Файл: Контрольная работа Культура России второй половины xviii века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«В.Л. Боровиковский родился в семье казака, в украинском городе Миргороде, где провел первые 30 лет своей жизни. Все мужчины его семьи занимались иконописью. Начинал с нее и юный Владимир. В 1787 г. Екатерина II, совершая поездку по Украине, обратила внимание на работы художника. Боровиковский был приглашен в Петербург. В столице он познакомился с Левицким и многому у него научился.»3
В творчестве В. Л. Боровиковского отчетливо проявлялись черты нового художественного стиля – сентиментализма. Главной задачей художника было – передать чувства и эмоции. Например, если взглянуть на портрет Марии Лопухиной, ее задумчивое лицо, томный взгляд, изящная поза – все это создавало настроение мечтательности и легкой грусти.
-
Театр
Расцветом русского театра XVIII века, стала вторая половина столетия. Русский театр стал более доступным для населения, а представления стали более красочными. На театральных сценах русского театра XVIII века, стали преобладать комическая опера и драма.
__________________
3Художественная культура России второй половины XVIII века: Баранов П. А.
В 1756 году императрица Елизавета Петровна издала указ «Об учреждении Русского для представления трагедий и комедий театра». Данный указ закреплял правительственной поддержкой и «высочайшим» покровительством попытку театральных любителей из Ярославля, объединенных двумя русскими гениальными самородками — Федором Волковым и Иваном Дмитриевским, создать постоянный русский театр.
Волков Федор Григорьевич – считается основателем русского театра; родился 20 февраля (9 февраля по старому стилю) 1729 году в Костроме. В 1746 году он прибыл по делам в Петербург, и, посетив придворный театр, остался под большим впечатлением. Всё время, проведённое в Петербурге, он посвятил изучению театрального искусства. В 1747 году он вернулся в Ярославль и уже в 1750 году организованная им труппа дала первое представление, вскоре после чего были собраны пожертвование на постройку театра. В 1752 году о деятельности Волкова узнаёт императрица. В 1759 г. он был отправлен в Москву для упорядочения театра.
Одновременно с этим в Москве начинает формироваться свой театр в рамках Московского Университета. Студенты впервые стали давать свои спектакли в 1756 году. Университетская администрация приглашала на эти спектакли московское дворянство. Через год на страницах «Московских ведомостей» появилось такое объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию московского императорского университета».
Объявление это доказывает, что в университете оформлялась постоянная труппа и что эта труппа пыталась привлечь в свои ряды женщин.
В составе первых русских театров женщин вообще не было. Не было их и в петербургской труппе Волкова, где женские роли обычно играл Дмитриевский.
В 1776 г в Москву прибыл заезжий комедиант Майкл Меддокс с «кабинетом механических и физических представлений». Его заметил Урусов, предложил организовать свой театр, Меддокс согласился.
Они собрали и объединили всех проживающих в Москве русских актеров. В группу нового театра вступили и супруги Померанцевы, так-же Калиграф, Ожогин, и ставшие впоследствии знаменитостями Мария Синявская, Петр Плавильщиков, Сила Сакдунов, Яков Шушерин.
На сцене Знаменского театра произошли выдающиеся события русской театральной истории. Здесь в 1777 году была поставлена русская опера «Перерождение» Матинского, созданная по мотивам русских народных песен. Здесь же два года спустя увидела свет рампы и знаменитая опера Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват», не забытая до сих пор. На сцене Знаменского театра была показана и четырехактная «драма с голосом» «Розана и Любим» Николева на музыку Керцелия — одна из первых русских комических опер.
Из драматического репертуара в Знаменском театре, наряду с «Димитрием Самозванцем» Сумарокова, шла новая трагедия Хераскова «Гонимые», ставились трагедии Вольтера, комедии Гольдони и Мольера.
