Файл: Контрольная работа Культура России второй половины xviii века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
___________________
2 Просвещение и наука во второй половине XVIII века: Пчелов Е.В.
Наука в России XVIII века развивалась как часть мировой науки. Ученые из России оказывали все большее влияние на мировую науку. Уровень развития науки в России был ниже, чем в Европе. Но это только увеличивает ценность каждого достижения русской науки XVIII века.
В XVIII веке образование играло важную роль, оно стало доступно не только детям дворян, помещиков и других представителей высшего сословия, но и детям менее обеспеченных людей. Для них были открыты солдатские школы, сыгравшие значительную роль в развитии образования в России. Солдатские школы – это общеобразовательные школы для солдатских детей, преемники и продолжатели цифровых школ петровского времени.
Второй тип школ в России XVIII века-это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, дворянские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Дворянский корпус (Морской, инженерный, Сухопутный, артиллерийский) готовил в основном офицеров для армии и флота.
Третьим типом учебных заведений XVIII века были духовные семинарии и школы, в том числе классные школы, предназначенные для детей духовенства; разночинцы в эти школы не зачислялись. Их главной задачей была подготовка священников, преданных королю и церкви. Но ученики таких школ получали и общее образование.
Четвертый тип учебных заведений - специальные школы (горные, штурманские, медицинские и т. д.). Таких школ было немного - около двух десятков. Сюда же входит и компания, основанная в 1757 году. Академия художеств. Хотя в таких школах училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.
К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений, в которых обучалось около 70 тысяч студентов. Судя по этим цифрам, грамотность в России значительно возросла, но она все еще была далека от уровня Западной Европы - в России в среднем учились два человека из тысячи.
-
Архитектура
В XVIII веке развивается архитектура Российской империи.
Основные этапы развития архитектуры:
-
В России XVIII века поочередно развиваются три направления архитектуры: барокко, рококо, классицизм. -
В архитектуру приходят новые западные направления, которые сочетаются с российскими традициями. -
В Российской Империи появляются новые города, образовываются первые архитектурные памятники, памятники культуры. -
Возводятся новые строения в Санкт-Петербурге. Который приобретает статус центра архитектуры XVIII века. -
Появляются новые здания для России эпохи Просвещения: театры, заводы, коллегии, сооружения гражданского назначения. -
Активно застраиваются города. -
Россия приглашает иностранных архитекторов. -
Большое значение для империи имеет постройка дворцовых и парковых зон, которых становятся достопримечательностью эпохи.
Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVIII века на ведущее в развитии мировой архитектуры. Основные принципы классицизма – единообразие, согласованность, порядок, разумность. Особенности: четкая планировка, масштабность, структура зданий.
В период раннего классицизма еще сохранялись некоторые черты барокко; в строгом использовались формы классической архитектуры древности при минимализме внешних декоративных средств; высокий классицизм — наивысший период в развитии стиля, характеризующийся синтезом искусств и формированием градостроительных ансамблей.
В России обращение к классическим ордерам, формам, композициям носило творческий характер. Русскому классицизму не была свойственна канонизация приемов, что выразилось в объемно-пространственной организации зданий, их пластичности.
В Московском регионе на архитектуру сильнее влияли народные традиции, а строительство не так строго регламентировалось государственными органами. Своеобразный классицизм был представлен в русской провинции, что создавало региональное разнообразие стиля.
Большие возможности строительства в России привлекли многих талантливых архитекторов из европейских стран (Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Деламот, А. Ринальди и др.). Формирование русской классической школы и ее расцвет связаны с творческой деятельностью великих русских зодчих (В. И. Баженов, И. Е. Старов и М. Ф. Казаков). Особенно характерны для этого периода большие градостроительные работы, вызванные новыми общественными, административными потребностями и ростом городского населения. Строятся новые общественные здания: почтамт, воспитательный дом, присутственные места, больницы, здания дворянских собраний, театры и т. д. Наиболее активно застраиваются Санкт-Петербург и Москва.
На набережной Невы (1764-1772) в Петербурге по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламот построено здание Академии художеств. Монументальное дворцовое здание с внутренним замкнутым двором. Ордерная система выявляет основную архитектоническую основу фасадов и наиболее ответственные места в композиции.
Малый Эрмитаж (В. Деламот) (1764-1775) развивает застройку Зимнего дворца, его горизонтальные членения совпадают с дворцом. Нижний ярус для подсобных помещений — цоколь; верхний — два парадных этажа, объединенных сложным ордером.
Ограду Летнего сада (1773-1784) спроектировали русские архитекторы Ю. Фельтен и П. Егоров. Сочетание гранитных столбов и металлической решетки строгого рисунка.
Спуски и набережные Невы, мост через Зимнюю канавку, Александровский институт (1765-1775), церкви, здание Старого Эрмитажа (1775-1784) — это произведения Ю. М. Фельтена.
В Москве в период с 1760 по 1790 г. основным видом строительства была жилая застройка, особенно городские дворянские усадьбы с главным домом в глубине парадного двора. Рядовые жилые дома стали строиться главным фасадом по красной линии улиц.
-
Литература
Русская литература на самом деле представляет собой важнейший элемент русской культуры, каждый период имеет свои особенности и достижения.
Литература второй половины XVIII века представляется тремя основными литературными направлениями: классицизм, художественно-реалистическое направление, сентиментализм.
Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, которое ориентируется на античные образцы творчества и признающее их нормой.
Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:
-
Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии, стиль написания — разговорный. -
Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.
В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.
С развитием русского классицизма в литературе ассоциируются такие знаменитые фамилии как А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский – они разрабатывали и развивали литературный язык, а также работали над такими формами, как: сатира, ода.
Отдельно можно выделить М. В. Ломоносова, который творил в эпоху расцвета этого литературного направления, он известен своими одами и поэмами, написанными в классическом стиле. (Ода на прибытие Государыни Императрицы; Ода на день восшествия на Всероссийский престол; Утреннее Размышление о Божием Величестве).
Во второй половине
XVIII века начинает свое формирование художественно-реалистическое направление русской литературы. Ярким представителем данного направления является Д. И. Фонвизин и его знаменитое произведение «Недоросль».
Комедия «Недоросль» занимает центральное место в творчестве Д. И. Фонвизина. Главная проблема данного произведения – это проблема воспитания в условиях крепостничества.
Сентиментализм в русской литературе XVIII века. В сентиментализме главную позицию занимает душа.
Особенности, отличительные черты сентиментализма:
-
В произведениях важно акцентировать внимание своих читателей на чувства. В своих героях авторы подчеркивают умение сочувствовать и сопереживать. -
В отличии от классицизма, где в центре событий были представители сословий, в сентиментализме главные герои представлены обычными людьми. -
Главными темами сентиментализма являются высокие чувства. Такие как любовь, дружба, доброта.
Известными представителями русского литературного сентиментализма являлись: И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. Н. Радищев.
Сентиментализм в России расходился на два направления: дворянский и революционный.
-
Дворянский. Авторы – представители дворянского сентиментализма в своих произведениях были достаточно лояльными к существующему укладу, они писали о любви, о душе человека и не выступали за отмену крепостного законодательства. -
Революционный. Писатели – представители революционного сентиментализма в своих произведениях выступали за отмену крепостного права. Центральное место в произведениях занимали обычные люди, которые имеют право на свободную и счастливую жизнь.
Сентиментализм, в отличие от классицизма не предполагал четких установленных правил написания произведений, поэтому авторы имели полную свободу творчества, так как героями произведений сентиментализма были простые люди, это нашло и отражение в языке произведений, который в свою очередь тоже становится проще, даже имели место быть элементы просторечия.
-
Живопись
Классицизм также господствовал и в живописи второй половины XVIII века. Картины, которые были написаны в этом художественном стиле, отличал сдержанный колорит. Самым ярким цветом выделялся лишь главный персонаж, который всегда находился в центре полотна, вокруг него группировались остальные фигуры, разворачивалось действие. Краски наносились на полотно тонко и прозрачно, так, чтобы зритель не увидел следов кисти и границ цветовых переходов. Ведущим жанром был исторический. Художники-классики писали картины на античные и библейские сюжеты, воспевали героическую историю.
Все мастера, которые прошли обучение в Академии художеств, умели работать в стиле классицизма, однако многих художников он не устраивал. Они стремились внести что-то новое, что-то свое, искали собственный почерк и манеру. Среди художников, работавших во второй половине XVIII века можно отметить несколько имен: Антон Павлович Лосенко (1737-1773), Федор Степанович Рокотов (1735/36- 1808), Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822).
«А.П. Лосенко родился на Украине, в крестьянской семье. В семилетнем возрасте он был привезен в Петербург, где стал певчим придворного хора. Затем был отдан в обучение к известному художнику И.П. Аргунову. Векоре Лосенко поступает в только что открывшуюся Академию художеств. В числе наиболее способных учеников был отправлен на учебу во Францию, где провел восемь лет. Лосенко считается родоначальником русской исторической живописи. Он не только писал картины на античные («Прощание Гектора с Андромахой») и библейские («Авраам приносит в жертву сына своего Исаака») темы, но и стал первым из российских живописцев, кто запечатлел на полотне страницу из истории Древней Руси.»3
Также, Лосенко, по заказу Академии художеств, создал картину «Владимир и Рогнеда», на ней он изобразил тот момент, когда новгородский князь Владимир просит прощения у Рогнеды – дочери полоцкого князя, за то, что убил ее братьев и отца, а саму взял насильно в жены.
«Ф. С. Рокотов родился в подмосковном селе Воронцове, в семье крепостных князя Репнина. Учился в Академии художеств. Получив звание академика, переехал в Москву. Здесь он прожил около 40 лет и создал множество полотен.»3
Ф. С. Рокотов создавал портреты, он – самый поэтичный русский портретист XVIII столетия. Художник в своих портретах старается уловить особенности внутреннего мира своих героев, например, если посмотреть в изображение А. П. Струйской, можно увидеть на лице восемнадцатилетней женщины отражения задумчивости, незащищенности, душевной чистоты.
«Д. Г. Левицкий родился на Украине, в семье священника. Его отец увлекался гравировальным искусством. Основам живописи Дмитрия Григорьевича обучил художник А.П. Антропов.
Около 1758 г. Д.Г. Левицкий переехал в Петербург. Слава к нему пришла в 1770 г., когда на летней академической выставке были представлены шесть выполненных им картин.»3
Д. Г. Левицкий создавал парадные портреты, например, портрет Прокофия Демидова, сложного и противоречивого человека. Поза П. Демидова обычна для парадного портрета: повернувшись к зрителям, он величественным жестом указывает на горшки с цветами, но в то же время одежда, лейка, на которую он опирается, а главное, выражение лица, выпадают из привычных канонов парадной живописи.