к своим одноклассникам, общаться без ссор, предупреждать и разрешать конфликты; приобретают навыки толерантного поведения; развивают способности: оказывать и принимать помощь, выражать благодарность и сочувствие, проявлять инициативу, слушать других людей и вести диалог, контролировать свои эмоции и поведение, при этом, сохраняя свою индивидуальность. В программе используются такие формы и методы работы с детьми, которые могут применяться и во внеурочное время. В нашем случае, одним из обязательных условий успешной реализации программы является непосредственное участие педагога в каждом занятии, что дает ему возможность повысить свою практическую психологическую компетентность, так как в настоящее время актуальными остаются проблемы осуществления индивидуально-личностного подхода в связи с переполненными классами, инклюзивным образованием, возрастающим количеством детей с физическими и психическими проблемами.
В рамках проведения программы «Мы вместе» нами разработана дидактическая психологическая игра «От сердца к сердцу», которая носит диагностический характер, а также способствует закреплению у детей перечисленных выше навыков и умений.
Дидактическая игра «От сердца к сердцу»
Время игры: 1 час-1 час 20 мин.
Задачи игры:
- диагностика и развитие внутригрупповых отношений, умения работать в группах, по заданию;
- диагностика эмоциональной сферы детей, диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так между детьми и взрослыми;
- диагностика статусного положения детей в группе.
Необходимые материалы:
- два вырезанных из ватмана сердца: белое и алое. Белое разделено на 10 равных частей по 5 с каждой стороны по количеству заданий;
- два набора карточек с заданиями;
- цветок с лепестками;
- ручки, фломастеры;
- стенд;
- музыкальное сопровождение.
Участники. Игра предназначена для детей 8-10 лет. Оптимальное количество участников - 24 человека, по 12 в каждой команде. Необходим один ведущий и один помощник ведущего. Ведущим должен быть психолог. В качестве помощника может быть как психолог, так и педагог, работающий с детьми.
Содержание игры и возможности игры: Игра состоит из 5 заданий: «Собери пазл», «Превращение», «Один за всех и все за одного», «Недостающие детали», сказка « «Цветик-семицветик» на новый лад». Каждое задание оценивается по бальной системе. Дополнительные баллы начисляются за организованность, активность, взаимопомощь и поддержку.
Тема задания может варьироваться в зависимости от возраста, контингента учащихся и направленности диагностики.
Сценарий игры:
Психолог: Здравствуйте, ребята. Все люди знают, как выглядит сердце. Оно алого цвета. У добрых воспитанных людей оно нежное, чувствительное к чужим проблемам и бедам. Таких людей мы называем милосердными. Как вы думаете, а что означает выражение «ледяное сердце»? (Дети объясняют). Большинство ответов сводится к тому, что человек с«ледяным сердцем» не умеет общаться с другими людьми, он их просто не понимает и ко всему относится равнодушно. Есть люди черствые, жестокие, злые, вредные. Они никогда не поделятся тем, чего у них в избытке, не придут на помощь в беде. Именно про таких людей мы говорим, что у них «ледяное сердце».
Как же «растопить» «ледяное сердце»? Это можно сделать добрыми поступками, умением договориться друг с другом, сообразительностью, отзывчивостью, терпением, умением контролировать свое поведение и планировать свои действия. Растопить «ледяное сердце» можно, преодолевая разные препятствия. По мере выполнения заданий сердце будет постепенно оттаивать и приобретать свой истинный цвет.
2.3 Методика организации дидактических игр в начальной школе
В каждом периоде развития в жизни ребенка характеризуется ведущим видом деятельности. - это процесс, в ходе которого происходят качественные изменения психики учеников, формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для этого возраста[16]. У младших школьников ведущий вид деятельности - учебная, но игра продолжает сильно влиять на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому игра - одна из эффективных методов обучения в начальных классах.
Суть игры, заключается в том, что в ней отражаются всевозможные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняются знания об окружающем мире. Дидактические игры являются средством познания действительности[17]. Различные игровые приемы, с помощью которых решаются те или иные логические задачи, способствуют поддержанию и усилению интереса учеников к школьному предмету. Игры рассматриваются как важнейший стимул умственного развития школьников, как вид деятельности, осуществляемый в ходе обучения для достижения целей развития познавательного интереса. В ходе дидактической игры у учеников вырабатываются привычки сосредоточенности, самостоятельности в мышлении, происходит развитие внимания и стремления к познанию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с большим желанием, прикладывают максимум усилий, чтобы не подвести товарищей по игре. В практике работы школы порой смешивают дидактические игры и упражнения. По всей вероятности, это случается по причине общности учебных задач, которые решаются данными методиками. При этом упускается из виду тот факт, что дидактические игры, кроме познавательных задач, имеют собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основные цели обучения[18].
Можно выделить следующие составляющие структуру дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, подведение итогов и результат. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания учеников в соответствии с образовательной программой, где определятся объем знаний, умений, и навыков, в соответствии возрастными особенностями. Дидактические игры, кроме познавательных задач, имеют свои игровые задачи, через реализацию которых и достигаются основные цели обучения. Игровая задача решается учениками. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Так, в игре «Дидактическое домино» игровая задача – правильная установка фишек, которые образуют слово; в игре «Часы» – установка часовой и минутной стрелок на слоговых структурах, образующих слова. Учебная задача обеих игр заключается в закреплении представлений о слоговой структуре слов, формирование умений определять время. Игровое действие является основой дидактической игры. Чем более разнообразны игровые действия, тем увлекательнее становится сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В дидактических играх игровые действия различаются по их направленности и отношению к ученикам. Это, к примеру, ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Игровые действия считаются средством реализации игрового замысла, но включают также действия, направленные на выполнение дидактической задачи. В дидактических играх правила заданы изначально. Благодаря правилам учитель управляет ходом игры, процессом познавательной деятельности и действиями учеников.
Сразу после того, как закончилась игра, подводятся итоги. Это может быть подсчет очков, выявление учеников, которые лучше выполняли игровое задание, определение команды-победительницы и т.д. Главным итогом дидактической игры является достижение познавательной задачи. При этом важно указать на достижения каждого ученика, отметить их успехи.
Очень важно продумать учителю поэтапное распределение дидактических игр на уроках. В самом начале урока дидактические игры проводятся с целью стимулирования активности учащихся, в середине – с целью усвоения темы; игры, которые используют в конце урока, могут иметь поисковый характер. Проведение дидактической игры учителем, как считает Чуракова Р.Г., осуществляется обычно в три этапа: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ[19]. В подготовку к дидактической игре входят: отбор их в соответствии с задачами обучения и воспитания; установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения и воспитания учеников определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени для проведения дидактической игры; подбор места для игры, где ученики смогут спокойно играть, не мешая друг другу; определение количества играющих; подготовка необходимых дидактических материалов для выбранной игры.
В ходе руководства игрой, учитель организует решение дидактических задач через привлекательные для учеников игровые действия, игровые правила. В это же время он является участником игры, при этом процесс обучения для самих учеников незаметен, т.к. они учатся играя. Дидактические игры предполагают сочетание наглядности, слова учителя и действия самих учеников. Наглядностью в игре являются предметы, которые используют ученики и являются материальным центром дидактической игры. Первоначальный показ игровых действий учителем, «первый ход» в игре, использование поощрительных значков, жетонов, фишек – все это считается наглядным фондом средств, которые использует учитель, организуя дидактические игры и руководя ими. При объяснении правил игры учитель наглядно демонстрирует ученикам, особенно младшего школьного возраста, как необходимо выполнять те или иные игровые действия. Обращение к ученикам, объяснения, сюжетные рассказы, раскрывающие содержание игр и поведения персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к ученикам – все это раскрывает содержание игры и роль учеников в игре, содействует пониманию учениками включенных в игру задач. Учитель учит в процессе игры целесообразным игровым действиям, использованию зрения, слуха, двигательно-моторных и осязательных анализаторов. Двигательная активность учеников объединяется с речевой, так как учитель обозначает словом качества предметов, действия. Повторяя слово в разных условиях, учитель закрепляет его в словаре ребенка. Для того, чтобы развить интерес к дидактическим играм у обучающихся, учитель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а наоборот, предлагает ученикам догадаться. Практическая деятельность учеников в игре становится более осознанной: она направлена на достижение поставленного результата, а не на сам процесс.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
3.1 Игры на уроках математики
Урок математики - один из самых любимых и увлекательных предметов в начальной школе. Ежедневно, решая примеры, задачи, неравенства и уравнения школьники знакомятся с новыми способами «нахождения ответа», что, безусловно, повышает интерес к данной науке. Однако пик активности на подобных уроках приходится на самое начало, как правило, к концу урока дети устают и теряют интерес. Для того, что вовлечь детей в мир познания, необходим творческий подход самого учителя к любимому делу. Безусловно, выбор новых методик и форм работы, подбор увлекательных и нестандартных заданий, оказывает должное влияние на повышение уровня заинтересованности к предмету, но главным все же остается использование игровой деятельности, которая еще совсем недавно являлась для ребенка ведущим видом деятельности.
О важности использования на уроках элементов занимательности посредством игры, говорил один из великих отечественных педагогов - Константин Дмитриевич Ушинский, считая, что именно игровая деятельность обеспечивает более продуктивный процесс познания.
Роль педагогической, или, как ее еще принято называть, дидактической игры, которая, выступает не способом «доставить удовольствие» ребенку, а средством воспитания и обучения велика. В отличие от игры вообще, дидактическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который соответствует выбранной цели, сама же игра характеризуется учебно-познавательной направленностью. Она может быть использована учителем на различном этапе уроке, ее выбор и проведение зависит от поставленной цели и предполагаемого результата, однако, на первый план следует выдвигать математическую сторону ее содержания. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании у них математического интереса.
Проблемами включения игровой деятельности в учебный процесс активно занимался ученый и педагог 20 века - С. А. Шмаков. В своих работах он выделил четыре главные черты, присущие большинству игр[20]: