Файл: Методическое пособие для выполнения лабораторных работ по предмету Физика. Ташкент туит имени Мухаммада ал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
Ускорение груза и точек шкива определяются из закона пути при равноускоренном движении
???? = ????
????
=
2ℎ
????
2
а угловое ускорение – из связи тангенциального и углового ускорений
???? =
????
????
????
=
2ℎ
????
2
????
Чтобы исключить момент сил трения, эксперимент проводится с разными падающими грузами m
1
и m
2
, которые изменяют величину силы натяжения, вращающих моментов и ускорений:
????
b
1
= М
1
− М
тр
(15)
????
b
2
= М
2
– М
тр
(16)
Вычитая (15) из (16), получим
????(
b
2

b
1
) = М
2
− М
1
(17)
Заменяя
????
1
=
2ℎ
????
1 2
????
; ????
1
=
2ℎ
????
2 2
????
????
1
= ????
н1
???? = ????
1
(???? − ????
1
)???? = ???? (???? −
2ℎ
????
1 2
) ????,
????
2
= ????
н2
???? = ????
2
(???? − ????
2
)???? = ????
2
(???? −
2ℎ
????
2 2
)???? и, подставляя эти выражения в (17), получим
???? =
????
2
(???? −
2ℎ
????
2 2
) − ????
1
(???? −
2ℎ
????
1 2
) ????
2ℎ
????
(
1
????
2 2

1
????
1 2
)
(18)

38
Порядок выполнения работы
1.
Определяют радиус шкива r, для чего измеряют штангенциркулем диаметр шкива ???? = 2???? и записывают в таблицу 1

2.
Определяют массу опускающегося груза m
1 3.
Определяют массу перегрузка

m, который подвешивается к грузу m
1
для изменения вращающего момента и записывают в таблицу 1 значение
????
2
= ????
1
+

????
4.
Закрепляют грузы на концах стержней. Наматывают нить на шкив виток к витку и, подведя груз до упора электромагнита, замыкают цепь тумблером на боковой панели и тем самым удерживают груз в верхнем положении.
5.
Измеряют расстояние от нижнего основания груза до платформы, о которую груз ударяется при полном раскручивании нити.
6. Включает секундомер и одновременно размыкают цепь электромагнита, заставляя груз опускаться и записывают в таблицу
1 время t
1
падения груза

Опыт повторяют 3 раза и находят среднее время падения груза 1
>

7. Повторяют 3 раза операции пункта 6, надев на падающий груз перегрузок. Записывают в таблицу 1 значения времени t
2
и находят его среднее значение 2
>

8. Передвигают грузы на середину стержней, и снова проводят операции пунктов 6 и 7, т.е. заставляют опускаться груз, и

39 записывают в таблицу 1 значения времени падения ????
1
????????
и
????
2
????????
и находят средние значения времени 〈????
1
????????
〉 и 〈????
2
????????
〉.
9. Измеряют или узнают массу m
0 грузов на крестовине и массу стержней m с
. Записывают их в таблицу 2

10. Измеряют радиусы вращения грузов на крестовине R
1
и R
2
и длину стержней l и записывают таблицу 2 (при этом целесообразно измерять расстояния между центрами симметричных грузов 2R
1
и 2R
2
и расстояние
2l
между концами стержней)

Обработка результатов измерений
1.
Находят момент инерции I
1
крестовины с грузами, закрепленными на концах стержней, для чего в формулу (18) подставляют средние значения времени 〈????
1
????
〉 и 〈????
2
????
〉.
2.
Находят момент инерции I
2
крестовины с грузами, закрепленными посредине, для чего подставляют в формулу (18) средние значения времени 〈????
1
????????
〉 и 〈????
2
????????
〉.
3.
Находят теоретические значение моментов инерции, пользуясь формулами
????
1
т
= 4????
0
????
1 2
+
4 3
????
????
????
2
и ????
2
т
= 4????
0
????
2 2
+
4 3
????
????
????
2
Эти формулы используются, так как в первом приближении при l4.
Проводят сравнение экспериментальных и теоретических
(расчетных) значений моментов инерции грузов

1
= ????
1
????
− ????
1
, ∆
2
= ????
2
????
− ????
2


40 5.
Находят относительную ошибку определения момента инерции
????
1
= |
????
1
????
− ????
1
????
1
????
| 100% и ????
2
= |
????
2
????
− ????
2
????
2
????
| 100%
Таблица 1
№ r
(м) h
(м)
????
1
(кг)
????
2
(кг)
Грузы на концах
Грузы на середине
????
1
/
< ????
1
/
>
????
2
/
< ????
2
/
>
????
1
????
1
//
< ????
1
//
>
????
2
//
< ????
2
//
>
????
2 1
2 3
Таблица 2
????
0
(кг)
4
????
0
(кг)
????
1
(м)
????
1
(м)
????
2
(м)
????
1
Т
????
2
Т
????
1
????
2
Контрольные вопросы
1.
Что определяют угловые характеристики вращательного движения – угловой путь, угловая скорость, угловое ускорение?
Как они направлены? Как они связаны с соответствующими линейными характеристиками?

