Файл: Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
1.3 Методы обучения и мотивации познавательной деятельности
учащихся
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
1) Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
2) Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее - развивающаяся кооперация.
3) Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
4) Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования
13 деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения.
Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В методической литературе и педагогической практике принято делить методы обучения по источнику знаний:
Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)
Наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)
Практические (лабораторные и практические работы).
Словесные методы.
1)Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2) Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа.
3) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организуется самостоятельная работа следующим образом: классу дается конкретное учебное задание.
Здесь есть свои требования:
- текст нужно воспринимать зрительно.
- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
14
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
Эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
4) Метод проблемного изложения.
Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Наглядные методы.
Частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.
Также используются методы устного изложения – рассказ и лекция.
1.4. Специфика, цель, значение и существенная особенность предмета
«Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – целостного – осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности
15 гражданина России в условиях культурного конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир » состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умение проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными , знакомыми и
16 предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении , прогнозировать направления своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем своё личное, так и социальное благополучие. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Основные содержательные линии предмета определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.5 Познавательный интерес как условие развития познавательной
активности
Познавательный интерес является важным фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности школьника.
Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта. Интерес, содействуя формированию волевых качеств личности, укрепляет её активную, творческую жизненную позицию.
Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл создаёт пристрастность человеческого сознания и внутреннюю, движущую поведением человека силу. Задача учителя - помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), сделать так, чтобы она приобрела для него личностный
17 смысл. Тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения учащегося. Это возможно, когда в основе образования лежит механизм понимания сути изучаемых явлений субъектами образовательного процесса, когда обучение и воспитание строятся через проникновение в сознание школьника и происходит пересечение сознаний учителя и уче- ника. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ученика, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике. Познавательный интерес сви- детельствует об определённом уровне развития познавательной активности личности, источником которой является познавательная потребность человека. Анализируя снижение интереса к учению у детей, Л.И. Божович высказала предположение, что одна из причин «лежит в недостатках содержания и организации первоначального школьного обучения». Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.
Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Проблема интереса все больше и больше привлекает к себе внимание, как психологов и педагогов, так и учителей-практиков.
Первое серьёзное упоминание об интересе содержится в трудах Яна
Амоса Коменского. Решение проблемы формирования и развития интереса учёный связывал с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемирной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей.
Н.Ф.Добрынин отмечает, что интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей. Е.К. Стронгом и
С.Л.Рубинштейном интерес рассматривается как проявление умственной и
18 эмоциональной активности, Н.Г. Морозовой – как эмоционально- познавательное отношение человека к миру.
Интерес − мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.
Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению её активной, творческой жизненной позиции. Велико влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно, неинтересное "укладывается" в памяти с большим трудом и легко из неё исчезает. Познавательный интерес можно охарактеризовать, как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражается его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств.
Данное сложное отношение носит двусторонний характер, в котором в единстве выступает объект интереса, т. е. явление, научная и учебная область, предмет, которые несут в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.
Качеством личности познавательная активность становится при устойчивом проявлении стремления к познанию. Хорошо виден эмоциональный подъем школьников на уроках тех учителей, которые уделяют особое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников.
Уровни развития познавательного интереса в исследованиях
Н.Г.Морозовой описаны следующим образом: на начальной стадии интерес возникает как эпизодическое переживание, когда у ребёнка нет ещё настоящего интереса к предмету. На второй стадии переживание обобщается, становится эмоционально-познавательным отношением к предмету, побуждающему учащихся интересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как прозвенел звонок с урока. На третий стадии интерес-отношение может стать направленностью личности, когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни
19 школьников.
Стойкий личностный интерес
– эмоционально- познавательная непосредственно-мотивированная направленность всей личности на определённую область знания или деятельности является высшей стадией развития интереса.
Если в познавательном интересе слиты воедино все психические процессы, то он является важнейшим мотивом деятельности, который повышает значимость её для человека. Познавательная деятельность, благодаря этому мотиву, приобретает особый, личностный смысл. Также под влиянием интереса развивается мыслительная активность. Выражается мыслительная деятельность во множестве вопросов, с какими ребёнок, например, обращается к учителю, взрослым, к родителям, выясняя сущность интересующего его явления. Выбор определённого вида деятельности, отыскание и чтение книг в интересующей области, способных удовлетворить его интерес, − всё это формирует и развивает личность ребёнка.
Под влиянием познавательного интереса умственная деятельность приобретает более сосредоточенный характер, размышление по поводу проблем, имеющих теперь для школьника особое значение, появляется раздумье. Существенные изменения интерес вызывает и в способах умственной деятельности, которая, в свою очередь, становится более продуктивной.
Стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса характеризуется стадия любознательности.
Ученик, включаясь в деятельность по собственному побуждению, наталкивается на трудность, и сам начинает искать причины неудачи.
Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для последующего развития личности.
Для познавательного интереса характерны усилия воли, напряжение мысли, проявление чувств, ведущее к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы. В младшем
20 школьном возрасте возникновению и развитию познавательного интереса способствуют такие условия, как разнообразие, яркость, эмоциональность учебного материала, его посильность, целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы школьников, а также вовлечение их в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера. У детей познавательный интерес вызывает эмоциональный подъём, чувство ожидания, удивление, переходящие в творческую деятельность.
Занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом как состояние заинтересованности, обнаруживаемое учеником на том, или ином уроке и проявляющееся под влиянием самых разнообразных сторон обучения, может быть временным, приходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности школьника.
При целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов, в условиях высокого уровня обучения, это временное состояние заинтересованности может быть использовано, как отправная точка для развития любознательности, пытливости, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов.
Таким образом, познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Эта ориентация характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Педагогу необходимо быть внимательным к каждому ребёнку, уметь увидеть, подметить у него малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к знаниям.
21
1.6 . Дидактические задания как средство развития
познавательного интереса младших школьников
Развитие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается применением методов, способствующих активной и самостоятельной деятельности школьников во всех звеньях учебного процесса. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш.А.
Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придёт ему на помощь».
Для развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира можно использовать различные виды дидактических заданий:
- задания, подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы и способствующие активизации познавательного интереса обучающихся;
- задания, направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков, познавательных универсальных учебных действий;
- задания, направленные на формирование умения самостоятельного выполнения упражнений, способствующие развитию самостоятельности мышления.
Дидактическая сущность учебно-дидактических заданий заключается в том, что в ходе их выполнения отрабатываются познавательные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие реализацию познавательной активности обучающихся. Эффективность применения дидактических материалов во многом зависит от отбора, конструирования,