ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Психология
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 1181
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
7.2. Дополнительная литература
7.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
7.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, пропустивший два занятия подряд по уважительным причинам, допускается до последующих занятий, предъявив конспект материалов по пропущенным занятий (лекции или семинара). В случае пропуска более чем трех занятий студент предъявляет конспект книги М.Черноушека «Психология жизненной среды» объемом в 10 машинописных страниц. В случае отсутствия уважительных причин преподаватель оставляет за собой право предложить на экзамене дополнительный вопрос для подготовки по пропущенному материалу. В случае отсутствия доклада по темам, приведенным в данной программе, слушатель может быть не допущен к сдаче экзамена. В случае активного и креативного участия в практических занятиях и отличного доклада по усмотрению преподавателя студент может быть аттестован отлично автоматически, без сдачи итогового экзамена.
7.1. Основная литература
-
Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 400 с. – **.
7.2. Дополнительная литература
-
Дерябо, С.Д. Введение в экологическую психологию / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Москва : МГППУ, 2002. – 241 c. – **.
-
Нартова-Бочавер, С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение / С.К. Нартова-Бочавер, К.А. Бочавер, С.Ю. Бочавер. – Москва : Генезис, 2011. – 315 с. – **.
-
Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности / С.К. Нартова-Бочавер. – Москва : Прометей, 2005. – 300 с. – **.
-
Панов, В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии / В.И. Панов. – Москва : Наука, 2004. – 196 с. – **.
-
Смолова, Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой. Экологическая психология / Л.В. Смолова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2010. – 711 с.
-
Штейнбах, Х. Э. Психология жизненного пространства / Х.Э. Штейнбах, В.И. Еленский. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 239 с. – **.
-
Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – Москва : Смысл, 2000. – 456 с. – **.
-
Acar, H. Learning Environments for Children in Outdoor Spaces [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 141. – August. – pp.846-853 – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/article/pii/S187704281403571X# (дата обращения: 27.09.2014)
-
Beery, T.H. Nature to place: Rethinking the environmental connectedness perspective [Электронный ресурс] // Journal of Environmental Psychology. – 2014. – Vol. 40. – December. – pp. 198-205. – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/article/pii/S0272494414000553 (дата обращения: 27.09.2014)
-
Schroeder, H.W. Place experience, gestalt, and the human–nature relationship [Электронный ресурс] // Journal of Environmental Psychology. – 2007. – Vol. 27. – Is. 4. – December. – Pp. 293-309. – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/article/pii/S0272494407000539 (дата обращения: 01.09.2014)
-
Современная зарубежная психология [Электронный ресурс]. – Москва : МГППУ. – ***. – URL: http://psyjournals.ru/jmfp/index.shtml (дата обращения: 20.07.2014).
-
Психологические исследования [Электронный ресурс]: Научный электронный журнал. – URL: http://psystudy.ru/ (дата обращения 20.07.2014).
-
Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://www.tandfonline.com/loi/ncen20 (дата обращения: 20.07.2014).
-
Journal of Environmental Psychology [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/journal/02724944 (дата обращения: 01.09.2014).
-
Elibrary: Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://elibrary.ru (дата обращения 20.07.2014).
2. ScienceDirect [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://www.sciencedirect.com (дата обращения 20.07.2014).
3. Wiley Online Library [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://onlinelibrary.wiley.com (дата обращения 20.07.2014).
Примечание:
* – наличие грифа
** – наличие в Городской фундаментальной библиотеке МГППУ
*** – наличие в электронной библиотеке или в подписной базе МГППУ
7.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
При подготовке к лабораторным занятиям студентам рекомендуется проявлять творческую активность и осуществлять целенаправленный поиск последних наиболее актуальных источников, с преимущественным вниманием к периодическим изданиям и зарубежным информационным базам. Студенты должны прочитать записи лекций, рекомендованную основную и дополнительную литературу, а также ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы. Особое внимание следует уделить вопросам, вынесенным для обсуждения на лабораторном занятии в форме групповой дискуссии, круглого стола или импровизированной психологической консультации.
7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
Статистическая программа обработки данных SPSS 17 и Пакет приложений Microsoft Office 2007.
7.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Распечатанная программа дисциплины, наличие учебных пособий и доступа в интернет.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
В процессе изучения дисциплины «Психология среды» необходимо обратить внимание на различные акценты в понимании среды, проставляемые социологами, этологами, генетиками, персонологами; отметьте также относительность границ между индивидом и средой. Важно отметить ключевые моменты интерпретации среды как явления в разных философских школах, конвенциональный (договорной) характер проблемы объективного и субъективного характера среды в контексте антропного принципа С.Хокинга. Необходимо осознавать существование в составе средовых влияний объективных циклических закономерностей, которые могут оказывать прямое и косвенное влияние на психическое состояние людей и их поступки; отметить факт климатического детерминизма и его роль в развитии человеческой культуры (Л.Н. Гумилев). Важно не забывать о необходимости экологического мировоззрения в планировании психологических исследований и коррекционных интервенций и принять во внимание, что контакт с природной средой рассматривается как составляющая личной идентичности (эмпирическая личность).
