Файл: Программа психологопедагогической диагностики детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стандартизированный диагностический инструментарий соответствует психометрическим требованиям (см. Гл. 3), которые делают его объективным. Исследователь, применяющий методику, тоже должен быть теоретически осведомлен о том психологическом образовании, которое он собирается изучать, а также об особенностях его развития на данном возрастном этапе. Поэтому далее в тексте мы первоначально определяем исследуемое понятие, затем описываем уровень его становления в младшем школьном возрасте и методики его диагностики.

При подборе методик мы исходили из понимания компетенции предполагаемого пользователя — учителя младших классов. Таким образом, кроме стандартных требований валидности, надежности и т.д. методики не должны требовать специальных материалов («тесты карандаша и бумаги»), а должны проводиться в форме экспресс-диагностики; быть доступными для учителей младших классов, не имеющих специальной подготовки в области психологопедагогической диагностики.

В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов:

  1. Понимание инструкции. Всякий раз важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли он ее.

  2. Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально, обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса.

  3. Реакция ребенка на результаты работы, общая эмоциональная реакция на факт обследования.

В процессе обследования следует позаботиться о создании спокойной обстановки, беседовать с ребенком в доброжелательном, ровном тоне.

Восприятие — психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Это сложная система процессов приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал.

Развитие восприятия в младшем школьном возрасте в целом характеризуется нарастанием произвольности.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.


Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет — описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

К началу обучения в школе у детей достаточно развиты процессы восприятия: высокая острота зрения и слуха, хорошая ориентация на цвет и форму, но отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.

Восприятие определяется особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов. Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Вначале учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью: дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (цифры, буквы). Одной из распространенных ошибок является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при их изображении. Практика показывает, что среди ошибок в диктантах и других видах письменных работ особенно выделяются пропуски, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Это результат нечеткого восприятия текста на слух.

Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным. Происходит нарастание ориентации на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Восприятие формы в плоскостных фигурах детям дается лучше, чем в объемных. В восприятии цвета наблюдается более точное различение оттенков и смешения цветов.

Более правильным становится восприятие пространства и времени, хотя оно и сопряжено со значительными трудностями. Во многих исследованиях изучались особенности восприятия детьми небольших промежутков времени. Так, Н. С. Шабалиным установлено, что восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным. Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени. Кроме этого, надо учитывать, что оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче. В связи с тем, что у учащихся еще не выработался рефлекс на время, и они не всегда верно оценивают временные промежутки, трудно ожидать от младшего школьника, что он, например, придет с улицы в точно указанное время (через 15 или 30 мин).



В исследовании восприятия успешно применяются методики, предусматривающие элементы игровой деятельности. Это повышает интерес ребенка и позволяет диагностику проводить в динамичной, интерактивной форме.

Данный момент отражен в методике «Волшебный мешочек» М. Монтессори, целью которой является диагностика сенсорики, тактильно-пространственного восприятия, навыков абстрактного мышления (умения выделять существенные признаки), памяти, зрительных представлений и экспрессивной речи учащихся. Ребенку необходимо на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, назвать и описать его.

Компоненты визуального восприятия анализируются в методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?». В данном случае ребенку предлагается за 1 минуту рассмотреть несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы.



Рис. 1. Картинки к методике  

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Характеристика сопоставления при восприятии используется еще в ряде методик, ориентированных на наглядные задачи.

В методике «Чего не хватает?» ребенку требуется найти недостающую важную деталь.



Рис. 2. Фрагмент стимульного материала методики «Чего не хватает?»

Хорошо зарекомендовали себя в диагностике младших школьников методики, предусматривающие рисуночные технологии. Так, для выявления уровня развития зрительно-моторной координации, зрительно-моторного анализа и обобщения пространственных отношений формы и симметрии объектов предлагается использовать методику «Дорисуй фигуры» (Т.Н. Головиной).



Рис. 3. Фрагмент методики Т.Н. Головиной

Процесс обучения младшего школьника связан не только с анализом зрительных объектов. Начиная с первого класса, ребенку все больше информации приходится воспринимать на слух, поэтому важно объективно оценить данный вид восприятия. На диагностику слухового восприятия направлена методика 
«Понимание текста» Т.Д. Марцинковской. Уровень слухового восприятия в данном случае выявляется на основе пересказа ребенком того, как он понял прочитанный ему текст:

Сережа встал утром, умылся, почистил зубы, сделал зарядку, оделся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу.

Рис. 4. Фрагмент методики «Понимание текста»  

Т.Д. Марцинковской

При исследовании восприятия младших школьников возможно использование и комплексных методик, позволяющих проанализировать его различные характеристики. Методика Н.Г. Салминой состоит из нескольких субтестов, каждый из которых направлен на выявление уровня развития определенного компонента зрительного восприятия:

— зрительно-моторная координация;

— фигуро-фоновые отношения;

— константность восприятия; — положение в пространстве;

— пространственные отношения.



Рис. 5. Фрагмент методики. Субтест «Диагностика  зрительно-моторной координации»

Несформированность этих компонентов влияет на чтение, письмо. Координация «глаз — рука» (зрительно-моторная координация) необходима при письме. Большое значение для графической деятельности имеют такие компоненты, как «пространственные отношения» и «положение в пространстве».

Таким образом, диагностика восприятия младшего школьника предполагает анализ того, как ребенок воспринимает информацию, насколько точно он ее выделяет и анализирует.


Диагностика развития внимания

В работе с младшими школьниками наиболее актуальной является проблема внимания. Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

В начале обучения преобладающим является непроизвольное внимание, физиологическая основа которого — ориентировочный рефлекс.

Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — дети могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

У детей свойства внимания развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка взрослым, учителем. Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью, учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащихся простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

К концу периода — формирование произвольного внимания. Большое значение имеет четкая внешняя организация действий ребенка взрослым, учителем. Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у детей и идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставит сам ученик, контролирующий их выполнение.

Произвольность внимания