41 2.
В чем смысл динамических характеристик вращательного движения – момента силы, момента импульса, момента инерции, как они направлены? Укажите их аналоги в поступательном движении.
3.
В чем состоит основной закон динамики вращательного движения? Проведите аналогию с соответствующим законом в поступательном движении.
4.
Как применяются законы динамики для составления уравнений движения поступательно движущихся и вращающихся тел?
5.
В чем заключается метод определения момента инерции грузов в работе?
6.
От чего зависит угловое ускорение маятника Обербека, и как оно изменяется в процессе проведения опыта? Каким образом в работе осуществляется изменение вращательных моментов и моментов инерции?

42
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ И
ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ ПАДАЮЩЕГО ШАРИКА
Цель работы
В результате выполнения лабораторной работы студент должен:

знать смысл физических понятий “энергия” и “работа”

содержание закона сохранения энергии;

уметь анализировать превращения энергии в механических процессах на примере падающего шарика

Задание:
1.
Изучить устройство макета установки

метод измерений

применяющийся в работе

2.
Измерить кинетическую и потенциальную энергию падающего шарика

3.
Проанализировать аналитически и графически выполнение закона сохранения энергии

4.
Оценить точность проделанных измерений

Принадлежности: прибор Гримзеля

стальной шарик к нему

масштабная линейка

полосы чистой бумаги

копировальная бумага

весы

Основные теоретические сведения
Универсальной мерой всех форм движения материи является энергия - функция состояния механической системы

определяемая конечными конфигурациями и конечными значениями скоростей


43
???? =
¦
(????, ????, ????, ????
????
, ????
????
, ????
????
). Изменение энергии происходит в процессе силового взаимодействия тела с другими телами

то есть в процессе совершения работы

Таким образом

энергия - это физическая величина

изменение которой равно работе и являющаяся характеристикой работоспособности тела

Действие силы
????⃗ на малом перемещении ????⃗???? (рис

1) характеризуется величиной

равной скалярному произведению ????⃗ на ????⃗????

которую называют элементарной работой d
А = (????⃗????⃗????) = ???????????? ????????????
a
= ????
е
???????? (1)
Работа

совершаемая силой
????
⃗⃗⃗⃗на конечном пути l

равна сумме элементарных работ на отдельных малых участках пути
???? = ∫ ????⃗????⃗???? (2)
Cилу
????⃗

действующую на тело

называют консервативной или
потенциальной

если работа А
12

совершаемая этой силой при перемещении тела из точки 1 в точку 2

не зависит от того

по какой траектории это перемещение произошло

а зависит только от начального и конечного положения тела (от начальной и конечной конфигурации системы)

А
1−2
= А
1−????−2
= А
1−в—2
(3)
Изменение направления движения тела на противоположное вызывает изменение знака работы консервативной силы

поэтому

44 при перемещении тела вдоль замкнутой траектории работа консервативной силы равна нулю
∫ ????⃗????⃗???? = 0 (4)
Из (3) и (4) следует

что работа консервативных сил зависит от конфигурации системы

то есть расположения всех её частей по отношению к системе отсчета

Запас работы

обусловленный конфигурацией системы

представляет собой потенциальную энергию системы

Потенциальная энергия является функцией только её координат

Работа консервативных сил уменьшает потенциальную энергию системы
????
1−2
= ????
п
1
− ????
п
2
= −

????
п
(5)
Примерами консервативных сил являются силы всемирного тяготения

силы упругости

силы электростатического взаимодействия

Силы

не удовлетворяющие условиям (3) и (4)

называются
неконсервативными

Частным случаем неконсервативных сил являются диссипативные силы

под действием которых механическая энергия преобразуется в другие формы движения
(например

в тепловое)

Если на тело действует одновременно несколько сил ????⃗
1
, ????⃗
2
… . . ????⃗
????
то алгебраическая сумма работ

совершаемых всеми этими силами на малом перемещении ????????⃗

равна работе

совершаемой на том же перемещении равнодействующей силой



45
Работу равнодействующей силы можно найти

используя второй закон Ньютона
???? = ????
????????
????????
,и учитывая

что
???????? = ????????????
???? = ∫ ????
????????
????????
???????????? =
????
2
????
1
∫ ???????????????? =
????????
2 2
2
????
1
????
2