При изучении пространственной среды целесообразно обратить внимание на существование индивидуально-личностных особенностей, обусловленных типом населенного пункта, отметить специфику средовых стрессов и факторов жизнестойкости у жителей мегаполисов, городов среднего размера и сельских поселений. Нужно отметить поддерживающие функции домашней среды для взрослых и развивающие – для детей, обратить внимание на необходимость обеспечения личной приватности в домашней обстановке, отметить особенности явления территориальности в домашней среде.
Полезно соотнести значение артефактов как орудий человеческой деятельности, как средств самопрезентации и самоидентификации и как социальных посланий, а также оценить психопрофилактический смысл привязанности к вещам и свободы от обладания ими. Необходимо на протяжении знакомства с дисциплиной учитывать обратимый характер феномена персонализации. Важно осознавать также системный характер понятия ноосферы, метафизические и операциональные оттенки этого термина и обратить внимание на особенности идентификации с ценностями и идеями по сравнению с другими средовыми объектами.
Все эти содержательные задачи требуют расширения кругозора и опыта соотнесения отдельных случаев с объективно-средовыми исследованиями.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология жизненной среды представляет собой авторский курс, не подкрепленный авторитетными и полными учебными пособиями, в силу чего значительная часть информации передается непосредственно лектором, который для подготовки к занятиям должен проработать значительный научный материал, преимущественно полученный в зарубежной психологии и социологии среды. В настоящий момент средовой подход в клинической психологии и реабилитологии еще не обрел всеобщего признания, в силу чего приходится прикладывать усилия для его пропаганды. В процессе преподавания психологии среды необходимо удерживать масштаб обобщения, который задается изучаемым материалом: философским, позитивистским, психотерапевтическим. Для решения этой задачи полезно в ходе изложения материала менять оттенки предмета, переходя от объективно-средовых исследований к самообследованию студентов и использованию качественных методов, позволяющих им овладеть началами методологии средовых исследований.
При изучении первого раздела необходимо ознакомить студентов с историей коллизии личность-среда, очертить классические и современные подходы к ее разрешению. Важно передать студентам представление о диалектичности этого взаимодействия и связать их с персонологическими дискуссиями о взаимодействии личности и ситуации. Необходимо различать исследования среды как целостности и как суммы дискретных субсред, что приводит, соответственно, к молярности либо молекулярности исследований. Полезно дать представление о различии категорий: среда, пространство, бытие, контекст, которые имеют особенности употребления. При описании среды важно осознавать ее качества как целостности и в то же время понимать условность выделения отдельных субсред, которые часто имеют области пересечения. Полезно связать различные субсреды с индивидуальными онтологическими языками личности, что выводит на решение прикладных задач реабилитации и поддержки уязвимых субъектов.
При изучении второго раздела важно осознавать фрагментарность эмпирических исследований, недостаточность разработки научной методологии, существование преимущественно частных научных теорий, не переносимых с одной жизненной среды на другую. Перспективной представляется практико-ориентированная подача материала, что требует введения и обоснования понятия психологических границ. Соответственно, средовые воздействия в дальнейшем изложении материала могут рассматриваться как дружественные либо враждебные субъекту. Это существенно расширят представления о психологическом насилии, вводя в область его рассмотрения такие феномены, как пищевое насилие, внедрение в личное пространство, нарушение временных привычек, осуждение эстетических вкусов или жизненной философии субъекта. Среда должна изучаться с учетом задачи моделирования дружественных условия жизни и восстановления субъекта. Интересными и важными с этой точки зрения решения представляются феномены территориальности, краудинга (скученности), личного пространства, приватности. Важно расширить представление о личных вещах (артефактах) как носителе социального послания и существенном элементе эмпирической личности. Чрезвычайно перспективным представляется акцентирование временн́ых привычек и вообще эмпирических исследований фактора времени в становлении индивидуальности. Полезно передать представление об идеологии, эстетических предпочтениях и религиозных склонностях как элементе среды (ноосферы). На всех лабораторных работах показано обращение к личному опыту студентов в форме самообследования, шеринга или элементов средовых консультаций (исследования средовых привычек субъекта или его семьи, а также конфликтов, возникающих в этой связи).
Приложение: Рецензии.
Доктор психологических наук,
профессор каф. дифференциальной психологии и психофизиологии
МГППУ
__________________________________________________/Нартова-Бочавер С.К./