Файл: Отчет о прохождении производственной (преддипломной) практики.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1028
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными учреждениями медикосоциальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также взаимодействие с работодателями по вопросам оборудования (оснащения) рабочих мест для работы инвалидов.
Определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 июня 2012 г. N 10н).
Государственная услуга по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и центры занятости населения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают и организуют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность центров занятости населения по предоставлению государственной услуги.
Центры занятости населения предоставляют государственную услугу безработным гражданам на территории соответствующих муниципальных образований.
Предоставление государственной услуги осуществляют работники центров занятости населения, исполняющие функцию по назначению и начислению социальных выплат.
Перечисление денежных средств, предназначенных для социальных выплат безработным гражданам, в кредитные организации или почтовые отделения связи обеспечивают территориальные органы Федерального казначейства.
Перечисление, зачисление на счета безработных граждан денежных средств, предназначенных для социальных выплат, осуществляют кредитные организации.
Доставку денежных средств, предназначенных для социальных выплат безработным гражданам, осуществляют почтовые отделения связи.
Результатом предоставления государственной услуги является осуществление социальных выплат в виде:
1) пособия по безработице;
2) стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
4) материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой страховой пенсии по старости.
Существуют и другие нормативные акты, регулирующие работу служб занятости. Немаловажным является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». В общие положения входит:
1. Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в соответствии с настоящим Порядком.
2. Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На отдельных территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения гражданами первичной регистрации.
3. Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется учреждениями службы занятости бесплатно.
Таким образом, в РФ существует спектр нормативно-правовых актов, гарантирующий социальную защиту и поддержку безработных граждан. Государственная служба занятости занимается решением вопросов занятости населения, содействует в помощи неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
1.2. Организация и регулирование системы занятости населения в РФ.
В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в 13 сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.
Говоря о политике в сфере труда, отметим, что она должна решать определенные задачи, связанные с ликвидацией возникших дисбалансов и диспропорций в сфере занятости в процессе функционирования рыночной экономики. Её основной задачей является минимизация социальноэкономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.
Государственное регулирование занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание.
Система управления занятостью населения – это совокупность идеологических и правовых норм, государственных, экономических и общественных структур и социально-экономических отношений по организации занятости населения.
Как любая система управления система управления занятостью населения включает в себя обязательные элементы: субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент), прямую связь между субъектом и объектом управления (распорядительная информация) и обратную связь (исполнительная информация)
На федеральном уровне органы государственной власти участвуют в управлении занятостью населения РФ в лице Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства, Конституционного, Верховного и Арбитражного Суда РФ. Непосредственно решение данных вопросов Правительством РФ поручено Федеральной службе по труду и занятости1 . Интересы работодателей на федеральном уровне представляют Союзы и Ассоциации предпринимателей, трудящихся – ФНПР и другие независимые профсоюзы.
В каждом субъекте Федерации законы и другие нормативно-правовые документы по вопросам труда и занятости населения разрабатываются, принимаются, контролируются государственными структурами субъекта Федерации, которым с 1 января 2007 года переданы полномочия в области содействия занятости населения (ст. 7.1.)2 . В практической деятельности их интересы и интересы Роструда представляют органы по труду и занятости субъекта.
Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает:
1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3. Государственные учреждения службы занятости населения.
По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:
− прямые;
− косвенные
Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.
Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.
Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.
По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:
− законодательно-правовые.
− социально-экономические.
− административно-организационные.
Приоритетными задачами государственного регулирования занятости выступают:
− содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда;
− активизация усилий по регламентации предпринимательской деятельности для легализации теневой занятости;
− обеспечение существенного роста цены труда;
− стимулирование предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места;
− совмещение приоритетов политики занятости с приоритетами структурной и инвестиционной политики;
− наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
− предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Федеральным органом исполнительной власти проводящими государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).
Службы занятости населения (СЗН) регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости и организовывают и контролируют деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения (ЦЗН).
Центр занятости населения (ЦЗН) – местное отделение службы занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости, непосредственно оказывает государственные услуги населению в сфере занятости.
Основными функциями и обязанностями службы занятости являются:
Анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения); Информирование о состоянии рынка труда;
Ведение учета свободных рабочих мест и граждан, ищущих работу;
Информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;
Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
Оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, в том числе по договорам с учебными заведениями;
Регистрация безработных граждан;
Участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления общественных работ;
Назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании. Все услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.