Файл: Программа психологопедагогической диагностики детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из актуальных проблем современности — проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития, выявление проблемных зон индивидуального возрастного и личностного становления школь­ника, определение психического своеобразия детей «группы риска».

Психолого-педагогическая диагностика должна опираться, в частности, на осознание цели, задач, гипотезы обследования, индивидуальные особенности обследуемого — возрастные, физические, психические, социальные и т.д. Этот аспект важен, в частности, при анализе диагностической нормы, с которой будут сравниваться индивидуальные результаты.

При диагностике младшего школьника необходимо ориентироваться на следующие моменты:

1. Неравномерность развития детей. Границы возраста являются достаточно условными, ребенок не переходит в следующий возрастной этап автоматически при достижении определенного возраста. Поэтому Р.С. Немов отмечает, что к моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития.

Из данного положения возможны практические выводы:

— детям, особенно первоклассникам, можно предлагать методики для старшего дошкольного возраста. При этом особое внимание уделять анализу и интерпретации результатов, так как нужно помнить, что диагностические нормы стандартизированы на дошкольный возраст;

— внимательное отношение к инструкции. Дети различаются по уровню психического, личностного развития. Поэтому они могут по-разному вести себя в диагностической ситуации. Как и в дошкольном возрасте, необходимо особое внимание уделять установлению положительного контакта с обследуемым для обеспечения естественности его реакций и получению объективных результатов.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.


2. Уровень готовности детей. На данный компонент оказывает влияние организация развития ребенка в дошкольный период, посещал ли ребенок детский сад, проводилась ли с ним развивающая работа, насколько сформированы навыки, необходимые при обучении, которые, в частности, могут оказать воздействие на результаты диагностики. Р.С. Немов отмечает, что если ребенку (с несформированной психологической готовностью) предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень развития ребенка.

Предлагаемая психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

1. Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, вза­имообусловленности и взаимозависимостей проявлений психической организации ребенка (интеллектуальной, мотивационной, регуляторной, речевой, личностной).

2. Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в раз­витии.

3. Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребенка требованиям конкретной ситуации.Далее рассмотрим основные особенности детей младшего школьного возраста, учет которых необходим как при организации диагностического обследования, так и при анализе и интерпретации получаемых результатов.

Возраст — относительно автономный период развития человека, характеризующийся качественным своеобразием.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо и определяется подходом к установлению возрастных рамок.

  1. Индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

  2. Социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения».

  3. Представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социальноэкономических и этнических групп, одним из задаваемых направлений исследования являются возрастные стереотипы и т.н. «возрастные обряды», инициация.


Выделение младшего школьного возраста определяется в большей степени социокультурным аспектом и связано с введением обязательного общего, среднего образования, ступени младшей школы.

При организации диагностического обследования необходимо знать и учитывать возрастные особенности.

Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых потому, что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно. Задачи и содержание среднего образования пока до конца не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными.

С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают контролировать его: интересуются оценками и высказывают свое мнение по поводу них, проверяют домашние задания, составляют режим дня. Ребенку начинает казаться, что родители стали любить его меньше, потому что теперь их больше всего интересуют оценки. Это возлагает на него новую ответственность: ему приходится контролировать свои ситуативные импульсы, организовывать свою жизнь.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.

Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

У ребенка, поступающего в школу, учебной деятельности еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться, особенно важно умение учиться самому.

Главная трудность в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе (познавательная мотивация).


Специфика учения — в присвоении научных знаний, умений и навыков.

На начальных этапах учебная деятельность — это совместная деятельность учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных действий в раннем возрасте получается, что сначала все находится в «руках учителя» и он «действует руками ученика». Только в школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (числа, звуки), а «руками учителя» является его интеллект. Учебную деятельность можно сравнить с предметной, только в учебной деятельности предмет является теоретическим и идеальным, что ведет к проблемам в совместной деятельности во время учебного процесса. Но в процессе обучения происходит взаимодействие ребенка не только с учителем, но и друг с другом, которое также влияет на развитие учебной деятельности.

Диагностика развития познавательных функций и речи младших школьников

Цель — описание развития познавательной сферы младшего школьника и методик, позволяющих ее диагностировать.

Задачи:

— раскрыть содержание развития восприятия младшего школьника и методиками его диагностиками;

— ознакомить с содержанием развития внимания младшего школьника и методиками его диагностиками;

— рассмотреть содержание развития мышления младшего школьника и методиками его диагностиками;

— изучить содержание развития памяти младшего школьника и методиками ее диагностиками;

— ознакомить с содержанием развития воображения младшего школьника и методиками его диагностиками;

— раскрыть содержание развития речи младшего школьника и методиками ее диагностиками.

 Диагностика восприятия младшего школьника

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательных процессов. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать познавательной сферой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.


Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников состоят в том, что дети существенно различаются по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она может оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Психодиагностика уровня развития познавательных процессов у детей на начальном этапе обучения должна решать следующие задачи:

  1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребенка;

  2. Выявить имеющиеся у него задатки и способности;3. Выяснить причины отставания ребенка в учебе;

4. Выработка рекомендаций.

В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и отчасти внимание. Познавательная сфера выполняет функцию ориентировки человека в окружающей действительности, в других людях, в самом себе. Каждый из перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции, не сводимые к функциям других процессов.

Познавательные процессы — это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.







Ощущения

Восприятие




Память



    Представления  

Воображение

Мышление

   Внимание

Методики диагностики познавательной сферы чаще всего относятся к классу объективных тестов. Объективный тест — это тест, цель которого скрыта от испытуемого (а поэтому результаты не могут быть фальсифицированы), и данные, полученные с его помощью, могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию.

Объективные тесты — методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач.