Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр и занимательных упражнений в обучении).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ
1.2 Эффективность применения дидактических игр
1.3 Занимательность и занимательные упреждения
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Роль дидактических игр в начальной школе
2.2 Дидактическая игра как форма психолого-педагогической диагностики
2.3 Методика организации дидактических игр в начальной школе
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Уроки Кота Леопольда. Использован сюжет известного мультфильма. На игровом поле мышата Толстяк и Гений устроили для Леопольда пять засад (их название «западни»). Нажав на номер засады, в текстовом поле увидим четыре задания. Ответы вводятся с помощью клавиатуры, предварительно поставив в окно курсор. Нажимают на кнопку «Проверить». Появляются мышата и текст их обращения к Леопольду. Программа включается автономно, из презентации гиперссылка переводит к общей папке игры.
Сокровища подземелья. Правила игры. «Нажать на кнопку "Начинаем". На экране появляются сундуки. В них деньги, сокровища или загадки. Наводите курсор на каждый из сундуков и отвечайте на вопросы. При верном ответе сундук открывается. Сундуки надо открывать по порядку: деревянный, оловянный, медный, серебряный, золотой». Игра выполнена по программам математики (1-й класс) и русскому языку. В первой в ответы надо вводить полученные числа, во второй - сначала подобрать к правилам слова, а затем записать подряд номера этих слов и полученное число ввести в ответ.
Электронный букварь. На экране рисунки предметов и буквы русского алфавита. Нажав на один из рисунков, надо выбрать соответствующую букву и нажать на неё. При правильном выборе рисунок исчезает с экрана. Технология поможет малышам освоить русский алфавит[34].
Необходимо помнить, что на игры должно отводиться не более 15 - 20 минут урока в зависимости от поставленных учителем учебных задач.
Обобщая все выше сказанное, можем сделать вывод, что обучающие компьютерные игры обогащают учебный процесс, делают его более интересным и увлекательным, помогают развиваться каждому ученику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В руководстве дидактической игрой и в ее развитии, важное значение имеет темп. Он зависит от темпа умственной активности, темпа речи, большей или же меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Быстрый темп игры вызывает иногда растерянность учащихся, нерешительность, несвоевременность выполнения игровых действий, несоблюдение правил. Руководя дидактическими играми, учитель имеет большие возможности для применения всевозможных форм организации учеников и тем самым усиливает моторно-двигательную активность. Контакт учителя с учениками достигается легче и быстрее в том случае, если они сидят кружком или полукругом, а учитель садится в центр круга или же полукруга. Иногда ученики делятся на группы, занимающие различные места, а иногда «едут путешествовать». В ходе использования игровых приемов учитель не создает новую игру, а как бы заимствует элементы «внешкольного» опыта учеников. Для того чтобы это было успешно, учитель обязан хорошо владеть средствами экспрессии. Смена темпа, чередование напряженной деятельности и коротких пауз является хорошим средством для разрядки. Учителю необходимо хорошо знать методику проведения игр, четко представлять их цели, предоставлять ученикам относительно большую самостоятельность. Не следует предвосхищать игру и давать ей свою оценку, так как она может обмануть надежды учащихся и вызвать обратную реакцию. Дальнейшая попытка учителя активизировать внимание учеников подобным способом может вызвать у школьников негативное отношение к игровой деятельности. Вводя игровые приемы в ткань урока надо помнить, равны ли возможности учеников, участвующих в игре. Иногда «мелочи» становятся причинами порождения страхов, неуверенности, замкнутости маленького человека.
Таким образом, обобщая изложенное в главе, можно сделать следующие выводы: дидактические игры играют большую роль в усвоении и закреплении полученных знаний у младших школьников; они способствуют активному включению учеников в познавательную деятельность и способствуют активизации учебной работы по предмету; дидактическая игра помогает учителю донести до учеников сложный материал в доступной форме. Соблюдение методики проведения дидактических игр поможет учителю начальных классов в решении вопросов повышения результативности образования обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
- Арстанов М.Ж., Хайдаров Ж.С. Принципы игровой деятельности // Современная высшая школа. - 2012. - № 1. - С. 126.
- Архипова А.И. Компьютерная поддержка обучения младших школьников // Школьные годы. - 2011. - № 35. - С. 19-38.
- Балашов М.М. Дидактическая игра на уроке: игру любят все! // Школьные технологии. - 1998. - № 5 - С. 137-140.
- Бельчиков Я.М. Деловые игры // Наука и техника. - 2014. 1 - № 5.
- Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга - приложение 1)/ Под науч. ред. доктора пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с.
- Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников. - СПб., 2013. - 256 с.
- Бушуева А.А. Социально-педагогические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 331-335.
- Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 129.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1996. - № 6.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 2009. - 453 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М., 1982. - Т. 1.
- Газман. О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
- Гарипов Л.Ф. Мотивация к познавательным компьютерным играм у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru
- Драко, М. Игры-головоломки: Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.
- Драко, М. Игры-головоломки: Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.
- Драко, М. Игры-головоломки: Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.
- Дубровский В.Н., Калинин А.Т., Математические головоломки / В.Н. Дубровский, А.Т. Калинин. M.: Знание, 2010. - 152 с.
- Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. - М.: Педагогика, 2012. - 320 с.
- Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. - 2008. с. 4-24.
- Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2017. – 186 с.
- Китаев Г.А., Лавриненко С.В. Сопоставление типа личности и вида деятельности по образовательному стандарту // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 1 (21). - С. 161-165.
- Лавриненко С.В. Перспективы кураторской деятельности в современных условиях развития технических вузов // В мире научных открытий. - 2014. - №3 (51). - С. 278-282.
- Лавриненко С.В., Китаев Г.А. Психофизиологические особенности студентов первого курса 2014 года приема // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 3-3. - С. 450-452.
- Максимова Н.А. Методические особенности применения развивающих компьютерных игр в учебном процессе // Концепт. - 2015. - № 8. - С. 1-6.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996. - 269 с.
- Сборник избранных педагогических произведений / под общ. ред. Г. С. Макаренко. - М.: Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, 2011. - 2-е изд.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
- Смирнова Е.О. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. - Т V. Вып. - VII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2015. - 462 с.
- Смирнова Л.Е. Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 254-257
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 2009. - 381 с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов учеб. заведений сред. проф. Образования, обучающихся по пед. специальностям - 3-е изд. - М.: Академия, 2011. - 288с.
- Тойымбетова Д.С. Молдахметова Г.М. Игровые методы обучения в преподавании психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9_ SNP_2015/Psihologia/8_189316.doc.htm (дата обращения: 01.03.2016)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
- Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе: Учебное пособие. - Челябинск: Челябинский политехнический институт, 2013.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 58-64.
- Чурагова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига, 2011. – 143 с.
- Шмаков С.А., Учимся, играя / С.А. Шмаков. М.: ЦГЛ, 2014. - 128 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 2015. – 245 с.
- http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf.
-
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 58-64. ↑
-
Бельчиков Я.М. Деловые игры // Наука и техника. - 2014. 1 - № 5. ↑
-
Арстанов М.Ж., Хайдаров Ж.С. Принципы игровой деятельности // Современная высшая школа. - 2012. - № 1. - С. 126. ↑
-
Бельчиков Я.М. Деловые игры // Наука и техника. - 2014. 1 - № 5. ↑
-
Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 2009. - 453 с. ↑
-
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов учеб. заведений сред. проф. Образования, обучающихся по пед. специальностям - 3-е изд. - М.: Академия, 2011. - 288с. ↑
-
Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе: Учебное пособие. - Челябинск: Челябинский политехнический институт, 2013. с.21 ↑
-
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов учеб. заведений сред. проф. Образования, обучающихся по пед. специальностям - 3-е изд. - М.: Академия, 2011. с.28 ↑
-
Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 129. ↑
-
Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 129. ↑
-
Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе: Учебное пособие. - Челябинск: Челябинский политехнический институт, 2013. с.52 ↑
-
Тойымбетова Д.С. Молдахметова Г.М. Игровые методы обучения в преподавании психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9_ SNP_2015/Psihologia/8_189316.doc.htm (дата обращения: 01.03.2016) ↑
-
Бельчиков Я.М. Деловые игры // Наука и техника. - 2014. 1 - № 5. ↑
-
Лавриненко С.В. Перспективы кураторской деятельности в современных условиях развития технических вузов // В мире научных открытий. - 2014. - №3 (51). - С. 278-282. ↑
-
Китаев Г.А., Лавриненко С.В. Сопоставление типа личности и вида деятельности по образовательному стандарту // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 1 (21). - С. 161-165. ↑
-
Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2017. – 186 с. ↑
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 2015. – с.208 ↑
-
Газман. О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. ↑
-
Чурагова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига, 2011. – 143 с. ↑
-
Шмаков С.А., Учимся, играя / С.А. Шмаков. М.: ЦГЛ, 2014. - 128 с. ↑
-
Дубровский В.Н., Калинин А.Т., Математические головоломки / В.Н. Дубровский, А.Т. Калинин. M.: Знание, 2010. - 152 с. ↑
-
Драко, М. Игры-головоломки: Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с. ↑
-
Драко, М. Игры-головоломки: Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с. ↑
-
Драко, М. Игры-головоломки: Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с. ↑
-
Смирнова Е.О. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. - Т V. Вып. - VII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2015. - 462 с. ↑
-
Максимова Н.А. Методические особенности применения развивающих компьютерных игр в учебном процессе // Концепт. - 2015. - № 8. - С. 1-6. ↑
-
Бушуева А.А. Социально-педагогические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 331-335. ↑
-
Смирнова Л.Е. Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 254-257 ↑
-
Бушуева А.А. Социально-педагогические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 331-335. ↑
-
Архипова А.И. Компьютерная поддержка обучения младших школьников // Школьные годы. - 2011. - № 35. - С. 19-38. ↑
-
Архипова А.И. Компьютерная поддержка обучения младших школьников // Школьные годы. - 2011. - № 35. - С. 19-38. ↑
-
Архипова А.И. Компьютерная поддержка обучения младших школьников // Школьные годы. - 2011. - № 35. - С. 19-38. ↑
-
Архипова А.И. Компьютерная поддержка обучения младших школьников // Школьные годы. - 2011. - № 35. - С. 19-38. ↑
-
Архипова А.И. Компьютерная поддержка обучения младших школьников // Школьные годы. - 2011. - № 35. - С. 19-38. ↑