Файл: Навуковыя публікацыіЭкономическая безопасность и устойчивое.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 5/706 май 2022
Навуковыя публікацыі
санкций для денежных потоков компаний могут усугубляться возрастанием стоимости кредита и ограничений доступа к нему из-за институцио- нальной слабости кредитного рынка, поскольку банки ощущают увеличение кредитного риска.
Учитывая краткосрочный характер основной ча- сти банковских депозитов, высокую степень нео- пределенности в отношении стабильности депо- зитной базы и долгосрочный характер кредитов, возрастает также риск ликвидности, особенно в случае отсутствия рынка формирования долго- срочных долговых обязательств и рынка для при- влечения акционерного капитала [14].
Ограничение доступа к зарубежным платеж- ным системам и банкам затрудняет выплаты по внешним обязательствам перед иностранными кредиторами, что становится причиной платеж- ного дефолта и серьезно подрывает кредитную репутацию государства. Даже после преодоления санкционные шоки продолжают бросать тень на национальную экономику, ослабляя общую ма- кродинамику.
В условиях снижения доходов в результате санкций предприятия вынуждены сокращать свои расходы. Зачастую под удар попадают инвести- ции в научные и маркетинговые исследования, а также технические разработки [5]. Однако если организации не имеют достаточных финансо- вых возможностей для НИОКР и маркетинговой деятельности, они теряют свою конкурентоспо- собность. Постепенное ухудшение финансовых показателей из-за снижения качества товаров и услуг неизбежно приведет к сокращению объемов производства и рабочих мест.
Несмотря на то, что санкции наносят ущерб экономическому потенциалу подсанкционной страны, на уровне фирм и видов деятельности все не так однозначно. «Стратегическая» не- определенность более высока в отношении сти- мулов и доходности долгосрочных инвестиций, что препятствует крупномасштабным вложе- ниям в капиталоемкие проекты с длительными сроками реализации и грозит технологической деградацией экономике. Однако неблагопри- ятное воздействие этой неопределенности на более мелкие инвестиционные проекты суще- ственно ниже. Так, рентабельность жилищного строительства менее уязвима для рыночных потрясений. Кроме того, фирмы могут при- способиться к новым условиям, изменяя биз- нес-процессы, выпуская новые виды товаров и услуг, внедряя инновации. Например, Ф. Амодио и М. Ди Майо [3] показывают, что вызванные палестино-израильским конфликтом перекосы в доступности рынков для импортных материа- лов вынуждали производственные компании на
Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа заменять импортные материалы материалами отечественного производства, что снижало сто- имость выпускаемой продукции.
Вставка 2
Негативное влияние экономических санкций
на продолжительность жизни людей
Негативное влияние экономических санкций на продолжительность жизни людей можно объяс- нить несколькими ключевыми причинами. Во-первых, ограничения на импорт, которые влекут за со- бой ограничения на поставку конечных потребительских товаров и материалов для производства, в том числе предназначенных для медицинского использования, таких как лекарства, машины скорой помощи, медицинское оборудование, наносят значительный ущерб инфраструктуре здравоохранения целевых стран. Неблагоприятные последствия для инфраструктуры здравоохранения могут иметь место, даже если товары медицинского назначения исключены из санкционного списка. Косвенный эффект проявляется за счет увеличения общего уровня закупочных цен на товары и материалы для отрасли здравоохранения. Вторая причина связана с государственными расходами на здравоохра- нение. Поскольку государственные расходы основаны на налоговых поступлениях, снижение послед- них, а также общего дохода экономики ограничивает финансовые возможности государства и вы- нуждает правительство сокращать расходы на услуги общественного здравоохранения. Третья при- чина связана с увеличением себестоимости и цен частных медицинских услуг. Более высокие цены приводят к ограничению доступа части населения к частной медицинской помощи. Это, как правило, более уязвимые члены общества – малообеспеченные, женщины, дети и пожилые люди. Четвертая причина заключается в том, что более низкий доход создает стимулы к выполнению работ с тяжелы- ми или небезопасными условиями труда.
Примечание. Составлено на основе [17].


16
Банкaўскi веснiк
Навуковыя публікацыі
Рыночный спрос, конкуренция и инновации выступают ключевыми каналами, влияющими на доходы фирм, и изменение доходов не является однородным. С одной стороны, санкции в боль- шей степени негативно влияют на прибыльность фирм с политическими связями, чем обычных фирм. В исследовании [9] авторы установили, что в Иране фирмы, подвергшиеся финансовым санкциям, уменьшали долю заемных средств и увеличивали свои денежные запасы, чтобы спра- виться с возросшими рисками. С другой сторо- ны, рыночное положение части производителей улучшается, потому что некоторые конкуренты уходят с рынка, иностранные компании покидают подсанкционную страну, создавая пространство для оставшихся производителей. Новые возмож- ности для инвестиций возникают, как правило, в частном секторе услуг в сфере ремонта, образо- вания, здравоохранения и т. д. Кроме того, из-за сокращения рабочих мест в государственном секторе в условиях кризиса все больше молоде- жи и женщин обращаются к предприниматель- ству. Как следствие, стремление выжить делает бизнес более устойчивым и инновационным, обе- спечивая экономике хорошую основу для пост- кризисного роста.
