Файл: Программа психологопедагогической диагностики детей младшего школьного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
интересы и круг общения, дети (и не только дети), как правило, начинают с фиксации своего возраста. Половая принадлежность часто просто подразумевается и входит в описание привычных половых ролей.
Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. Основная трудность при изучении процессов идентификации пола и возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности. Методы наблюдения, естественного эксперимента и анализа речевой продукции, используемые для оценки зачатков самосознания у младших детей, малопригодны для этих целей. Вместе с тем не очень подходят для этих целей такие инструменты, как опросники, анкеты и автопортреты, широко применяемые для детей подросткового и более старшего возраста.
Этот пробел в определенной степени восполняет разработанная методика Н.л. Белопольской «Половозрастная идентификация» изучения процесса идентификации пола и возраста, использующая процедуру предпочтения и упорядочения невербального стимульного материала.
Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: «Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?». На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Рис. 26. Фрагмент стимульного материала методики Н.л. Белопольской «Половозрастная идентификация»
Анализ результатов выполнения методики нацелен на выявление возрастных, индивидуально-личностных и патологических особенностей детей.
Учитываются возможности ребенка к идентификации себя с обобщенным половым и половозрастным образом, к определению своих прошлых и будущих половозрастных ролей и построению полной последовательности образов. Получаемые при этом данные несут информацию о степени сформированности эго-идентичности ребенка и генерализации этого знания на других людей и на собственный жизненный путь.
Таким образом, при диагностике самосознания младшего школьника доминирующее значения имеет формирующаяся самооценка, а также компоненты идентификации.
Диагностика эмоционально-волевой сферы младшегошкольника
Эмоции — непосредственная форма переживания какого-либо более постоянного чувства.
Чувства — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
В эмоциональной сфере младшего школьника проявляется тенденция к произвольности. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Но возможности полного осознания еще ограничены.
Эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства:
— нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность);
— интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование);
— эстетические (чувство прекрасного, красивого и безобразного, чувство гармонии);
— праксические (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Чувства развиваются в тесной связи с волей. Они могут способствовать или тормозить развитие воли.
Воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов к слабомотивированной деятельности.
Волевое поведение первоклассника зависит от инструкций и контроля взрослых, к 4 классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами.
В учебной деятельности формируются следующие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах.
При исследовании эмоциональной сферы младшего школьника можно использовать метод наблюдения. Наблюдая за деятельностью ребенка в учебной деятельности, на переменах, обращают внимание на следующие показатели:
При диагностике эмоциональных состояний успешно применяются методики, предусматривающие работу с цветом. По этому типу построена методика «Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (А.О. Прохоров, Г.н. Генинг)». Ребенку предлагают раскрасить квадрат на левой стороне листа, а во второй половине нарисовать рисунок. Анализ выбранной цветовой гаммы и темы рисунка позволяет диагностировать актуальное эмоциональное состояние ребенка.
Для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности можно применить проективную методику «Рисунок школы». Ребенку на чистом листе предлагают нарисовать цветными карандашами школу. После того как ребенок закончил, проводится беседа, уточняющие вопросы о нарисованном.
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
Диагностика волевой сферы младшего школьника может диагностироваться опосредованно, в частности, при помощи наблюдения за выполнением учебной деятельности, при этом выделяя следующие признаки:
— настойчивость; — целеустремленность; — сосредоточенность.
Особенно ярко волевые усилия проявляются в поведении младших школьников при выполнении учебных заданий, характеризующихся монотонностью и не входящих в спектр интересов ребенка. Кроме того диагностика волевых особенностей имеет место при исследовании произвольного уровня познавательных процессов.
Для диагностики воли возможно использование методики «Графическая беседа «Круг воли».
Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые ребенок вкладывает в понятия «воля», «сила воли», «волевые качества», и получить информацию о волевой сфере данного человека. В ходе беседы используются приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт и сохранить результаты беседы в лаконичной форме. Ребенку предлагается стандартный чистый лист бумаги, 8 цветных карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш. Предварительно с ребенком обсуждаются волевые качества: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, смелость, инициативность. Затем предлагается нарисовать круги для каждого из качеств, используя цвет, к нему подходящий. В них отмечается сектором степень развитости каждого из качеств.
Диагностика межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Цель — рассмотрение становления межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Задачи:
— ознакомить с содержанием развития межличностных отношений в классе и методиками их диагностики;
— раскрыть содержание детско-родительских отношений младшего школьника и методики их диагностики;
— рассмотреть содержание адаптации ребенка к обучению в школе и методики ее диагностики.
Наиболее распространенным методическим приемом, позволяющим установить положение ребенка в системе личных отношений в классе, является социометрическая процедура. Самым популярным критерием выбора, который предлагается младшим школьникам, является «Выбор товарища по парте», зарекомендовавший себя в отечественных исследованиях как один из интегративных критериев, наиболее адекватных для этого возраста.
Модификации социометрической методики возможны в следующих вариантах.
Методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
«Капитан корабля»
Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик.
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
Результаты беседы заносятся в социометрическую матрицу и подвергаются анализу.
Для диагностики особенностей межличностных отношений успешно применяется методика Р. Жиля. В проективной форме ребенку предлагается найти (разместить ) себя на картинках.
Рис. 27. Фрагмент методики Р.Жиля
В методике выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Особенности детско-родительских отношений
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда жизни. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире.
Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка.
Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. Основная трудность при изучении процессов идентификации пола и возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности. Методы наблюдения, естественного эксперимента и анализа речевой продукции, используемые для оценки зачатков самосознания у младших детей, малопригодны для этих целей. Вместе с тем не очень подходят для этих целей такие инструменты, как опросники, анкеты и автопортреты, широко применяемые для детей подросткового и более старшего возраста.
Этот пробел в определенной степени восполняет разработанная методика Н.л. Белопольской «Половозрастная идентификация» изучения процесса идентификации пола и возраста, использующая процедуру предпочтения и упорядочения невербального стимульного материала.
Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: «Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?». На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Рис. 26. Фрагмент стимульного материала методики Н.л. Белопольской «Половозрастная идентификация»
Анализ результатов выполнения методики нацелен на выявление возрастных, индивидуально-личностных и патологических особенностей детей.
Учитываются возможности ребенка к идентификации себя с обобщенным половым и половозрастным образом, к определению своих прошлых и будущих половозрастных ролей и построению полной последовательности образов. Получаемые при этом данные несут информацию о степени сформированности эго-идентичности ребенка и генерализации этого знания на других людей и на собственный жизненный путь.
Таким образом, при диагностике самосознания младшего школьника доминирующее значения имеет формирующаяся самооценка, а также компоненты идентификации.
Диагностика эмоционально-волевой сферы младшегошкольника
Эмоции — непосредственная форма переживания какого-либо более постоянного чувства.
Чувства — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
В эмоциональной сфере младшего школьника проявляется тенденция к произвольности. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Но возможности полного осознания еще ограничены.
Эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства:
— нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность);
— интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование);
— эстетические (чувство прекрасного, красивого и безобразного, чувство гармонии);
— праксические (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Чувства развиваются в тесной связи с волей. Они могут способствовать или тормозить развитие воли.
Воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов к слабомотивированной деятельности.
Волевое поведение первоклассника зависит от инструкций и контроля взрослых, к 4 классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами.
В учебной деятельности формируются следующие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах.
При исследовании эмоциональной сферы младшего школьника можно использовать метод наблюдения. Наблюдая за деятельностью ребенка в учебной деятельности, на переменах, обращают внимание на следующие показатели:
-
Общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.; его активность; наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности). -
Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми). -
Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. -
Эмоциональное реагирование на замечания и требования. -
Реагирование на трудности и неуспех в деятельности.
При диагностике эмоциональных состояний успешно применяются методики, предусматривающие работу с цветом. По этому типу построена методика «Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (А.О. Прохоров, Г.н. Генинг)». Ребенку предлагают раскрасить квадрат на левой стороне листа, а во второй половине нарисовать рисунок. Анализ выбранной цветовой гаммы и темы рисунка позволяет диагностировать актуальное эмоциональное состояние ребенка.
Для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности можно применить проективную методику «Рисунок школы». Ребенку на чистом листе предлагают нарисовать цветными карандашами школу. После того как ребенок закончил, проводится беседа, уточняющие вопросы о нарисованном.
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
-
Цветовая гамма. -
линия и характер рисунка. -
Сюжет рисунка.
Диагностика волевой сферы младшего школьника может диагностироваться опосредованно, в частности, при помощи наблюдения за выполнением учебной деятельности, при этом выделяя следующие признаки:
— настойчивость; — целеустремленность; — сосредоточенность.
Особенно ярко волевые усилия проявляются в поведении младших школьников при выполнении учебных заданий, характеризующихся монотонностью и не входящих в спектр интересов ребенка. Кроме того диагностика волевых особенностей имеет место при исследовании произвольного уровня познавательных процессов.
Для диагностики воли возможно использование методики «Графическая беседа «Круг воли».
Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые ребенок вкладывает в понятия «воля», «сила воли», «волевые качества», и получить информацию о волевой сфере данного человека. В ходе беседы используются приемы графического изображения, что позволит легче и быстрее установить контакт и сохранить результаты беседы в лаконичной форме. Ребенку предлагается стандартный чистый лист бумаги, 8 цветных карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш. Предварительно с ребенком обсуждаются волевые качества: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, смелость, инициативность. Затем предлагается нарисовать круги для каждого из качеств, используя цвет, к нему подходящий. В них отмечается сектором степень развитости каждого из качеств.
Диагностика межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Цель — рассмотрение становления межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Задачи:
— ознакомить с содержанием развития межличностных отношений в классе и методиками их диагностики;
— раскрыть содержание детско-родительских отношений младшего школьника и методики их диагностики;
— рассмотреть содержание адаптации ребенка к обучению в школе и методики ее диагностики.
Наиболее распространенным методическим приемом, позволяющим установить положение ребенка в системе личных отношений в классе, является социометрическая процедура. Самым популярным критерием выбора, который предлагается младшим школьникам, является «Выбор товарища по парте», зарекомендовавший себя в отечественных исследованиях как один из интегративных критериев, наиболее адекватных для этого возраста.
Модификации социометрической методики возможны в следующих вариантах.
Методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
«Капитан корабля»
Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик.
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
-
Если бы ты был капитаном корабля, кого из класса ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнейшее путешествие? -
Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? -
Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? -
Кто еще остался на берегу?
Результаты беседы заносятся в социометрическую матрицу и подвергаются анализу.
Для диагностики особенностей межличностных отношений успешно применяется методика Р. Жиля. В проективной форме ребенку предлагается найти (разместить ) себя на картинках.
Рис. 27. Фрагмент методики Р.Жиля
В методике выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Особенности детско-родительских отношений
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда жизни. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире.
Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
-
Принимающе-авторитарный — субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях. -
Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации — эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей. -
Симбиотический — стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни. -
Симбиотическо-авторитарный — гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка.