Файл: Контрольная работа Культура России второй половины xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет»
Кафедра «Дефектологии»

Контрольная работа
«Культура России второй половины XVIII века»

Выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

гр. ПФ-4430122 Л.В. Салаватова


Проверил:

канд. ист. наук, доцент С.Г. Федоров

Курган 2023

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Основная часть ……………………………………………………………………3

  1. Особенности развития культуры России второй половины XVIII века………………………………………………………..……………...….....5

  2. Образование и наука…………………………….............................................6

3. Архитектура 8

4. Литература ……………………………………………………………...……10

5. Живопись …………………..………………………………………...……….12

6. Театр ……………………………………………………………………….....13

Заключение……………………………………………………………..……19

Список используемых источников 20

Введение

Для написания данной работы мы выбрали значимую и важную тему - «Культура России во второй половине XVIII века». Её значимость и важность обусловлены тем, что именно этот период характеризуется интенсивным расцветом в России культуры, заложившей основы для дальнейшего развития универсальной российской культуры.

Актуальность данной темы заключается в том, что несмотря на целый ряд крупных и серьезных исследований, посвящённых русской культуре XVIII века, которые появились в последнее время, дворянская культура данного периода остается по-прежнему малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Хотя в истории России XVIII столетие поистине можно назвать с полным правом судьбоносным, оно стало временем коренных перемен. Для развития России и русской культуры данный поворот и его последствия стали предметом острого спора мыслителей и ученых, который разгорелся с особой силой в XIX. веке и продолжается вплоть до настоящего времени.

История развития культуры России второй половины XVIII в. приходится на период правления Елизаветы I (1740-1761) и Екатерины II (1762-1796).


Во второй половине — последней трети XVIII века значительно расширилась деятельность Петербургской Академии наук. К этому времени в России уже сложились определенные традиции научных исследований, вырос авторитет науки в русском обществе, возрос интерес к естественно-научному знанию в немалой степени этому способствовала и политика Екатерины II.

 С точки зрения просветителей XVIII века, слово культура объяснялось как «разумность». Разумность к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми – вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума. Приобщение человека к обществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом вносит свой вклад, обогащая культурный багаж человечества.

Цель данной работы - подробно представить и рассмотреть культуру России XVIII века. Данная цель связана с раскрытием ряда следующих задач:

  1. Раскрыть особенности развития культуры в XVIII веке.

  2. Рассмотреть основы теории русской литературы.

  3. Рассмотреть русский театр XVIII века.

  4. Охарактеризовать развитие разнообразных жанров живописи.

  5. Рассмотреть новые тенденции в архитектуре XVIII века.

Современное понятие культуры значительно расширилось, оно, как и прежде, ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность. Основой русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливалось бы гармонические отношения между людьми и природой.

В рамках истории Российской культуры XVIII столетия принято выделять два периода:

1) Конец XVII - первая четверть XVIII вв., которые характеризуются становлением новой русской культуры;

2) Середина - вторая половина XVIII века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить традиционный характер.

Российская культура XVIII века стала проникаться принципом историзма: история с этой поры предстает как искусственное «воскрешение» прошлого, как память, которая преследует цели назидания, воспитания, задачу осмысления, анализа извлеченного опыта. Становление отечественной истории как науки. Наиболее активными ее деятелями были (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и другие).



Данная тема нашла довольно широкое освещение в литературе, исследователи заостряют свое внимание на отдельных моментах данного периода.


  1. Особенности развития культуры России второй половины XVIII века

«Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия».1

Реформы русскую «культуру-веру» расчленили на «веру» и «культуру», создав две культуры: религиозную и светскую; при этом религиозная часть культуры отошла на периферию национально-культурного развития, а светская культура укоренялась.

«В русской истории интерес к художественной культуре оказался неизмеримо велик: литературные произведения стали читать не только в светских салонах, но и к ней проявляли огромный интерес в среде зарождающейся интеллигенции (учителя, парикмахеры, чиновники). В норму жизни «просвещенного» общества вошли спектакли и музыкальные вечера. Признаком хорошего тона и даже модой считалось коллекционирование фарфора, картин, книг. В развитии художественного творчества в XVIII веке выделят эпоху барокко 40-50-е годов и эпоху классицизма второй половины XVIII века».1

Русская культура XVIII в. стала проникаться принципом историзма: история с этой поры предстает как искусственное «воскрешение» прошлого, как память, преследуя цели назидания, воспитания, задачу осмысления, анализа извлеченного опыта или отталкивания от прошлого, как «урок» настоящему. Так же вместе с этим зарождается ориентация русской культуры на будущее, ее идеи для развития. Отсюда развитие в XVIII в. профессионального научного интереса к изучению национальной истории - становление отечественной истории как науки (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и др.) и опыта художественного осмысления в поэзии, прозе и драматургии (А. Сумароков, М. Херасков, Я. Княжнин, Н. Карамзин и другие).

