Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр и занимательных упражнений в обучении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полученные результаты свидетельствуют о положительных сторонах использования различных игр на всех этапах образования и позволяет отнести их к высоко эффективным и действенным.

1.3 Занимательность и занимательные упреждения

Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

Именно вследствие того, что занимательность выступает в качестве сильного средства, возбуждения интереса, часто сам интерес воспринимается учителями в качестве внешнего стимула, т.е. многими учителями отождествляются познавательный интерес как внутреннее состояние личности и занимательность как внешний стимул, способствующий его пробуждению.

Многие педагоги и психологи относят занимательность не столько к психическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству предметов и явлений. В отличие от интереса, который является и средством повышения качества обучения, и целью педагогического процесса занимательность - лишь средство повышения качества обучения и сама по себе не является целью.

Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности и заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания.

Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения и как средство популяризации научных знаний, способствует · с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), · с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1 Роль дидактических игр в начальной школе

В свете современных требований к школьному обучению, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса к приобретению знаний, умений и навыков, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом одним из важных требований современности является снижение психических и физических нагрузок обучающихся. Таким образом, одним из средств, в котором имеются реальные возможности осуществления этой задачи является игра.

Современная теория игры имеет в основе фундаментальные исследования, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Игра в обучении имеет большое познавательное значение. Исследования показывают, что резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, проявляются именно в игровой ситуации. Учебные задачи становятся более доступными, продуктивность деятельности заметно повышается. Это можно считать серьезным основанием для использования игры в организации процесса обучения.

Игры, которые применяются в учебном процессе, носят название дидактические. Можно выделить следующие виды: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающая игра. Участвуя в ней, школьники приобретают новые знания, умения, навыки или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре. Контролирующая игра. Дидактическая цель состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающая игра требует интеграции знаний. Она способствует установлению межпредметных связей, направлена на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным напряженным трудом, т.е. игра не должна отвлекать от учения, а способствовать интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной.

Значение игры заключается в решении познавательных задач, представленных в занимательной форме. Решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление, усваивается или уточняется в игре программный материал. Обучающиеся учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, развивают память, внимание, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, дети проявляют сообразительность и находчивость.


При конструировании дидактических игр, следует учитывать, что обучение в игре - это скрытое обучение. Внимание ребенка направлено на выполнение игровых действий, и задача обучения ими не осознается. Постижение учебной задачи является сопутствующим игре. Задачи в игре решаются легче, школьник не всегда осознает, что он что-то решил. В игре у детей наиболее успешно происходит формирование некоторых сложных логических операций.

Однако возникает вопрос о прочности и надежности таких интеллектуальных приобретений, когда они свободны от конкретных условий игры, возможности переноса в новые жизненные ситуации. В отдельной игре прочный навык не вырабатывается, ребенок вне игровой ситуации может не справиться с учебной задачей, которую он успешно выполнял в процессе игры. В качестве возможного решения выявленного затруднения можно применять не отдельные игры, а системы однотипных игр, в которых формируется прочная, осознанная интеллектуальная установка.

Значительного образовательного эффекта учитель может достичь, если учебная задача так сочетается с игрой, что обучающийся совершенно определенно воспринимает ее именно как задачу, подходит к ее решению сознательно, но при этом все-таки играет.

Подобный прием можно использовать в работе со слабоуспевающими детьми. Когда обычные учебные упражнения, с которыми до сих пор не справлялись обучающиеся, предлагаются в виде игры. При этом заранее договариваются, что это игра. Ее правила заключаются в следующем: за каждое правильное решение обучающиеся получают от учителя определенное количество фишек, в случае неправильного решения, фишки возвращаются.

По наблюдениям за обучающимися, для которых характерны незаинтересованность в учебном процессе, стойкая неуспеваемость, в игровой ситуации проявляли способность к интеллектуальным операциям и яркую выраженную умственную активность.

В данной ситуации решение задач выступало как необходимое правило игры, принимая которое, ребенок должен был направить своё внимание именно на задачу. Таким образом, игровая ситуация сочетаясь с учебной, явилась средством повышения умственной активности школьников.