????????
1 2
2
(6)
Из (6) видно

что работа равнодействующей силы идет на приращение величины
????
к
=
????????
2 2
(7) выражающей собой запас возможной работы

которую тело может совершить за счет своего механического движения и которая называется кинетической энергией тела

Сумма потенциальной и кинетической энергии системы тел называется полной механической энергией системы

Тела

образующие механическую систему

могут взаимодействовать как между собой

так и с телами

не принадлежащими к данной системе

В соответствии с этим

силы

действующие на тела системы

можно подразделить на внутренние
(с которыми на данное тело действуют остальные тела системы) и внешние (обусловленные действием тел

не принадлежащих системе)

Внутренние силы всегда консервативные

а внешние могут быть как консервативными так и диссипативными

Работа равнодействующей силы изменяет кинетическую энергию системы


46 работа внешних и внутренних консервативных сил изменяет общую потенциальную энергию системы

работа диссипативных сил изменяет полную механическую энергию системы

Эти изменения связаны соотношением
????????
к
= −????????
рвз
− ????????
рвн
+ ????????
нк
(8) или
????(????
к
+ ????
рвз
+ ????
рвн
) = ????
нк
(9)
Если в системе действуют только консервативные силы

????????
нк
= 0 и
????
к
+ ????
рвз
+ ????
рвн
= ????
к
+ ????
????
= ???????????????????? (10)
Полная механическая энергия системы тел

на которые действуют только консервативные силы

остается постоянной
(закон сохранения механической энергии)

В случае действия неконсервативных сил механическая энергия системы уменьшается: происходит диссипация (рассеяние) энергии

но появляется эквивалентное количество энергии других видов

Энергия никогда не исчезает и не появляется вновь

она лишь превращается из одного вида в другой (всеобщий закон сохранения энергии)

Описание лабораторной установки и метода измерений
Схема установки (прибора
Гримзеля) приведена на рис 2

На горизонтальной доске укреплены вертикальные стойки

К стойкам
Н


47 прикреплено на легком бифилярном подвесе медное кольцо так

что при вертикальном положении подвеса отверстие кольца совпадает с отверстием в прикрепленной к этим стойкам поперечной пластине (М)

На стойке укреплена металлическая дуга (Д)

по которой перемещается электромагнит (ЭМ)

Ток в обмотке электромагнита включается и выключается тумблером (К)

Источником питания электромагнита служит выпрямитель

Подвес должен быть легким

чтобы кольцо и вставленный в него шарик можно было считать двумя совпадающими друг с другом материальными точками

Если кольцо с шариком отвести в сторону до соприкосновения с электромагнитом в положение А

то электромагнит удержит шарик в этом положении

При размыкании тока в цепи электромагнита шарик придет в движение по траектории

обозначенной пунктиром АВС

По дуге окружности АВ движение шарика

удерживаемого трением в кольце

является вращательным

так как перпендикулярное к плоскости рисунка сечение его поворачивается на угол

равный углу отклонения подвеса

Но этим можно пренебречь

Выскользнув из кольца в точке В

шарик двигается далее поступательно по параболе

Перемещением электромагнита по дуге можно менять высоту h
1
поднятия шарика

В точке А шарик обладает потенциальной энергией
????
????1
= ????????ℎ
1
(13)

48
В точке В - потенциальной энергией
????
????2
= ????????ℎ
2
(14)
На пути АВ произошло уменьшение потенциальной энергии шарика на
∆????
????2
= ????
????1
− ????
????2
= ????????(ℎ
1
− ℎ
2
) (15)
Одновременно шарик приобрел кинетическую энергию
????
к
=
????????
2 2
(16) где ???? - скорость шарика в точке В

которую можно найти

рассмотрев движение шарика по параболе ВС

Так как в этой работе сила сопротивления воздуха пренебрежимо мала по сравнению с силой тяжести шарика

то это движение можно считать результатом сложения двух движений - равномерного в горизонтальном направлении со скоростью v и равноускоренного в вертикальном направлении с ускорением
g


В точке В вертикальная составляющая скорости равна нулю

Тогда время движения шарика по траектории ВС равно времени его свободного падения по вертикали ВВ
1
:
???? = √
2ℎ
2
????
(17)
Определив время движения t и горизонтальное перемещение l

можно вычислить горизонтальную составляющую скорости

которая остается постоянной и равной скорости шарика
???? =
????
????
=
????

2ℎ
2
????
(18)