Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Бытие и материя

Проблема бытия. Философское понятие материи. Движение как философская категория. Основные формы движения. Пространство и время как формы существования материи. Философское значение теории относительности А.Эйнштейна.
Бытие - одна из основных философских категорий. Учение о бытии называется онтологией. Бытие означает существование, реальность окружающего нас мира. Ввел эту категорию в философию греческий философ Парменид, понимая под бытием все то, что имеется за миром чувственных вещей, оно есть вся полнота совершенств, среди которых Истина, Добро, Благо. Он считал, что бытие вечно, едино, неделимо, неподвижно, находится вне пространства и времени.

В средние века только Бог считался подлинным бытием. Начиная с Декарта, человек, его жизнь стали восприниматься как единственное подлинное бытие.

Выделяются следующие формы бытия: 1) бытие вещей, процессов, состояний природы; 2) бытие вещей, процессов, произведенных человеком; 3) бытие человека; 4) бытие духовного (идеального); 5) бытие социального.

Одной из фундаментальных категорий философии является понятие материи. Первые древнегреческие материалисты полагали, что материя есть вполне определенная конкретная субстанция (первооснова), из которой состоят все тела. Фалес полагал, что этой субстанцией является вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Позднее Ньютон мерой материи считал массу.

Достижения науки, особенно открытие электрона, массы которого изменяется, показали, что сводить материю к массе ошибочно.

Материя есть объективная реальность, существующая вне сознания и отражаемая им.

Современная наука установила сложную системную организацию материи, выделив несколько уровней. Исходный, глубинный уровень – элементарные частицы, которых насчитывают более трехсот. Второй уровень – ядерный, третий – атомный. В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень – молекулярный. За молекулами следует уровень макротел и космический уровень.

Неотьемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение. Под движением в философии понимается любое изменение. Свойствами движения являются: противоречивость (движение есть единство покоя и изменения), абсолютность (движение обладает всеобщим характером), относительность (оно проявляется только через конкретные и преходящие формы),
материальность (всегда имеется материальный носитель движения), объективность (оно независимо от сознания), неуничтожимость.

Первую классификацию форм движения материи дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения: механическую, свойственную телам; физическую – молекулам; химическую – атомам; биологическую – белковым телам; социальную – человеческому обществу.

Все материальные тела существуют в пространстве и во времени. Пространство – философская категория для выражения сосуществования объектов, их протяженности и взаимного расположения. Время – форма бытия, которая характеризует последовательность событий и их длительность. Пространство имеет три измерения, время одно. Свойствами пространства и времени являются абсолютность, относительность, объективность, материальность.

Существуют два взгляда на природу пространства и времени: субстанциональный и реляционный. При первом пространстве и время рассматриваются как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Подобную точку отстаивал И.Ньютон. Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами, вне которых они не существуют. Представителем этой точки зрения являлся Лейбниц.

Специальная теория относительности, созданная А.Эйнштейном в 1905 г., во-первых, выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство – время; во-вторых, показала относительность пространства и времени, их зависимость от скорости движения системы (при увеличении скорости размеры тел сокращаются, а время замедляется). Общая теория относительности показала зависимость пространства и времени от материи, в частности от такого ее свойства, как масс. Вблизи больших масс происходит искривление пространства и замедление хода времени.
Тема 4. Сознание
Определение сознания. Взаимоотношения материи и сознания. Особенности сознания. Элементы сознания. Мышление и язык.
Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающих высший уровень духовной активности человека как социального существа. Выделяют следующие аспекты сознания: а) гносеологический - сознание есть отражение объективной действительности; б)

генетический - сознание возникает в в результате развития материи, которое ведет к образованию все более сложных и высокоорганизованных материальных систем и на определенной ступени порождает человека и человеческое общество; в) социальный: сознание есть социальное явление, он формируется у человека только в условиях общественной жизни; г) психофизиологический - сознание представляет собой продукт деятельности человеческого мозга; д) функциональный - сознание проявляется в процессах и продуктах деятельности человека.

Сознание - это способность отражать объективный мир и себя самого в идеальных образах и на этой основе управлять своей деятельностью.

Идеалисты считают, что сознание творит мир, материалисты считают сознание вторичным по отношению к материи. Это означает, что, во-первых, сознание возникает только на определенной стадии развития материи; во-вторых, сознание вторично по отношению к своему субстрату – мозгу; в-третьих, сознание вторично по отношению к объективному миру, который оно отражает.

Материализм рассматривает сознание как особый вид отражения. Свойством отражения обладает вся материя. Отражение – это воспроизведение одного объекта в структуре другого. Усложнению форм движения материи отвечает и усложнение видов отражения. Простым материальным объектом соответствует физическая форма отражения. Например, гранит, разрушаясь, превращается в песок. С возникновением жизни появляются биологические формы отражения. Самая простая из них – раздражимость – способность всего живого отвечать на воздействия внешней среды определенной избирательной реакцией. У животных, имеющих нервную систему, возникает чувствительность иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов.