В России с началом Петровских реформ возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре доминирование получил принцип неограниченной свободы, стали трансформироваться чуть ли не революционным образом формы житейского поведения; культурные ценности; стиль и идеи произведений культуры. Внедрение получили новые традиции и обряды, в то время как старые стали отвергать. Изменение произошли в культуре быта - разумеется, все эти изменения осуществлялись в рамках жизни довольно узкого круга людей, европейски образованных. Присутствие формальной и содержательной «новизны» становилось обязательным требованием русского «века Просвещения».


Для России XVIII век знаменателен значительными достижениями и заметными переменами в области искусства. Изменились его характер, содержание, жанровая структура, средства художественного выражения. Русское искусство и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре, и в графике выходило на общеевропейские пути развития.

Все эти изменения, преимущественно, касались дворянского сословия. А вот большинство крестьян в XVIII в. жило в по-прежнему избах, которые топились по-черному. Зимой в избе вместе с людьми содержали молодняк скота. Отсутствие гигиены и скученность вызывали высокую смертность, особенно детскую. Хотя были и тут кое - какие изменения: изменилась конструкция избы: появились деревянный потолок и такой же пол.

Большинство крепостных крестьян было неграмотной частью населения. Досуг, который появлялся обычно лишь в зимнее время, когда крестьяне завершали сельскохозяйственные работы, заполнялся традиционными развлечениями: хороводами, песнями, катанием с ледяных горок, посиделками. Традиционными оставались и семейные отношения. Вопреки указу Петра I, решение о браке, как и прежде, принимали не столько молодые, сколько за них решали старшие члены семьи.

Русское Просвещение, начиная с Петровских реформ и кончая «золотым веком» Екатерины, выступало как обновляющая и разрушительная сила по отношению к древнерусской культуре и ее ценностям, традициям и нормам Святой Руси, допетровской цивилизации, и в этом проявляется особенность, смысл и характер.

  1. Образование и наука

Петровские реформы способствовали политическому и экономическому и подъему страны. Значительно вперед продвинулось просвещение, что большое влияние оказало на дальнейшее развитие культуры. С 1 января 1700 г. введено было новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был организован в России первый естественно-исторический музей, названный Кунсткамерой. Этот музей был создан с целью пропаганды научных знаний. В нем помещены были исторические реликвии, зоологические и иные коллекциями (раритеты, всякие диковины, монстры).

При Петре 1 образование составило часть государственной политики, и связан такой шаг был с тем, что для осуществления реформ требовались государству образованные люди. При Петре 1 стали открываться общие и специальные школы, подготовлены были все необходимые условия для основания Академии Наук.

____________________

1 Художественная культура: Данилов А.А.


В Москве в 1701 г. открылась Навигационная школа, которая стала первым светским государственным учебным заведением. Также было создано несколько профессиональных школ - Медицинская, Инженерная, Артиллерийская. В первой четверти XVIII в. открылись духовные семинарии, церковноприходские училища, цифирные школы.

«Развивалась и медицина. В 1768 году госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 году эти училища в Москве и Петербурге стали Медико-хирургическими академиями, высшими военно-медицинскими учебными заведениями. Срок обучения в них составлял четыре года. Медико-хирургические академии давали своим выпускникам широкую общеврачебную подготовку.

Оживилось больничное строительство. В Москве были основаны больницы — Павловская (ныне Городская клиническая больница № 4) и Екатерининская (ныне Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского).

В 1789 году был принят аптекарский устав и введена единая аптекарская такса, запрещавшая владельцам частных аптек произвольно устанавливать цены на лекарства.»2

Михаил Ломоносов получил заслуженно звание первого русского академика, он был ученым-энциклопедистом, его упорный труд, гениальные способности сделали титаном науки, он работал в области химии, физики, минералогии, астрономии, геологии, географии, истории, поэтики, лингвистики.  Тогда же, во второй половине столетия, заложены были научные основы агрохимии, биологии и других отраслей знаний. В области истории работали такие выдающиеся ученые, как: И. Н. Болтин, М. М. Щербатов (История Российская от древнейших времен). По инициативе М. В. Ломоносова в 1755 был открыт Московский университет, который стал крупным культурным центром.

Развитие науки, вызывалось практическими потребностями государства, расширением связей с мировой наукой появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев. 

Наука также далеко продвинулась в области геологии и географии. Благодаря русским ученым XVIII века Сибирь была исследована. Путешественник и естествоиспытатель И. И. Лепехин составил значительные для своего времени ботанические коллекции, собранные во время его путешествий по Уралу, Поволжью, Западной Сибири и другим местам. Благодаря его трудам стали известны все природные богатства этих земель.