Результаты эмпирических исследований так- же свидетельствуют, что при отсутствии закон- ных возможностей решить финансовые пробле- мы с целью выжить фирмы прибегают к исполь- зованию нелегальных способов ведения бизнеса
[6], что ведет к расширению теневого сектора, усугублению коррупции, увеличивает риски от- мывания денег и финансирования терроризма
(ОД/ФТ). В свою очередь, рост коррупции, рисков
ОД/ФТ снижает доверие инвесторов к экономи- ке и ее потенциалу долгосрочного роста. Также санкции могут ухудшать экологические показате- ли государства [18]. Кроме того, все вышепере- численные социально-экономические проблемы в совокупности могут вызывать социальные кон- фликты, которые обусловливают новые угрозы жизни людей [17].
Вместе с тем последствия в значительной сте- пени неоднородны для стран, на которые распро- страняются санкции, с точки зрения их устойчиво- го развития. Уровень развития финансового рын- ка и институциональное качество стран, подверг- шихся санкциям, критически влияют на эффект от санкционных ограничений. Как показывают ре- зультаты исследования, негативные последствия санкций можно частично ослабить, если в стране есть здоровая хорошо функционирующая финан- совая система с развитым финансовым рынком, которая может помочь мобилизовать различные финансовые источники для смягчения экономи- ческих трудностей, вызванных санкциями, и избе- жать финансового кризиса [17].
В то время как санкции повышают неопреде- ленность и стоимость финансовых услуг (аккре- дитивов, гарантий, займов и др.), увеличивают издержки и сроки трансграничных денежных переводов и банковских операций, активация стимулов для углубления и развития внутрен- него финансового рынка могла бы облегчить доступ частного сектора к безынфляционным и недолговым источникам финансирования ин- вестиций в машины и оборудование, нематери- альные активы, а также создание новых рабочих мест [4; 15; 16]. Исследование с применением метаанализа [24] показало, что структура фи- нансового развития крайне важна для экономи- ческого роста. Развитие, основанное на рынке акций, дает более сильный положительный эффект экономического роста, чем банковский кредит. То, что организации в большей степени полагаются на собственный капитал (как нацио- нального, так и иностранного происхождения), а не на банковский кредит, делает экономику более устойчивой к потрясениям [2]. С другой стороны, чрезмерная зависимость от долговых инструментов, наоборот, часто рассматривается как фундаментальный фактор уязвимости фи- нансовой системы. Долговые контракты требу- ют регулярных платежей независимо от положе- ния заемщика и, следовательно, более склонны вызывать финансовые затруднения [12].
Более развитый финансовый сектор способ- ствует более эффективному распределению ресурсов, уменьшению риск-премий и росту организованных сбережений, что ведет к сниже- нию естественной процентной ставки [21]. Кроме того, хорошо развитый финансовый рынок мог бы содействовать трансформации сбережений населения в наличной иностранной валюте в при- быльные частные инвестиции, а также помочь правительству изыскать более дешевые ресурсы для финансирования бюджетных расходов с це- лью минимизации негативных социально-эконо- мических последствий санкций.
В Иране в условиях международной финансо- вой блокады отечественный фондовый рынок стал одним из амортизаторов санкционных шоков. Он позволил как частным, так и государственным компаниям иметь доступ к финансированию во время экономического кризиса, поддержал воз- росший спрос на доходы частных инвесторов и через вложения в акции национальных компаний помог инвесторам защитить свои накопления от обесценивания. Стоимость торгуемых акций на фондовой бирже выросла в Иране с 8,9% ВВП в
2018 г. до 241,2% ВВП в 2020 г., а коэффициент оборачиваемости фондового рынка (отношение общей стоимости акций, торгуемых в течение го- да, к среднегодовой рыночной капитализации) – с
18,3% до 38% соответственно [25]. Общий индекс


17 5/706 май 2022
Навуковыя публікацыі
Тегеранской фондовой биржи TEDPIX, на которой торгуются ценные бумаги иранских компаний, вырос за последние 4 года (с мая 2018 г. по май
2022 г.) более чем в 13 раз [13]. Несмотря на воз- росшую волатильность индекса с 2019 г. из-за влияния спекулятивного фактора, который при- вел к обвалу на рынке акций в середине 2020 г.,
TEDPIX остался значительно выше своих средних значений 2016–2018 гг.