26 февраля 1780 года в Знаменском театре, во время представления «Димитрия Самозванца», вспыхнул большой пожар, уничтоживший дом Воронцова и все театральное имущество. Убытки, причиненные пожаром, настолько расстроили дела Урусова, что он отказался от дальнейшего участия в антрепризе и за 28 500 рублей переуступил свою привилегию Меддоксу. Решивший навсегда остаться в России, Меддокс (москвичи по-русски называли, его Михаилом Егоровичем Медоксом) дал средства на постройку нового театра. Через пять месяцев новый театр, сооруженный по проекту московского архитектора, был уже готов. Он вырос на том месте, где стоит сейчас Большой театр.
Здание Петровского театра было не только одним из самых больших и красивых зданий Москвы, но и лучшим театральным зданием Европы того времени. Построено оно было по всем правилам тогдашней строительной и театральной техники.
Зрительный зал театра имел круглую форму, был украшен зеркалами и представлял большие удобства как для спектаклей, так и для маскарадов. Освещался он сорока двумя хрустальными люстрами, отражающими пламя нескольких сотен восковых свечей. По стенам зала были расположены в четыре яруса ложи, каждая из которых отделывалась по вкусу абонентов. Первые ряды партера состояли из именных «табуретов», которые, как и ложи, распределялись по абонементам и предназначались для привилегированных зрителей.
Сцена была сооружена наклонно к зрительному залу и оснащена машинами для перемены декораций и различных сценических эффектов.
Входя в театр, зрители попадали в теплые коридоры, где их одежду подхватывали на руки сопровождавшие своих господ лакеи. Для кучеров, которые раньше принуждены были мерзнуть до окончания спектакля у театральных подъездов, были устроены особые комнаты-ожидальни, рядом с коридорами. Вокруг зрительного зала располагалось несколько обширных гостиных. Позднее к зданию театра была пристроена круглая двухсветная зала для маскарадов, вмещавшая до двух тысяч человек.
Петровский театр открылся торжественным спектаклем, в программе которого были специально написанный Аблесимовым пролог «Странник» и большой балет «Волшебная школа».
В Петровском театре давались оперы и балеты, трагедии и комедии. В музыкальных и драматических спектаклях участвовали одни и те же актеры, что вообще было обычным в те времена. Артисты театра играли без суфлера. Современники утверждают, что в Петровском театре никогда не случалось, чтобы пьеса была «плохо распределена или нерачительно поставлена».
Артисты Петровского театра:
- Василий Померанцев — ученик Дмитриевского. Это был актер большого темперамента и глубокой искренности. Играл он роли благородных отцов.
- Анна Померанцева, которая отличалась способностью перевоплощаться до неузнаваемости
- Шушерин пользовался большим успехом в ролях Лира и Эдипа
- Мария Синявская. Ее амплуа было добродетельные, страдающие героини.
- Надежда Калиграф. Она неподражаемо играла злодеек и мрачных интриганок.
- Петр Алексеевич Плавильщиков. На сцене играл благородных, исполненных нравственного величия героев. Высокий, широкоплечий, он был эффектен и красив. «Наибольший успех имел в ролях, где было больше рассуждений и доказательств, нежели действия», иными словами — в ролях резонеров. Плавильщиков был не только актером, но и талантливым драматургом, одним из первых теоретиков русского театрального искусства.
- Сила Сандунов. Был блестящим исполнителем ролей бойких лакеев, молодых и пронырливых слуг.
- В балетной группе театра выделялись Мавра Полискова и Матрена Андреева — две первые выдающиеся московские балерины.
Петровский театр оказался под давлением цензуры после того, как Екатерина II узнаёт о произошедшей во Франции в 1789 году буржуазной революции. Петровский театр ставил пьесы Княжнина, который почти открыто выступал против монархической деспотии, пьесы Николаева, в которых также отображены антимонархические взгляды. Актеры Петровского театра очень чутко подхватили возникшее в те годы в западной и русской литературе новое направление —сентиментализм, утверждавшее политические идеалы и художественные вкусы поднимающейся к жизни мелкой буржуазии. На его сцене упрочились мещанская драма и слезная комедия.
На этой волне ведущим драматургом стал Плавильщиков. Наиболее подходящими сюжетами для трагедий Плавильщиков считал сюжеты из русской истории, а для комедии — из жизни низших слоев общества.
