Файл: Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Можно выделить три вида проблемного урока: проблемно- исследовательский (учащиеся выполняют все четыре действия сами); проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а учащиеся ищут варианты решения и оптимальный вариант); проблемно-обобщающий
(учащиеся находят только оптимальный вариант). Можно представить приемы, решающие проблему обучения и обслуживающие только исследовательский метод: выдвижение гипотезы, корректировка вопроса, установление причинно-следственных связей, которые с успехом можно использовать в преподавании.
Высокий уровень развития способностей называют талантом.
Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой, большого трудолюбия и настойчивости – с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, например в области искусства.
Специальные задания, упражнения, интеллектуальные игры, тесты для активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках окружающего мира в соответствии с программой «Мир вокруг нас»
(автор А.А.Плешаков),
Игра вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает усвоить учебный материал.
Проблемные вопросы способствуют творческому овладению знаниями, умениями, навыками и развитию мыслительных способностей учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности.
34
Научиться активно и самостоятельно мыслить можно лишь в условиях активной и самостоятельной работы. По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время.
В данном определении не отражается роль учителя, однако, по существу, самостоятельные работы учащихся на уроках всегда проектируются учителем, проходят под его руководством и контролем. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.
Поэтому самостоятельные работы, как и любой другой вид целенаправленной совместной деятельности учителя и учащегося, по праву занимают свое место в общей системе методов обучения и могут быть охарактеризованы по таким существенным признакам, как: дидактическая направленность (цель); характер (тип) познавательной деятельности; форма организации работы учащихся; вид источника знаний. Доказана большая роль самостоятельных работ в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса, навыков коллективного труда. Самостоятельная работа дает возможность проявиться индивидуальности каждого ученика, формирует его интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний.
Для успешной деятельности учителя важно определить конкретное место самостоятельной работы в изучаемой теме, по возможности наиболее верно подобрать форму проведения самостоятельной работы и ее тип в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся и поставленной дидактической цели. Поэтому проводится тщательный
35 анализ учебного материала на предмет организации тех или иных видов самостоятельных работ учащихся.
Проектная деятельность один из видов самостоятельной деятельности учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Результаты выполняемых проектов должны быть что называется
«осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В начальной школе, как правило, актуальны такие проекты как «Моя родословная» – цель узнать о своих предках; «Моя школа», «Вода – живая и мёртвая», «Человек и природа» и т.д.
Неоспорима роль репродуктивных самостоятельных работпри отработке умений и навыков. Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают обучающихся к вполне осознанной деятельности.
Задания такого типа работ предоставляют им возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.
Исследовательские работы – один из методов проблемного обучения.
Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования.
Определяется цель деятельности, намечается план, предусматривающий некоторые варианты путей решения. После анализа выбирается оптимальный вариант действий, он осуществляется и затем делается вывод. При выполнении таких работ проявляется творчество учащихся.
Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающегося: вырабатывается активная жизненная позиция; развивается самостоятельность
– умение
36 самостоятельно добывать знания; умение находить главное, определять цели и задачи; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; умение применять знания на практике. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.
Применение тетрадей с печатным материалом, очень удобно, интересно и полезно в групповой работе или в работе по парам. Мне нравятся тетради удобно при выполнении домашнего задания. Тесты позволяют эффективно проводить контроль (текущий, рубежный, итоговый), проверять умение учащихся воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике. Данный материал будет способствовать усвоению младшими школьниками исторического, обществоведческого и страноведческого материала, практических умений, развитию интереса к родной стране и окружающему миру.
В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использование приема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических и синтетических умственных операций. Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям, и на основе этого их обобщение, подведение под понятие, т.е. сравнение выступает как обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения. Умственная операция сравнения, позволяющая устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами,
37 законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность учащихся, на развитие их познавательных способностей.
Учащиеся, не осознающие этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых объектов, не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая, их друг с другом.
В этих случаях нарушается последовательность в выявлении сходства и различия, бессистемно подвергаются сравнению те или иные признаки без всякой связи друг с другом. Учащиеся не всегда могут обобщать материал, выбирать основания для сравнения, а сравнивают, исходя из выделенных признаков объектов.
Уроки «Окружающего мира» превосходно подходят для приёма сравнения: сравнение культур, как процесс и результат человеческой жизнедеятельности; времен года; явления природы; символика, традиции и т.д. Младшие школьники с удовольствием выполняют различные креативные задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Так же я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.
Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
38
2.2 Примеры применения дидактических игр в учебном процессе
Загадка, по словам К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Загадка приучает детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.
Ю.Г.Илларионова, описывая методику использования загадок в работе с детьми, отвечает, что загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире, природе. Это позволяет использовать их для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих связях между явлениями в содержании загадки и в процессе её решения дети выделяют и используют все признаки и связи, отражая их затем в высказываниях, обосновывающих правильный ответ.
Это свидетельствует о полном осмыслении содержания загадки и о свободном владении, словом в качестве средства описания загадываемого объекта. Например, загадка: «Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом».
Ответ ученика: «Колос. Потому что он полон зерном. Жёлтый как золотой.
Качается, когда ветер».
В процессе отгадывания учащиеся полностью используют содержание загадки, но недостаточно обосновывают правильное решение.
Например, загадка:
«Повернулось к солнцу золотое донце. В донце – оконца. В оконцах – щелкунчики, щелкунчики – грызунчики». Ответ: «Подсолнух. Там семечки».
Часто ребята, торопясь дать ответ, не дослушивают загадку до конца, не запоминают подробностей. Их внимание фиксируется на какой-то
39 наиболее яркой, понятной детали текста. Отсюда отгадка строится на этом признаке, без связи с другими. На загадку «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут» (облака), получены ответы: «Свежинки, потому что они летят», «Лодка. Она плывет без паруса». На загадку о репе
«Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь», ученик дает ответ: «Солнце. Оно круглое и жёлтое».
В ряде случаев этот единственный признак дети выделяют механически.
Это имеет место при отгадывании загадок, в которых для характеристики разных предметов и явлений используются одинаковые выражения.
Услышав знакомые слова или словосочетания, дети вспоминают связанную с ними отгадку и торопятся её произнести, не вдумываясь в смысл новой загадки, не обращая внимание на то, что знакомое выражение употреблено в новой ситуации, в новой ситуации, в новых связях.
Например, услышав загадки «Два братца друг на друга глядятся, да век не сойдутся» (берега), «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (глаза), дети часто называют неверную отгадку, ориентируясь на слова «Два братца».
Основой для отгадывания загадок являются достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок педагогу следует учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Надо исходить также из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности речевой формы.
Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определенных признаков указано в загадке, чем она конкретнее, точнее и типичнее, тем загадка проще для ребенка. Например, не вызывает трудностей загадка: «В огороде вырастаю,
40 а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят» (помидор) или «Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку» (заяц).
Решению логической задачи помогает и рифмующаяся отгадка: «Всех прилетных птиц черней. Чистит пашню от червей. Взгляд – вперед по пашне вскачь. А зовется птица……(грач)».
Легко отгадывают младшие школьники литературные загадки известных авторов – С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, поскольку в них образно описаны конкретные признаки предметов и явлений.
Детям легче отгадывать загадки, основанные на таком художественном приёме, как сравнение, если это сравнение близко, понятно и если дети пользуются им в своей речевой практике. Например: «Круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мёд» (вишня), «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова. Лыко дерёт, а лаптей не плетет» (коза).
Наибольшую трудность для понимания представляют метафорические загадки, т.е. те, в которых слова используются в переносном значении.
Например: «На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь»
(кузнечик), Загадывая загадку, учителя не всегда задумываются, смогут ли дети отгадать ее с первого прочтения самостоятельно, торопят, забывая, что цель не в скором отгадывании, а в том, чтобы ребенок нашел ответ, пусть даже с помощью преподавателя.
