Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр и занимательных упражнений в обучении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для создания высокого уровня развития общества необходимо непрерывно повышать общекультурный и творческий уровень, за счет непрерывного процесса обучения на всех этапах жизни человека. В настоящее время успешность работы образовательных учреждений оценивается потребителями образовательных услуг, в том числе по уровню сформированности личностных качеств обучающегося, способствующих самостоятельной творческой деятельности. Темп современной жизни диктует необходимость решать возникающие вопросы быстро и эффективно, часто новыми, нестандартными способами. Поэтому опыт творческой деятельности человека определяет более выгодное его положение по отношению к тем, кто пользуется стандартными и устоявшимися методами. Именно эти особенности позволяют объяснить возросший интерес к всестороннему рассмотрению проблемы направленного использования активных методов обучения в рамках современного образовательного процесса.

Целью данной работы является изучение дидактической игры как метода обучения, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты применения дидактических игр и занимательных упражнений в обучении;

- изучить роль игровой деятельности в начальной школе;

- рассмотреть практическое применение игровой деятельности в начальной школе

Объект исследования – уроки в начальной школе.

Предмет исследования - игровая деятельность в начальной школе.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ

1.1 Понятие игра

Многоплановость и полифункциональность игры вызывает глубокий интерес в различных областях знаний. Игры в педагогическом значении использовали еще в древности. Сначала это были игры-«подражания». Затем появляются игры-«упражнения». На ранних этапах развития общества дети непосредственно включались в трудовую деятельность и в ней получали определенные трудовые навыки. Как и компетенции, игра направлена на способность применять полученные знания в жизненных ситуациях. Можно выделить педагогические работы, изучающие игру как самостоятельный вид деятельности детей и подростков. Следует отметить, что как только исследование игры выходит на уровень педагогического руководства с целью достижения определенного результата, она начинает рассматриваться как средство обучения, воспитания и овладения соответствующими компетенциями. Такой подход характерен для исследователей игр дошкольников, так и для исследователей игр школьников. Это уже совершенно новый подход к определению игры как педагогической категории. Игру представляют как средство нравственного воспитания школьников, как средство развития познавательного интереса, формирования взаимоотношений, сплочения коллектива, как средство развития творческой индивидуальности, самоутверждения личности и т.д. Педагогические работы этого направления дают право утверждать, что активное включение подростка в игру оказывает положительное влияние на его реальную позицию в системе коллективных отношений. Доказывается, что механизм этого влияния заложен в привлекательности игровой роли. Дидактическая игра рассматриваются как особая форма обучения, направленная на:


  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

На это как раз и направлены ключевые образовательные компетенции. Ключевые образовательные компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. А. В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования[1].

    1. Ценностно-смысловая - готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

В игре так же школьник, принимает роль, выбирает цель, выполняет функции и обязанности.

    1. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
    2. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
    3. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Дидактическая игра может способствовать формированию 2, 3, 4 компетенций, т.к. вызывает у детей такую деятельность, как умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия, используя различные источники и современные информационные технологии.


    1. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.

Коллективные игры направлены именно на формирование взаимоотношений и сплочения коллектива, способствует развитию и применению навыков работы в группе и владению определенными ролями в коллективе.

    1. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско- общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
    2. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Игра выступает как средство развития творческой индивидуальности, самоутверждения личности.

1.2 Эффективность применения дидактических игр

Условно активные методы обучения можно разделить на индивидуальные и групповые. Если речь идёт о единовременном обучении большого числа обучающихся (класс или студенческая группа), целесообразно уделить внимание рассмотрению вопросов, связанных с групповыми методами. К ним относятся:

  • дискуссионные методы (дискуссия, полемика, анализ ситуации морального выбора, «мозговой штурм» и др.);
  • игровые методы (деловая игра, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра и т.д.);
  • тренинг-методы (тренинг делового общения, социально-деловой тренинг, тренинг умений).

Среди вышеперечисленных методов значительное место занимают различного вида игры, хотя в соответствии с основами возрастной психологии игровая деятельность является ведущей только для дошкольного возраста. Однако стоит отметить, что дидактические игры нашли широкое применение в практике общего образования и эффективно используются многими педагогами, как на этапах начального обучения, так и в более поздние периоды. Современная практика в рамках получения высшего образования не столь значительна. Чем объяснить неизменный интерес к данному методу обучения?


