Файл: Программа психологопедагогической диагностики детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. особенностям мотивационно-потребностной сферы. Объективизация потребностей ребенка, а также мотивационных устремлений позволяет понять особенности отношения ребенка к деятельности, социуму;

  2. особенностям становления самосознания. Диагностика данного личностного образования позволяет определить характеристики оценивания ребенком себя, самопринятия, самоотношения, формирования идентичности;

  3. особенностями развития эмоциональной сферы. Несмотря на то, что общая психология относит эмоционально-волевую сферу к психическим процессам, но именно в младшем школьном возрасте она значительно сопряжена с личностью. Это не просто сфера психической регуляции, отражения, это становится компонентом социального, личностного отношения и регуляции.

Наиболее распространенные методы изучения личностных особенностей — это проективные методы и опросники. Для исследования младших школьников проективные методы являются более удобными, чем анкеты, которые все-таки рассчитаны на более взрослых респондентов.

При диагностике личности необходимо, по мнению А.л. Венгер и Г.А. Цукерман, учитывать: как не существует методик, выявляющих уровень умственного развития в отрыве от личностных особенностей, так не существует и методик, выявляющих личностные особенности и вовсе не чувствительных к уровню умственного развития.

Потребность — испытывание человеком нужды в чем-либо или ком-либо.

Мотив — опредмеченная потребность (А.Н. леонтьев).

Формирование мотивационно-потребностной сферы младшего школьника определяется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованиями возраста.

В мотивационную сферу начинает активно входить мотив социального одобрения выполняемой деятельности, особенно со стороны значимого взрослого — учителя.

Учение как ведущая деятельность детерминирует формирование мотивов, связанных с процессом приобретения знаний.

Формирование новообразования, связанного с произвольностью познавательных процессов, поведения младшего школьника, оказывает влияние на мотивационно-потребностную сферу. Так, познавательная активность ребенка становится все более произвольной. Интересы приобретают характеристику устойчивости, целенаправленности.

Ведущие потребности младшего школьного возраста:


— потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании;

— игровая потребность;

— познавательная потребность;

— потребность в движениях, активности.

Развитие потребностей происходит в сторону доминирования духовных потребностей над материальными, социальных над личными.

Диагностика мотивационно-потребностной сферы младшего школьника имеет особое значение, так как именно этот компонент личности определяет отношение ребенка к учебной деятельности. Несформированность соответствующей мотивации, даже при высоком уровне развития познавательных процессов, не позволит ребенку реализовать свой потенциал.

Рассмотрим некоторые из методик диагностики мотивационнопотребностной сферы младшего школьника.

Прежде всего отметим методики, связанные с мотивационной готовностью детей к учебной деятельности. Данные методики применяются как в дошкольном возрасте при диагностике мотивационной готовности, также и при изучении мотивов учения младшего школьника.

Методика л.А. Венгера«Две школы». Цельметодики — выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника. Проводится в виде беседы, когда ребенку формулируются словесные ситуации, которые он должен прокомментировать и совершить выбор одной из двух альтернатив

2.Если бы было две школы: в одной уроки и переменки, а в другой только переменки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

Рис. 22. Фрагмент методики «Две школы»

Методика «исследование мотивации учения» М.Р. Гинзбурга.

В основу методики положен принцип «персонализации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Ребенку зачитывается ситуация и выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для мотивации.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».



Рис. 23. Фрагмент методики «Исследование мотивации учения»

Данная методика позволяет выявить преобладание определенного мотива при поступлении в школу: внешний мотив; учебный мотив; игровой мотив; позиционный мотив; социальный мотив; отметка.



Методика «Составление расписания на неделю» (С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна) выявляет отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Ребенку предлагается составить расписание уроков на неделю в «школе будущего». При анализе составленного расписания ориентируются на реальное расписание, что позволяет определить отношение ребенка к учебной деятельности и к определенным предметам.

Для детей 2-3-их классов при диагностике мотивации учения предлагается проективная методика «Неоконченные предложения».

Детям предлагается придумать окончание 25 предложениям.

1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто...

Рис. 24. Фрагмент методики «Неоконченные предложения»

При анализе изучается отношение к одному из четырех показателей мотивации учения:

  1. — вид личностно значимой деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.);

  2. — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии;

4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию.

В игровой форме проводится диагностика желаний детей в методике «Цветик-семицветик».

Дети читают (вспоминают) сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания.

При анализе желания классифицируются по следующим признакам: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чемуто, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).


Диагностика становления самосознания младшего

школьника

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Школа и семья — внешние факторы развития самосознания.

Одним из значимых компонентов самосознания является самооценка.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Становление самооценки младшего школьника сопряжено с социальной ситуацией развития в данном возрасте «ребенок-учитель». Поэтому оценивание как других, так и себя у младшего школьника опосредовано оценкой прежде всего учителя. На становление самооценки непосредственно влияет школьная оценка. Школьная успеваемость — важный критерий оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.

Статус отличника или неуспевающего влияет на самооценку ребенка, его самоуважение, самопринятия, уровень притязания.

Становление самооценки зависит от стиля семейного воспитания, принятых в семье ценностей.

Отношение ребенка к себе как ученику, школьнику в значительной мере определяется семейными ценностями.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Развивается рефлексия — способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков в общечеловеческими нормами.

В 1 классе неудачи в учении ребенок приписывает внешним обстоятельствам, к 4 классу осознает, что причина неудач может скрываться во внутренних особенностях личности его самого.

Методика «лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.



Рис. 25. Фрагмент методики «лесенка»

Ребенку предлагается бланк с нарисованной лесенкой, на которой необходимо расположить себя на определенной ступеньке.


Проективный компонент диагностики заложен в методике «Шкала Т. В. Дембо–С. Я. Рубинштейн».

Основное назначение методики заключается в изучении самооценок личности по заданным характеристикам. Ребенку предлагается несколько горизонтальных линий в 10 см, каждая линия представляет собой шкалу оценивания здоровья, ума, счастья, самой личности. Слева находятся самые волевые, самые умные, самые здоровые, добрые, самые счастливые, самые общительные, самые хорошие, самые способные, самые смелые люди. Справа — наоборот, безвольные, глупые и т.д. Ребенок должен отметить знаком «х» на линии место, где он находится.

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я» — идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни.

Идентичность — это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация — процесс его формирования.

Обстоятельства, жизненный опыт, цели и результаты деятельности в той или иной степени формируют эго-идентичность человека. Э. Эриксон, один из основоположников так называемой эгопсихологии, выделял три формы идентичности:

  1. Внешне обусловленная. Она создается под влиянием условий, которые отдельный человек не выбирает. Это принадлежность человека к мужскому или женскому полу, к возрастной группе, к определенной расе, месту проживания, национальности и социоэкономическому слою. Эти факторы, противостоять которым очень трудно, определяют существенные компоненты идентичности.

  2. Приобретенная. Эта форма идентичности включает самостоятельные достижения человека: его профессиональный статус, свободно выбираемые им связи, привязанности и ориентации. Она связана со степенью волевой независимости человека, устойчивости к фрустрации и ответственности.

  3. Заимствованная. Сюда входят усвоенные роли, заданные какимто внешним образцом. Часто они принимаются под влиянием ожиданий окружающих. Примерами могут служить роли «лидера» и «подчиненного», «ученика» и «учителя», «отличника» и «отстающего».

Основу детской идентичности составляют ее внешне обусловленные компоненты, прежде всего пол и возраст ребенка. Давая свой автопортрет, описывая свои положительные и отрицательные черты,