Что касается качества рыночных институтов, то чем оно выше, тем лучше экономика может справляться с ограничениями, связанными с экономическими санкциями. Санкции вызывают искажение стимулов как для производителей, так и для потребителей и тем самым обусловливают снижение эффективности распределения ресур- сов в экономике. В этой связи положительный вклад институционального фактора в работу экономики обеспечивается государством за счет поддержания благоприятной деловой среды, стимулирования частного сектора, обеспечения эффективного функционирования рынков и госу- дарственного регулирования. Крепкие рыночные институты также помогают странам, находя- щимся под санкциями, поддерживать деловую активность благодаря обеспечению стабильной политической среды и правопорядка [17]. При этом важно понимать, что частный сектор состо- ит не только из организаций с частной формой собственности. Отдельные лица и домохозяйства также действуют как частные экономические субъекты, продавая свой труд, потребляя товары и услуги, осуществляя сбережения и инвестиции.
Этот аспект должен обязательно учитываться при выработке мер политики – крайне важно обеспе- чить продуктивное взаимодействие государства с частным сектором для минимизации негативных эффектов экономических санкций.
***
Резкое обострение геополитической ситуации в регионе и введение государствами Запада в отношении Беларуси беспрецедентных экономи- ческих санкций кардинально изменили внешние условия хозяйствования страны. Новые угрозы для национальной безопасности и устойчивого развития государства актуализировали задачи по совершенствованию мер экономической полити- ки, пространство для реализации которой в усло- виях высоких инфляционных и девальвационных ожиданий ограничено.
Обзор зарубежных эмпирических исследова- ний показал, что наличие развитого финансового сектора, основанного на глубоком фондовом рын- ке (прежде всего рынке акций), рыночных институ- тов и сильного частного сектора помогает стране, находящейся под действием международных санкций, снижать вероятность макрофинансовой нестабильности, технологического регресса и ухудшения качества жизни граждан. Авторы пред- лагают использовать данные результаты для обо- снования мер политики в сфере экономической безопасности и устойчивого развития Республики
Беларусь.
Материал поступил 31.05.2022.
Библиографический список
1. Afesorgbor, S.K. The Impact of Economic Sanctions on Income Inequality of Target States / S.K. Afesorgbor, R. Mahadevan // World
Development. – 2016. – Vol. 83. – P. 1–11.
2. Ahrend, R. International Capital Mobility and Financial Fragility – Part 1. Drivers of Systemic Banking Crises: The Role of Bank-Balance-
Sheet Contagion and Financial Account Structure / R. Ahrend, A. Goujard // OECD Economics Department. – OECD Publishing, 2012. –
Working Paper. – № 902. – 45 p.
3. Amodio, F. Making Do With What You Have: Conflict, Input Misallocation and Firm Performance / F. Amodio, M. Di Maio // Economic
Journal, Royal Economic Society. – 2018. – Vol. 128, iss. 615. – P. 2559–2612.
4. Beck, T. Finance and the Sources of Growth / T. Beck, R. Levine, N. Loayza // Journal of Financial Economics. – 2000. – Vol. 58 (1–2). –
Р. 261–300.
5. Cheratian, I. Survival Strategies under Sanctions: Firm-Level Evidence from Iran / I. Cheratian, S. Goltabar, M.R. Farzanegan // Munich
Society for the Promotion of Economic Research – CESifo. – February, 2022. – Working Paper. – № 9568. – 28 p.
6. Drezner, D.W. Sanctions Sometimes Smart: Targeted Sanctions in Theory and Practice / D.W. Drezner // International Studies Review. –
2011. – Vol. 13, iss. 1. – P. 96–108.
7. Frequently-Asked Questions on Russia-Ukraine War [Electronic resource] / International Monetary Fund. – Mode of access: https://www.
imf.org/en/About/FAQ/russia-ukraine#Q7%20Do%20you%20think%20the%20conflict%20has%20raised%20the%20specter%20of%20
stagflation%20for%20the%20U.S.%20and%20globally?. – Date of access: 11.05.2022.
8. Gharibnavaz, M.R. A Computable General Equilibrium Model of International Sanctions in Iran / M.R. Gharibnavaz, R. Waschik // The World
Economy. – 2018. – Vol. 41, iss. 1. – P. 287–307.
9. Ghasseminejad, S. The Impact of Financial Sanctions: The Case of Iran / S. Ghasseminejad, M.R. Jahan-Parvar // Journal of Policy
Modeling. – 2021. – Vol. 43, iss. 3. – P. 601–621.
10. Global Financial Stability Report: Shockwaves from the War in Ukraine. Test the Financial System’s Resilience / International Monetary
Fund. – Washington, DC: International Monetary Fund, 2022. – 104 p.
11. Gutmann, J. Sanctioned to Death? The Impact of Economic Sanctions on Life Expectancy and its Gender Gap / J. Gutmann,
M. Neuenkirch, F. Neumeier // The Journal of Development Studies. – 2021. – Vol. 57, iss. 1. – P. 139–162.


18
Банкaўскi веснiк
Навуковыя публікацыі
12. Henry, P.B. Capital Account Liberalization: Theory, Evidence, and Speculation / P.B. Henry // Journal of Economic Literature. – 2007. –
Vol. 45, iss. 4. – P. 887–935.
13. Iran TEDPIX Stock Market Index [Electronic resource] / Trading economics. – Mode of access: https://tradingeconomics.com/iran/stock- market. – Date of access: 30.05.2022.
14. Kanaan, O. Private Investment Under Uncertainty in the West Bank and Gaza Strip / O. Kanaan // The Economy of West Bank and Gaza:
Recent Experience, Prospects, and Challenges to Private Sector Development. – International Monetary Fund, 1998. – Ch. 3. – P. 14–28.
15. King, R.G. Finance and Growth: Schumpeter Might Be Right / R.G. King, R. Levine // The Quarterly Journal of Economics. – 1993. –
Vol. 108, iss. 3. – P. 717–737.
16. Levine, R. Stock Markets, Banks, and Economic Growth / R. Levine, S. Zervos // The American Economic Review. – 1998. – Vol. 88, iss. 3. – P. 537–538.
17. Le Thanh Ha. An investigation of relationship between global economic sanction and life expectancy: do financial and institutional system matter? / Le Thanh Ha, Pham Xuan Nam // Development Studies Research. – 2022. – Vol. 9, iss. 1. – P. 48–66.
18. Madani, K. Have International Sanctions Impacted Iran’s Environment? / K. Madani // World. – 2021. – Vol. 2. – P. 231–252.
19. Neuenkirch, M. The Impact of UN and US Economic Sanctions on GDP Growth / M. Neuenkirch, F. Neumeier // European Journal of
Political Economy. – 2015. – Vol. 40. – P. 110–125.
20. Neuenkirch, M. The Impact of US Sanctions on Poverty / M. Neuenkirch, F. Neumeier // Journal of Development Economics. – 2016. –
Vol. 121. – P. 110–119.
21. Perrelli, R. Time-Varying Neutral Interest Rate – The Case of Brazil / R. Perrelli, S.K. Roache // International Monetary Fund, 2014. –
Working Paper. – № 14/84. – 32 p.
22. SDG Dashboards and Trends: Belarus [Electronic resource] / Sustainable Development Report. – Mode of access: https://dashboards.
sdgindex.org/profiles/belarus. – Date of access: 11.05.2022.
23. The Global Bank Stress Test [Electronic resource] / X. Ding [et al.] // International Monetary Fund. – DP/2022/009. – Washington, DC: IMF,
April, 2022. – 40 p. – Mode of access: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/DP/2022/English/GBSTEA.ashx. – Date of access:
11.05.2022.
24. Valickova, P. Financial Development and Economic Growth: a Meta-Analysis / P. Valickova, T. Havranek, R. Horvath // Journal of
Economic Survey. – 2015. – Vol. 29, iss. 3. – P. 506–526.
25. World Development Indicators [Electronic resource] / The World Bank. – Mode of access: https://databank.worldbank.org/source/world- development-indicators. – Date of access: 30.05.2022.
26. World Economic Outlook: War Sets Back the Global Recovery [Electronic resource] / International Monetary Fund. – Washington, DC: April,
2022. – 200 p. – Mode of access: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2022/04/19/world-economic-outlook-april-2022. – Date of access: 11.05.2022.
27. Мирончик, Н. Как ускорить рост белорусской экономики? / Н. Мирончик, А. Левихина // Банкаўскі веснік. – Тэматычны выпуск
«Исследования банка № 19». – Ліпень, 2020. – 77 с.
28. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2021. – 250 с. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/a08/a0823a89bb5fb ae5990c438b4382af75.pdf. – Дата доступа: 24.05.2022.
Economic Security and Sustainable Development
of the State under Sanctions. What can help?
Natalya MIRONCHIK, Ph.D. in Economics, Minsk, Republic of Belarus, e-mail: nmironchik@gmail.com
Evgenia SHCHERBA, Economist, Minsk, Republic of Belarus, e-mail: e-sh98@mail.ru
Abstract. The article is devoted to reviewing the conditions of the “new normality” for Belarus after the introduction of unprecedented economic sanctions against it by the Western countries. The authors present an overview of the results of foreign empirical studies on the impact of restrictions on the countries affected by international sanctions, and factors that help mitigate the consequences of such restrictions to minimize the risks of financial instability, technological regression and a decrease in the quality of people’s life. The article may be useful for justifying policy measures in the field of economic security and sustainable development of the Republic of Belarus.
Keywords: sustainable development; economic sanctions; economic security; financial development; market institutions.