Дидактические игры - специально созданные игры, в ходе которых реализуются учебные и игровые цели, проводимые в рамках определенных игровых правил по соответствующему сюжету. Основная задача данного метода состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса, учащихся к производимой деятельности и придания ему эмоциональной окраски[2]. Безусловно, успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть соответственно оформлена, с понятными и достижимыми целями[3].

Требования, предъявляемые к учебной игре, можно разделить на[4]:

  • основывается на свободном творчестве и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • вызывает у участников положительные эмоции;
  • учитывает возрастные особенности;
  • включает элемент соревновательности между командами или отдельными участниками;
  • включает в себя следующие этапы: мотива- ционный (создание игровой ситуации), ориентационный (постановка целей игры), содержательно- операционный (правила игры, игровые действия), ценностно-волевой (игровое состояние), оценочный (результат игры).

Игра обладает целым рядом достоинств по сравнению с иными формами организации учебной деятельности. Одним из главных является снятие психологической нагрузки. Все приёмы (даже с индивидуальными заданиями), напрямую предполагающие оценку, создают ситуацию психологической напряженности, повышенной тревожности, снижают эмоциональный фон усвоения знаний. Дидактическая игра, даже если несет в себе элементы контроля, снижает психологическое напряжение, благодаря возникающему интересу и вовлеченности их в деятельность[5]. Кроме того, дидактическая игра позволяет преподавателю повысить эмоциональный уровень усвоения знаний[6].

Несмотря на игровой характер познавательной деятельности, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний. Особая организация игрового пространства способствуют формированию коммуникативных умений.

Усвоение знаний во время игры часто не требует направленного внимания, что позволяет избежать переутомления, это особенно важно при подборе методов обучения для учеников младшей и средней возрастной группы. Дидактические игры позволяют формировать и такие свойства личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах[7]. Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам, а результат игры представляет собой своеобразную внутреннюю обратную связь. И, наконец, игра дает возможность каждому участнику найти свою психологическую «нишу». Здесь есть место и лидеру, и ведомому, и «чувствительному, и рациональному»[8].


Ещё одним достоинством дидактических игр является их многообразие, позволяющее подобрать подходящую игру для той или иной цели. Широкое распространение в педагогической практике получили как сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры - путешествия и игры - соревнования), так и игры с раздаточным материалом[9].

При рассмотрении вопроса игровых технологий в рамках высшего образования одним из наиболее эффективных способов изучения материала в процессе обучения также является игра[10]. Это, прежде всего упражнения, направленные на разработку решений в условиях, приближенных к реальным ситуациям. В обучающих играх происходит моделирование будущей профессиональной деятельности, а также реализуется один из важнейших принципов обучения - принцип проблемности.

Учебные игры предполагают поиск и исследование процесса решения различного рода задач. Они включают ряд взаимосвязанных целей, выходящих за рамки одной дисциплины или узкой области знаний. Это в большей степени соответствует реальным условиям, т.к. практически любая задача является комплексной[11]. Реализуемые задачи по средствам игровых ситуаций должны быть актуальными, т.е. для нее решения необходимо обладать минимальным набором базовых знаний, творческого мышления и воображения. Но при этом предлагаемая задача должна быть достаточно сложной, и в то же время доступной для решения, должна побуждать к применению уже имеющихся знаний и к поиску новых (для него) принципов, методов решения, благодаря чему участники и будут приобретать новые умения и навыки[12]. При повторном проведении однотипных игр происходит развитие соответствующих навыков. При решении одной задачи, в процессе учебной игры выявляется ряд проблем, намечаются пути их решения, происходит расширение кругозора обучающихся.

Стоит отметить, что эффективными игры будут только в случае их подготовленности (что включает также необходимость апробации на ряде групп, систематическом дополнении и изменении предполагаемого материала и проблем, обновлении и актуализации)[13]. Кроме того, успешность применения данного метода обучения для решения образовательных проблем зависит и от системности проведения игр в рамках изучения дисциплины. В системе высшего образования игры могут активно использоваться в ходе проведения часов куратора[14]. Поскольку данная дисциплина в большей степени позволяет реализовывать активные методы обучения, и направлена на адаптацию обучающихся с учетом их психофизиологических особенностей[15]. Конечно отказ от хорошо изученных и освоенных методик невозможен. Как раз психофизиологические особенности некоторых студентов приведут к понижению уровня восприятия теоретической информации, реализуемой только по средствам учебных игр. В итоге они не смогут развивать свой потенциал в полном объеме. Поэтому требуется организация образовательного процесса с комбинированием активных и традиционных методов обучения.