14 мая 1783 года «Недоросль» Фонвизина впервые был поставлен на московской сцене и с тех пор не сходит с нее.
Петровский театр просуществовал двадцать пять лет. Зимой 1805 года он сгорел перед спектаклем «Леста, днепровская русалка».
Двадцать лет после этого пожара Москва не имела хорошего театрального здания. Временно театральные представления шли в доме Пашкова на Моховой.
Крепостные театры. В русском театре XVIII века также были популярны крепостные театры. Театры Графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновленной игрой крепостных актеров, часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны и такие жизненные перипетии нередко оканчивались трагедией.
На Знаменке помещались театры Апраксина, Столыпина и Воронцова, на Пречистенке — Бибикова и Гагариной, на Арбате — Хованского, на Моховой — Пашкова, на Никитской — Позднякова, в общем, что ни барский особняк, то и театр. И что ни усадьба под Москвой, в ней также крепостной театр: в Нескучном — Голицына, в Люблине — Дурасова, в Марфине — Салтыкова, в Яропольце — Закревского, в Кускове — Шереметьевых.
В репертуаре театра Шереметьевых были спектакли всех видов сценического искусства, но особенно процветали музыкальные. На сцене этот театра шли все лучшие оперы иностранных композиторов того времени — Гретри, Монсиньи, Глюка, Паизиелло, Чиморозо, Сальери, все наиболее популярные произведения первых русских композиторов — Фомина, Паскевича, Матинского, Козловского. Известно, что Шереметьевский театр поставил 116 пьес, в том числе 73 оперы и 18 балетов.
Крепостные, участвовавшие в создании и работе театра: Василий Григорьевич Вороблевский, исполнявший в труппе обязанности ее руководителя, режиссера, переводчика. Это был человек действительно выдающихся способностей. Он в совершенстве овладел французским и итальянским языками. Ему принадлежали переводы и переделки либретто почти всех шедших в театре Шереметевых опер.
Федор Пряхин — изобретатель «машинерии», позволявшей осуществлять причудливые постановки с полетами и превращениями
Талантливым архитектором являлся крепостной крестьянин —строитель Останкинского дворца Павел Иванович Аргунов.
Блестящими художниками были дворовые люди Шереметевых — К. М. Фунтусов, Г. С. Мухин, С. А. Калинин, декорации которых восхищали живостью и сочностью своих красок, законченным живописным мастерством.
Три имени из числа собранных Шереметевыми народных самородков вошли в историю русского искусства как имена его крупнейших деятелей. Это Степан Аникеевич Дегтярев — капельмейстер Шереметьевского оркестра, пианист и композитор, Гавриил Якимович Ломакин — руководитель певческой капеллы и Иван Андреевич Батов — скрипичный мастер.
Инструментальный мастер театра Шереметевых И. А. Батов (1767—1839) был лучшим русским мастером скрипки конца XVIII и начала XIX столетия.
Крепостных актеров обучали выдающиеся московские артисты: Померанцев, Плавильщиков, Сандуновы, Синявская, Шушерин. Пению и музыке их учили итальянцы Бабарини, Олимпий, Сарти, танцам—балетмейстеры Морелли, Соломони и Чианфонелли, перешедший на службу к Шереметевым со сцены придворного театра.
Заключение
История развития русской культуры во второй половине XVIII приходится на правления Елизаветы Петровны (1740-1761) и Екатерины II (1762-1796).
Правление Елизаветы I было временем расцвета русской культуры и науки. В период ее правления произошли такие события как:
-
Созданием Московского университета; -
Организацией среднего образования и основание русского национального театра.
Российская культура при Екатерине II вступила в пору своего расцвета, а самое главное, европеизированная культура вышла за пределы императорских дворцов. Петербург постепенно приобретал державный вид имперской столицы, европейские здания появились в Москве и некоторых других городах.
XVIII век был знаменательным для России со значительными изменениями и достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер и средства художественной выразительности. В архитектуре, скульптуре, живописи и графике русское искусство шло по общеевропейскому пути развития.
Царствование Екатерине II положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, которая характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.
Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.