Необходимо учить детей сначала выделять признаки предмета, указанные в загадке, т. е проанализировать, сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи – осуществить синтез, и только потом, на основе полученных данных сделать вывод, построить свое умозаключение, т. е найти отгадку. Обучение умению отгадать загадки сложное, но необходимое дело. В отгадывании сложных загадок должен участвовать весь класс. Учащимся, которые не смогли найти отгадку, в
41 качестве помощи можно предложить несколько картинок. На одной из них должен быть изображен отгадываемый объект. На других – объекты, обладающие каким - нибудь из признаков, содержащихся в загадке.
Например, не отгадавшим загадку «Не зверь, не птица. Нос, как спица.
Летит- кричит, сядет – молчит» (комар), надо предложить картинки с изображениями жука, комара и самолета. Предлагая загадку, учитель должен обращаться не только ко всему классу («О чём эта загадка?»), но и к отдельным ученикам («А как ты думаешь?»). Обязательно следует требовать от учащихся обоснования отгадок. Правильность своего ответа они могут доказать двумя способами: начать доказательство с объяснения отгадки, после чего подтвердить её признаками; начать доказательство с рассмотрения признаков и установления связей между ними, и в итоге придти к логическому выводу, т.е. отгадке.
Следует отметить, что учитель должен предлагать учащимся самим составлять, придумывать загадки. Одни ребята могут составить лишь простые загадки-описания (об огурце: овальное, зеленое, сочное, с семечками. Растет на грядке.) Другие стараются подражать учителю. Со стороны учащихся бывают попытки сочинить загадку в стихотворной форме. Вывод: загадка является важным средством стимуляции мыслительной деятельности, развивающим речь, корригирующим произвольное внимание, вызывающим положительные эмоции.
Шарады – вид словесных игр, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно, по этим описаниям учащиеся должны отгадать всё слово.
Мегаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путём замены букв образуется новое слово.
Анаграммы– слова, получающиеся при обратном прочтении слова или при перестановке слогов, букв.
42
Ребус– особый вид игры, в которой слова или фраза изображены сочетанием рисунков, чертежей, букв, цифр или других знаков. В нём можно зашифровать любой материал по любым разделам предмета, причём это могут быть как отдельные слова, так и целые словосочетания.
Чтобы учащиеся научились отгадывать и составлять ребусы, учитель должен объяснить им правила отгадывания поэтапно.
Следует отметить, что ребус требует особого внимания учителя, как наиболее сложный вариант дидактической игры. Учащиеся должны хорошо видеть и различать буквенный и звуковой состав слова, определяя или присоединяя их, к слову. Поэтому обучать разгадыванию ребусов нужно постепенно.
Кроссворды–игра, в которой словами – отгадками заполняются пересекающиеся ряды клеток. Кроссворды бывают текстовыми и иллюстрированными. Я рассматриваю работу с кроссвордом как эффективную разновидность словарной работы, которая должна проводиться на каждом уроке по ознакомлению с окружающим миром.
Отвечая на вопросы кроссворда, учащиеся анализируют материал, выбирают правильные ответы, кроме того, они должны, верно, записать слово, так как при ошибочном написании в пересекающихся клетках буквы не совпадут или останутся свободные клетки. Таким образом, закрепляется правописание трудных слов.
О предстоящей работе с кроссвордами обобщающего характера полезно предупреждать учащихся заранее, предположив им повторить основной материал по учебнику. Такое задание, как правило, побуждает ребят обращаться к тексту учебника для уточнения отдельных терминов.
Относительную трудоспособность предоставляет вычерчивание кроссвордов. Изготовление кроссвордов можно поручить и родителям.
Чайнворд – разновидность кроссворда, в котором слова – отгадки должны следовать одно за другим в виде цепочки, причём последняя буква первого