Дидактические игры, сконструированные по этому принципу, обычно бывают наиболее удачны и применяются на всех уроках, причем игровые элементы могут заключаться не только в формулировании тех или иных правил, но и в принятии какой-либо роли, соответствующей выполняемому заданию.

На пример на уроке технологии по теме «Сказочный домик из пластилина» учитель после беседы, на которой проводится анализ изделия, предлагается детям организовать «сказочную мастерскую», в которой, они в качестве мастеров-художников, будут лепить домики для сказочных героев в соответствии с характером избранного «сказочного героя».


В целях интенсификации обучения и повышения активности обучающихся на уроке учитель вводит ситуации моделируемого общения, в которых школьники должны что-то объяснить воображаемому собеседнику. Это может представлять собой элемент ролевой игры, которые не заслоняют учебной задачи, а обостряют интерес к ней.

На уроке в первом классе в руках учителя на этапе « Включение в систему знаний и повторения» может появиться кукольный персонаж. Он не слышал объяснения учителя, не знает, чему дети учились и что надо делать. Обучающиеся с удовольствием расскажут ему, что нужно делать и как можно выполнять задание. Они будут рассказывать именно ему, а не учителю. Их ответы отличаются большой самостоятельностью, убежденностью. Здесь разговор идет не о скрытом обучении, а наоборот, все эмоциональные, интеллектуальные и другие усилия личности направляются на процесс решения задач, который в игре становится более осознанным, творческим, интеллектуально насыщенным.

Игровая ситуация, как стимулирующий фактор, в выполнении сложных интеллектуальных операций проявляется в таком виде игр как игра- конкурс.

Конкурс - это разновидность игры с правилами; в качестве основного правила выступает решение интеллектуальной или практической задачи.

Еще более возрастает активность обучающихся при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму тесно связаны с процессом познания и мышления. Примерами таких игр являются шашки, шахматы. Сюда же относятся и игры на «сообразительность», которые активно используются, например, в учебниках математики для начальной школы (ребусы, шарады, головоломки и д.р.)

Интерес, к подобного рода играм, это сугубо интеллектуальное свойство, которое не зависит от внешних стимулов, определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнениях. Это является убедительным основанием для включения игр в учебный процесс.

Такая игра как «Занимательные квадраты», которую можно с разным содержанием чисел и математических действий использовать в различных классах.

Для начала необходимо познакомить обучающихся с принципом построения такого квадрата, соответственно выполнить определенные действия. Если в таком квадрате числа сложить по диагоналям, по рядам и столбцам, то в сумме получится одно и тоже число.

Важно, чтобы дети не только проделали такую работу, но и объясняли как они ее выполняли. После того как такое правило будет усвоено, школьники сами могут составлять такие квадраты.


Интеллектуальные игры заключают в себе проблему, и этим объясняется их привлекательность для детей младшего школьного возраста.

На разных уроках в зависимости от специфики изучаемой науки, содержания темы могут использоваться разные интеллектуальные игры. Общим для них является то, что они требуют догадки, поиска, «игры ума», тем самым привлекательны для обучающихся начальной школы.

В обстановке внеклассных занятий можно использовать игры, представляющие собой сочетание подвижных упражнений и интеллектуальных задач, но при условии их органического соединения.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что так называемая дидактическая игра представляет собой соединение в различных вариантах учебной задачи и привлекательной для детей игровой ситуации, в которой обучение может происходить более или менее осознанно. Основное правило построения дидактических игр состоит в том, чтобы игра помогла сделать серьезный, напряженный труд занимательным и интересным для обучающихся начальной школы.

2.2 Дидактическая игра как форма психолого-педагогической диагностики

Одним из главных направлений современной школы является формирование личности учащегося, готового сотрудничать для достижения совместных результатов, уважающего других людей, способного принимать самостоятельные решения и отвечать за них. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

Коллектив становится могучим средством формирования и развития личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создается под влиянием двух факторов. Первый - социально-психологическая атмосфера в целом, а на школьников, которые очень сильно зависят от своих родителей в материальном и социальном плане, значительно больше влияет атмосфера семьи, чем общества в целом. Второй - это микро социальные условия: т.е. коллектив класса. Оба этих фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. При этом, как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.