ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не может решить некоторые задачи, необходимые обществу (содержание армии, регулирование законодательства и др). Государство может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (уменьшить слишком большие различия в уровне благосостояния граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).
Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов.
Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.
Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.
Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объему набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.
Как правило, в странах со смешанной экономической системой государство несет расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата.
ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Государству принадлежит часть общественного (национального) богатства, через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины оно формулирует основные условия действия частного капитала, через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
В качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей.
При реализации функции эффективности государство должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.
Выполнение государством функции справедливости связано с существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях. Определенные категории людей не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды), поэтому общество должно о них позаботиться. Для этого осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения.
Перед государством в экономике стоят СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда рыночная конкуренция не дает удовлетворительного решения существующих проблем. Например, сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.).
Выполнение государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые используются при воздействии на экономику
Объектом государственного регулирования может быть национальная экономика в целом, отдельная отрасль экономики, регион, проблема, ситуация, явление, фирма.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Важнейшими задачами являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Осуществление данной фвункции должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА Второй важнейшей функцией государства является социальная. Государство должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того действует система обязательного социального страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.
Выделяют следующие МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
Прямые методы - управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие при помощи законодательных актов и нормативов, которые принимаются государством.
Косвенные методы - использование бюджета и денежной массы для изменения поведения экономических субъектов. Основными способами косвенного регулирования являются фискальная политика (проводимая путем манипулирования государственными доходами и расходами) и денежная политика (проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы).
Прямые (административные) методы непосредственно ограничивают, запрещают или разрешают субъектам определенные действия. Правительство непосредственно (прямо) вмешивается в рыночный механизм через:
а) принятие законов и других нормативных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов;
б) трансфертные платежи, с помощью которых перераспределяются доходы государства в форме налогов, определенным слоям общества по социальному страхованию и т.д.;
в) государственные закупки товаров и услуг.
Административные меры оказываются действенными в решении таких вопросов, как:
- противодействие монополиям через специальное антимонопольное законодательство;
- обеспечение социальных стандартов (гарантия минимальной заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня, минимальная продолжительность отпуска и т.д.);
- обеспечение качества товаров через систему обязательной стандартизации и сертификации продукции;
- производство общественных благ (национальная оборона, содержание суда, органов прокуратуры и т.д.);
- защита национальных интересов в мировом хозяйстве (лицензирование внешнеэкономической деятельности, квотирование и т.д.)
Косвенные (экономические) методы изменяют среду, условия, в которых находятся субъекты, и за счет этого побуждают их изменить поведение, цели в своей деятельности.
Воздействие на поведение хозяйствующих субъектов осуществляется с помощью кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, валютной политики государства.
Считается, что косвенные методы лучше вписываются в рыночный механизм, так как не ограничивают, а расширяют свободу выбора субъекта.
Государственное регулирование осуществляется в ДВУХ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
принципы
государственного вмешательства в экономику:
- исключать любые действия, разрывающие связи внутри рыночного механизма;
- влиять на поведение субъектов преимущественно косвенными методами;
- использовать косвенные методы осторожно, не подменяя и не заменяя рыночные стимулы;
- помнить, что все методы государственного воздействия оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономические процессы.
ФИАСКО ГОСУДАРСТВА
ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. На самом деле ошибочной является процедура голосования.
Более того, довольно часто процедура голосования не позволяет сделать согласованный вывод.
Парадокс голосования не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддается манипулированию.
Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъюнктурных факторов, мешающих принятию справедливых и эффективных законопроектов.
Демократия не сводится только к процедуре голосования, гарантом демократических решений должны быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы.
В работе Нисканена, посвященной бюрократии, приводится список возможных целей бюрократа:
жалование, различные приработки,
общественное положение,
власть,
покровительство высших чинов,
результаты работы учреждения,
легкость осуществления изменений,
легкость управления учреждением
Предполагается, что все, кроме двух последних, имеют положительную связь с размером бюджета. Таким образом, бюрократ максимизирует бюджет. Предполагается, что только бюрократы располагают информацией об издержках производства услуг в их ведомствах. Это знание дает им власть над парламентом и, в конечном счете, избирателями и позволяет им, действую по принципу или так или вообще никак, подбирать такие комбинации выпуска и бюджета подразделения, которые приносят им доходы сверх того, что они получали бы от спонсоров, если бы последние знали действительную функцию издержек данного подразделения. В предельном случае, подразделение может поглотить весь потребительский излишек спонсоров, если будет принят бюджет, в два раза превосходящий оптимальный размер.
Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов.
Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.
Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.
Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объему набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.
Как правило, в странах со смешанной экономической системой государство несет расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата.
ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Государству принадлежит часть общественного (национального) богатства, через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины оно формулирует основные условия действия частного капитала, через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
В качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей.
При реализации функции эффективности государство должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.
Выполнение государством функции справедливости связано с существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях. Определенные категории людей не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды), поэтому общество должно о них позаботиться. Для этого осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения.
Перед государством в экономике стоят СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
- защита свободы индивидуального выбора людьми той иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;
- гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
- использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;
- осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;
- поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;.
Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда рыночная конкуренция не дает удовлетворительного решения существующих проблем. Например, сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.).
Выполнение государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые используются при воздействии на экономику
Объектом государственного регулирования может быть национальная экономика в целом, отдельная отрасль экономики, регион, проблема, ситуация, явление, фирма.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Важнейшими задачами являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Осуществление данной фвункции должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА Второй важнейшей функцией государства является социальная. Государство должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того действует система обязательного социального страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.
Выделяют следующие МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
Прямые методы - управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие при помощи законодательных актов и нормативов, которые принимаются государством.
Косвенные методы - использование бюджета и денежной массы для изменения поведения экономических субъектов. Основными способами косвенного регулирования являются фискальная политика (проводимая путем манипулирования государственными доходами и расходами) и денежная политика (проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы).
Прямые (административные) методы непосредственно ограничивают, запрещают или разрешают субъектам определенные действия. Правительство непосредственно (прямо) вмешивается в рыночный механизм через:
а) принятие законов и других нормативных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов;
б) трансфертные платежи, с помощью которых перераспределяются доходы государства в форме налогов, определенным слоям общества по социальному страхованию и т.д.;
в) государственные закупки товаров и услуг.
Административные меры оказываются действенными в решении таких вопросов, как:
- противодействие монополиям через специальное антимонопольное законодательство;
- обеспечение социальных стандартов (гарантия минимальной заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня, минимальная продолжительность отпуска и т.д.);
- обеспечение качества товаров через систему обязательной стандартизации и сертификации продукции;
- производство общественных благ (национальная оборона, содержание суда, органов прокуратуры и т.д.);
- защита национальных интересов в мировом хозяйстве (лицензирование внешнеэкономической деятельности, квотирование и т.д.)
Косвенные (экономические) методы изменяют среду, условия, в которых находятся субъекты, и за счет этого побуждают их изменить поведение, цели в своей деятельности.
Воздействие на поведение хозяйствующих субъектов осуществляется с помощью кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, валютной политики государства.
Считается, что косвенные методы лучше вписываются в рыночный механизм, так как не ограничивают, а расширяют свободу выбора субъекта.
Государственное регулирование осуществляется в ДВУХ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц;
- регулирование финансово-экономическими методами развития национального хозяйства, общественного производства. Центральное место в комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
принципы
государственного вмешательства в экономику:
- исключать любые действия, разрывающие связи внутри рыночного механизма;
- влиять на поведение субъектов преимущественно косвенными методами;
- использовать косвенные методы осторожно, не подменяя и не заменяя рыночные стимулы;
- помнить, что все методы государственного воздействия оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономические процессы.
ФИАСКО ГОСУДАРСТВА
ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. На самом деле ошибочной является процедура голосования.
Более того, довольно часто процедура голосования не позволяет сделать согласованный вывод.
Парадокс голосования не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддается манипулированию.
Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъюнктурных факторов, мешающих принятию справедливых и эффективных законопроектов.
Демократия не сводится только к процедуре голосования, гарантом демократических решений должны быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы.
В работе Нисканена, посвященной бюрократии, приводится список возможных целей бюрократа:
жалование, различные приработки,
общественное положение,
власть,
покровительство высших чинов,
результаты работы учреждения,
легкость осуществления изменений,
легкость управления учреждением
Предполагается, что все, кроме двух последних, имеют положительную связь с размером бюджета. Таким образом, бюрократ максимизирует бюджет. Предполагается, что только бюрократы располагают информацией об издержках производства услуг в их ведомствах. Это знание дает им власть над парламентом и, в конечном счете, избирателями и позволяет им, действую по принципу или так или вообще никак, подбирать такие комбинации выпуска и бюджета подразделения, которые приносят им доходы сверх того, что они получали бы от спонсоров, если бы последние знали действительную функцию издержек данного подразделения. В предельном случае, подразделение может поглотить весь потребительский излишек спонсоров, если будет принят бюджет, в два раза превосходящий оптимальный размер.