Реакция организма на внешние воздействия называется рефлексом. Как показал И. Павлов, существует два вида рефлексов – условные и безусловные. Безусловные рефлексы – это врожденные устойчивые реакции организма. Условные рефлексы возникают у животных при определенных условиях и обеспечивают более гибкое их поведение.

Следующий этап развития психики – это возникновение человеческого сознания. Для человеческого сознания характерны такие особенности, как предметность, целенаправленность, оценочность, коммуникативность, рефлексивность. Минимум личности как носителя сознания достигается в 3 года, социально-зрелой личность становится в 16 лет.


Человек имеет животное происхождение. Наиболее распространенный является трудовая концепция происхождения и развития человека, данная Ф. Энгельсом.

В настоящее время выделяются следующие ступени развития человека: австралопитек (жил 4,5 млн – 1 млн лет тому назад, объем головного мозга 450 см3), homo habilis (жил 2,5 – 1 млн лет тому назад, объем головного мозга 725 см3 ), homo erectus (жил 1,6 – 0,2 млн лет тому назад, объем головного мозга 1000 см3), homo neandertalensis (жил 0,3 – 0,03 млн лет тому назад, объем головного мозга 1500 см3 ), homo sapiens (живет с 0,1 млн лет тому назад по настоящее время, объем головного мозга 1400 см3 ).

Родиной человечества является Африка, в России первые люди - неандертальцы.

Решающую роль в развитии сознания сыграл труд. Приступая к делу, человек мысленно уже представлял его результат и пути его достижения. Изготовление орудий труда предполагает, что человек осознавал не не только прямую, но и опосредованную связь между своими действиями и явлениями внешнего мира. И чем сложнее орудия труда, тем более отдаленные связи выявлял человек.

Одновременно с мышлением возникает язык. Причина его возникновения состоит в том, что надо было закреплять, обозначать в понятиях знание окружающей человека действительности. Другая причина возникновения языка лежит в общественном характере производства. Постепенно выработалась членораздельная речь, и язык явился важнейшим средством общения, обмена мыслями между людьми. Труд и членораздельная речь становится двумя главными факторами, под влиянием которых совершенствуется мозг человека.

При помощи языка мысль облекается в материальную оболочку, и благодаря этому мысли могут передаваться от человека к человеку. Поэтому язык – это и средство общения, и орудие мышления. В этом единство языка и мышления. Различие между языком и мышлением состоит в том, что функция первого состоит в общении, а второго – в познании. Кроме того, речь может и не нести никакой мысли; язык более консервативен, чем мышление; язык носит национальный характер, а законы мышления интернациональны.
Тема 5. Диалектика
Философское учение о развитии. Концепции развития: диалектическая и метафизическая. Формы метафизического мышления. Основные законы диалектики. Категории диалектики.
Диалектика – это учение о наиболее общих видах связи и развития природы, общества и мышления. Основные принципы диалектики: принцип связи и принцип развития. Под категорией «связь» понимается зависимость одного объекта от другого в каком-либо отношении.
Диалектика изучает наиболее общие связи, такие как причинные, пространственные, временные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые и обратные и т.п.

Развитие – необратимое, направленное изменение объекта. Выделяется три вида развития: прогрессивное, регрессивное и одноплоскостное. Прогрессивное развитие ведет от низшего к высшему, к структурному и функциональному усложнению объекта. Регрессивное развитие – это переход от высшего к низшему, упрощение распад объекта. Одноплоскостным называется такое изменение объекта, которое не ведет к существенному усложнению или упрощению объекта.

Существует две концепции развития: диалектическая и метафизическая.

Метафизическая концепция понимает развитие как уменьшение или увеличение, как движение по кругу. Источник развития метафизика видит в действии внешних сил. Формами метафизического мышления являются: механицизм, сведение всего многообразия мира к механике, а в более общем случае – высшего к низшему, сложного к простому; догматизм – приверженность к ранее принятым положениям (догмам), даже опровергнутым; эклектика – беспринципное смешение разнородных идей, взглядов, теорий; софистика – формально правильные, но ведущие к ложным выводам заключения.

Закон – это выражение существенной, необходимой, общей, устойчивой связи явлений. По степени общности законы подразделяются на частные, общие и всеобщие. Последние и изучает диалектика. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей составляет суть, ядро диалектики – он вскрывает источник развития. Все объекты в мире содержат противоположные стороны. Противоположности – это такие стороны, силы и тенденции, которые взаимополагают и взаимоотрицают друг друга. Наличие в предмете противоположных сторон называется противоречием. Противоречие приводит к изменению предмета и к его отрицанию.

Суть этого закона состоит в том, что все объекты в мире содержат противоположные стороны. Они находятся в состоянии единства, взаимообуславливает друг друга, а также в состоянии борьбы, отрицают друг друга. Это диалектическое противоречие приводит к изменению предмета и к его отрицанию. Виды противоречий многообразны: внутренние и внешние; противоречия, присущие отдельным формам движения материи; большая группа социальных противоречий.