Файл: Рабочая программа по психологии среды.docx

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 1191

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Виды и формы отработки пропущенных занятий

Студент, пропустивший два занятия подряд по уважительным причинам, допускается до последующих занятий, предъявив конспект материалов по пропущенным занятий (лекции или семинара). В случае пропуска более чем трех занятий студент предъявляет конспект книги М.Черноушека «Психология жизненной среды» объемом в 10 машинописных страниц. В случае отсутствия уважительных причин преподаватель оставляет за собой право предложить на экзамене дополнительный вопрос для подготовки по пропущенному материалу. В случае отсутствия доклада по темам, приведенным в данной программе, слушатель может быть не допущен к сдаче экзамена. В случае активного и креативного участия в практических занятиях и отличного доклада по усмотрению преподавателя студент может быть аттестован отлично автоматически, без сдачи итогового экзамена.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1. Основная литература

  1. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 400 с. – **.


7.2. Дополнительная литература

  1. Дерябо, С.Д. Введение в экологическую психологию / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Москва : МГППУ, 2002. – 241 c. – **.

  2. Нартова-Бочавер, С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение / С.К. Нартова-Бочавер, К.А. Бочавер, С.Ю. Бочавер. – Москва : Генезис, 2011. – 315 с. – **.

  3. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности / С.К. Нартова-Бочавер. – Москва : Прометей, 2005. – 300 с. – **.

  4. Панов, В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии / В.И. Панов. – Москва : Наука, 2004. 196 с. – **.

  5. Смолова, Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой. Экологическая психология / Л.В. Смолова. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2010. 711 с.

  6. Штейнбах, Х. Э. Психология жизненного пространства / Х.Э. Штейнбах, В.И. Еленский. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 239 с. – **.

  7. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – Москва : Смысл, 2000. – 456 с. – **.

  8. Acar, H. Learning Environments for Children in Outdoor Spaces [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 141. – August. – pp.846-853 – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/article/pii/S187704281403571X# (дата обращения: 27.09.2014)

  9. Beery, T.H. Nature to place: Rethinking the environmental connectedness perspective [Электронный ресурс] // Journal of Environmental Psychology. – 2014. – Vol. 40. – December. – pp. 198-205. – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/article/pii/S0272494414000553 (дата обращения: 27.09.2014)

  10. Schroeder, H.W. Place experience, gestalt, and the human–nature relationship [Электронный ресурс] // Journal of Environmental Psychology. – 2007. – Vol. 27. – Is. 4. – December. – Pp. 293-309. – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/article/pii/S0272494407000539 (дата обращения: 01.09.2014)



    1. Периодические издания

  1. Современная зарубежная психология [Электронный ресурс]. – Москва : МГППУ. – ***. – URL: http://psyjournals.ru/jmfp/index.shtml (дата обращения: 20.07.2014).

  2. Психологические исследования [Электронный ресурс]: Научный электронный журнал. – URL: http://psystudy.ru/ (дата обращения 20.07.2014).

  3. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://www.tandfonline.com/loi/ncen20 (дата обращения: 20.07.2014).

  4. Journal of Environmental Psychology [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://ebs.mgppu.ru:5032/science/journal/02724944 (дата обращения: 01.09.2014).



    1. Интернет-ресурсы

  1. Elibrary: Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://elibrary.ru (дата обращения 20.07.2014).

2. ScienceDirect [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://www.sciencedirect.com (дата обращения 20.07.2014).

3. Wiley Online Library [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://onlinelibrary.wiley.com (дата обращения 20.07.2014).


Примечание:

* – наличие грифа

** – наличие в Городской фундаментальной библиотеке МГППУ

*** – наличие в электронной библиотеке или в подписной базе МГППУ




7.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

При подготовке к лабораторным занятиям студентам рекомендуется проявлять творческую активность и осуществлять целенаправленный поиск последних наиболее актуальных источников, с преимущественным вниманием к периодическим изданиям и зарубежным информационным базам. Студенты должны прочитать записи лекций, рекомендованную основную и дополнительную литературу, а также ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы. Особое внимание следует уделить вопросам, вынесенным для обсуждения на лабораторном занятии в форме групповой дискуссии, круглого стола или импровизированной психологической консультации.


7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

Статистическая программа обработки данных SPSS 17 и Пакет приложений Microsoft Office 2007.

7.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Распечатанная программа дисциплины, наличие учебных пособий и доступа в интернет.


8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

В процессе изучения дисциплины «Психология среды» необходимо обратить внимание на различные акценты в понимании среды, проставляемые социологами, этологами, генетиками, персонологами; отметьте также относительность границ между индивидом и средой. Важно отметить ключевые моменты интерпретации среды как явления в разных философских школах, конвенциональный (договорной) характер проблемы объективного и субъективного характера среды в контексте антропного принципа С.Хокинга. Необходимо осознавать существование в составе средовых влияний объективных циклических закономерностей, которые могут оказывать прямое и косвенное влияние на психическое состояние людей и их поступки; отметить факт климатического детерминизма и его роль в развитии человеческой культуры (Л.Н. Гумилев). Важно не забывать о необходимости экологического мировоззрения в планировании психологических исследований и коррекционных интервенций и принять во внимание, что контакт с природной средой рассматривается как составляющая личной идентичности (эмпирическая личность).

При изучении пространственной среды целесообразно обратить внимание на существование индивидуально-личностных особенностей, обусловленных типом населенного пункта, отметить специфику средовых стрессов и факторов жизнестойкости у жителей мегаполисов, городов среднего размера и сельских поселений. Нужно отметить поддерживающие функции домашней среды для взрослых и развивающие – для детей, обратить внимание на необходимость обеспечения личной приватности в домашней обстановке, отметить особенности явления территориальности в домашней среде.


Полезно соотнести значение артефактов как орудий человеческой деятельности, как средств самопрезентации и самоидентификации и как социальных посланий, а также оценить психопрофилактический смысл привязанности к вещам и свободы от обладания ими. Необходимо на протяжении знакомства с дисциплиной учитывать обратимый характер феномена персонализации. Важно осознавать также системный характер понятия ноосферы, метафизические и операциональные оттенки этого термина и обратить внимание на особенности идентификации с ценностями и идеями по сравнению с другими средовыми объектами.

Все эти содержательные задачи требуют расширения кругозора и опыта соотнесения отдельных случаев с объективно-средовыми исследованиями.



9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология жизненной среды представляет собой авторский курс, не подкрепленный авторитетными и полными учебными пособиями, в силу чего значительная часть информации передается непосредственно лектором, который для подготовки к занятиям должен проработать значительный научный материал, преимущественно полученный в зарубежной психологии и социологии среды. В настоящий момент средовой подход в клинической психологии и реабилитологии еще не обрел всеобщего признания, в силу чего приходится прикладывать усилия для его пропаганды. В процессе преподавания психологии среды необходимо удерживать масштаб обобщения, который задается изучаемым материалом: философским, позитивистским, психотерапевтическим. Для решения этой задачи полезно в ходе изложения материала менять оттенки предмета, переходя от объективно-средовых исследований к самообследованию студентов и использованию качественных методов, позволяющих им овладеть началами методологии средовых исследований.

При изучении первого раздела необходимо ознакомить студентов с историей коллизии личность-среда, очертить классические и современные подходы к ее разрешению. Важно передать студентам представление о диалектичности этого взаимодействия и связать их с персонологическими дискуссиями о взаимодействии личности и ситуации. Необходимо различать исследования среды как целостности и как суммы дискретных субсред, что приводит, соответственно, к молярности либо молекулярности исследований. Полезно дать представление о различии категорий: среда, пространство, бытие, контекст, которые имеют особенности употребления. При описании среды важно осознавать ее качества как целостности и в то же время понимать условность выделения отдельных субсред, которые часто имеют области пересечения. Полезно связать различные субсреды с индивидуальными онтологическими языками личности, что выводит на решение прикладных задач реабилитации и поддержки уязвимых субъектов.


При изучении второго раздела важно осознавать фрагментарность эмпирических исследований, недостаточность разработки научной методологии, существование преимущественно частных научных теорий, не переносимых с одной жизненной среды на другую. Перспективной представляется практико-ориентированная подача материала, что требует введения и обоснования понятия психологических границ. Соответственно, средовые воздействия в дальнейшем изложении материала могут рассматриваться как дружественные либо враждебные субъекту. Это существенно расширят представления о психологическом насилии, вводя в область его рассмотрения такие феномены, как пищевое насилие, внедрение в личное пространство, нарушение временных привычек, осуждение эстетических вкусов или жизненной философии субъекта. Среда должна изучаться с учетом задачи моделирования дружественных условия жизни и восстановления субъекта. Интересными и важными с этой точки зрения решения представляются феномены территориальности, краудинга (скученности), личного пространства, приватности. Важно расширить представление о личных вещах (артефактах) как носителе социального послания и существенном элементе эмпирической личности. Чрезвычайно перспективным представляется акцентирование временн́ых привычек и вообще эмпирических исследований фактора времени в становлении индивидуальности. Полезно передать представление об идеологии, эстетических предпочтениях и религиозных склонностях как элементе среды (ноосферы). На всех лабораторных работах показано обращение к личному опыту студентов в форме самообследования, шеринга или элементов средовых консультаций (исследования средовых привычек субъекта или его семьи, а также конфликтов, возникающих в этой связи).


Приложение: Рецензии.


Доктор психологических наук,

профессор каф. дифференциальной психологии и психофизиологии

МГППУ


__________________________________________________/Нартова-Бочавер С.К./