Файл: Контрольная работа Культура России второй половины xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


___________________

2 Просвещение и наука во второй половине XVIII века: Пчелов Е.В.

Наука в России XVIII века развивалась как часть мировой науки. Ученые из России оказывали все большее влияние на мировую науку. Уровень развития науки в России был ниже, чем в Европе. Но это только увеличивает ценность каждого достижения русской науки XVIII века.

В XVIII веке образование играло важную роль, оно стало доступно не только детям дворян, помещиков и других представителей высшего сословия, но и детям менее обеспеченных людей. Для них были открыты солдатские школы, сыгравшие значительную роль в развитии образования в России. Солдатские школы – это общеобразовательные школы для солдатских детей, преемники и продолжатели цифровых школ петровского времени. 

Второй тип школ в России XVIII века-это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, дворянские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Дворянский корпус (Морской, инженерный, Сухопутный, артиллерийский) готовил в основном офицеров для армии и флота.

Третьим типом учебных заведений XVIII века были духовные семинарии и школы, в том числе классные школы, предназначенные для детей духовенства; разночинцы в эти школы не зачислялись. Их главной задачей была подготовка священников, преданных королю и церкви. Но ученики таких школ получали и общее образование.

Четвертый тип учебных заведений - специальные школы (горные, штурманские, медицинские и т. д.). Таких школ было немного - около двух десятков. Сюда же входит и компания, основанная в 1757 году. Академия художеств. Хотя в таких школах училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений, в которых обучалось около 70 тысяч студентов. Судя по этим цифрам, грамотность в России значительно возросла, но она все еще была далека от уровня Западной Европы - в России в среднем учились два человека из тысячи. 

  1. Архитектура

В XVIII веке развивается архитектура Российской империи.

Основные этапы развития архитектуры:

  • В России XVIII века поочередно развиваются три направления архитектуры: барокко, рококо, классицизм.

  • В архитектуру приходят новые западные направления, которые сочетаются с российскими традициями.

  • В Российской Империи появляются новые города, образовываются первые архитектурные памятники, памятники культуры.

  • Возводятся новые строения в Санкт-Петербурге. Который приобретает статус центра архитектуры XVIII века.

  • Появляются новые здания для России эпохи Просвещения: театры, заводы, коллегии, сооружения гражданского назначения.

  • Активно застраиваются города.

  • Россия приглашает иностранных архитекторов.

  • Большое значение для империи имеет постройка дворцовых и парковых зон, которых становятся достопримечательностью эпохи.


Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVIII века на ведущее в развитии мировой архитектуры. Основные принципы классицизма – единообразие, согласованность, порядок, разумность. Особенности: четкая планировка, масштабность, структура зданий.

В период раннего классицизма еще сохранялись некоторые черты барокко; в строгом использовались формы классической архитектуры древности при минимализме внешних декоративных средств; высокий классицизм — наивысший период в развитии стиля, характеризующийся синтезом искусств и формированием градостроительных ансамблей.

В России обращение к классическим ордерам, формам, композициям носило творческий характер. Русскому классицизму не была свойственна канонизация приемов, что выразилось в объемно-пространственной организации зданий, их пластичности.

В Московском регионе на архитектуру сильнее влияли народные традиции, а строительство не так строго регламентировалось государственными органами. Своеобразный классицизм был представлен в русской провинции, что создавало региональное разнообразие стиля.

Большие возможности строительства в России привлекли многих талантливых архитекторов из европейских стран (Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Деламот, А. Ринальди и др.). Формирование русской классической школы и ее расцвет связаны с творческой деятельностью великих русских зодчих (В. И. Баженов, И. Е. Старов и М. Ф. Казаков). Особенно характерны для этого периода большие градостроительные работы, вызванные новыми общественными, административными потребностями и ростом городского населения. Строятся новые общественные здания: почтамт, воспитательный дом, присутственные места, больницы, здания дворянских собраний, театры и т. д. Наиболее активно застраиваются Санкт-Петербург и Москва.

На набережной Невы (1764-1772) в Петербурге по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламот построено здание Академии художеств. Монументальное дворцовое здание с внутренним замкнутым двором. Ордерная система выявляет основную архитектоническую основу фасадов и наиболее ответственные места в композиции.

Малый Эрмитаж (В. Деламот) (1764-1775) развивает застройку Зимнего дворца, его горизонтальные членения совпадают с дворцом. Нижний ярус для подсобных помещений — цоколь; верхний — два парадных этажа, объединенных сложным ордером.

Ограду Летнего сада (1773-1784) спроектировали русские архитекторы Ю. Фельтен и П. Егоров. Сочетание гранитных столбов и металлической решетки строгого рисунка.



Спуски и набережные Невы, мост через Зимнюю канавку, Александровский институт (1765-1775), церкви, здание Старого Эрмитажа (1775-1784) — это произведения Ю. М. Фельтена.

В Москве в период с 1760 по 1790 г. основным видом строительства была жилая застройка, особенно городские дворянские усадьбы с главным домом в глубине парадного двора. Рядовые жилые дома стали строиться главным фасадом по красной линии улиц.

  1. Литература

Русская литература на самом деле представляет собой важнейший элемент русской культуры, каждый период имеет свои особенности и достижения.

Литература второй половины XVIII века представляется тремя основными литературными направлениями: классицизм, художественно-реалистическое направление, сентиментализм.

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, которое ориентируется на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

  • Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии, стиль написания — разговорный.

  • Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

С развитием русского классицизма в литературе ассоциируются такие знаменитые фамилии как А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский – они разрабатывали и развивали литературный язык, а также работали над такими формами, как: сатира, ода.

Отдельно можно выделить М. В. Ломоносова, который творил в эпоху расцвета этого литературного направления, он известен своими одами и поэмами, написанными в классическом стиле. (Ода на прибытие Государыни Императрицы; Ода на день восшествия на Всероссийский престол; Утреннее Размышление о Божием Величестве).

Во второй половине
XVIII века начинает свое формирование художественно-реалистическое направление русской литературы. Ярким представителем данного направления является Д. И. Фонвизин и его знаменитое произведение «Недоросль».

Комедия «Недоросль» занимает центральное место в творчестве Д. И. Фонвизина. Главная проблема данного произведения – это проблема воспитания в условиях крепостничества.

Сентиментализм в русской литературе XVIII века. В сентиментализме главную позицию занимает душа.

Особенности, отличительные черты сентиментализма:

  1. В произведениях важно акцентировать внимание своих читателей на чувства. В своих героях авторы подчеркивают умение сочувствовать и сопереживать.

  2. В отличии от классицизма, где в центре событий были представители сословий, в сентиментализме главные герои представлены обычными людьми.

  3. Главными темами сентиментализма являются высокие чувства. Такие как любовь, дружба, доброта.

Известными представителями русского литературного сентиментализма являлись: И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. Н. Радищев.

Сентиментализм в России расходился на два направления: дворянский и революционный.

  • Дворянский. Авторы – представители дворянского сентиментализма в своих произведениях были достаточно лояльными к существующему укладу, они писали о любви, о душе человека и не выступали за отмену крепостного законодательства.

  • Революционный. Писатели – представители революционного сентиментализма в своих произведениях выступали за отмену крепостного права. Центральное место в произведениях занимали обычные люди, которые имеют право на свободную и счастливую жизнь.

Сентиментализм, в отличие от классицизма не предполагал четких установленных правил написания произведений, поэтому авторы имели полную свободу творчества, так как героями произведений сентиментализма были простые люди, это нашло и отражение в языке произведений, который в свою очередь тоже становится проще, даже имели место быть элементы просторечия.

  1. Живопись

Классицизм также господствовал и в живописи второй половины XVIII века. Картины, которые были написаны в этом художественном стиле, отличал сдержанный колорит. Самым ярким цветом выделялся лишь главный персонаж, который всегда находился в центре полотна, вокруг него группировались остальные фигуры, разворачивалось действие. Краски наносились на полотно тонко и прозрачно, так, чтобы зритель не увидел следов кисти и границ цветовых переходов. Ведущим жанром был исторический. Художники-классики писали картины на античные и библейские сюжеты, воспевали героическую историю.


Все мастера, которые прошли обучение в Академии художеств, умели работать в стиле классицизма, однако многих художников он не устраивал. Они стремились внести что-то новое, что-то свое, искали собственный почерк и манеру. Среди художников, работавших во второй половине XVIII века можно отметить несколько имен: Антон Павлович Лосенко (1737-1773), Федор Степанович Рокотов (1735/36- 1808), Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822).

«А.П. Лосенко родился на Украине, в крестьянской семье. В семилетнем возрасте он был привезен в Петербург, где стал певчим придворного хора. Затем был отдан в обучение к известному художнику И.П. Аргунову. Векоре Лосенко поступает в только что открывшуюся Академию художеств. В числе наиболее способных учеников был отправлен на учебу во Францию, где провел восемь лет. Лосенко считается родоначальником русской исторической живописи. Он не только писал картины на античные («Прощание Гектора с Андромахой») и библейские («Авраам приносит в жертву сына своего Исаака») темы, но и стал первым из российских живописцев, кто запечатлел на полотне страницу из истории Древней Руси.»3

Также, Лосенко, по заказу Академии художеств, создал картину «Владимир и Рогнеда», на ней он изобразил тот момент, когда новгородский князь Владимир просит прощения у Рогнеды – дочери полоцкого князя, за то, что убил ее братьев и отца, а саму взял насильно в жены.

«Ф. С. Рокотов родился в подмосковном селе Воронцове, в семье крепостных князя Репнина. Учился в Академии художеств. Получив звание академика, переехал в Москву. Здесь он прожил около 40 лет и создал множество полотен.»3

Ф. С. Рокотов создавал портреты, он – самый поэтичный русский портретист XVIII столетия. Художник в своих портретах старается уловить особенности внутреннего мира своих героев, например, если посмотреть в изображение А. П. Струйской, можно увидеть на лице восемнадцатилетней женщины отражения задумчивости, незащищенности, душевной чистоты.

«Д. Г. Левицкий родился на Украине, в семье священника. Его отец увлекался гравировальным искусством. Основам живописи Дмитрия Григорьевича обучил художник А.П. Антропов.

Около 1758 г. Д.Г. Левицкий переехал в Петербург. Слава к нему пришла в 1770 г., когда на летней академической выставке были представлены шесть выполненных им картин.»3

Д. Г. Левицкий создавал парадные портреты, например, портрет Прокофия Демидова, сложного и противоречивого человека. Поза П. Демидова обычна для парадного портрета: повернувшись к зрителям, он величественным жестом указывает на горшки с цветами, но в то же время одежда, лейка, на которую он опирается, а главное, выражение лица, выпадают из привычных канонов парадной живописи.